Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции в I квартале 2023 года

В рядах улучшивших позиции, как и кварталом ранее, чаще оказывались предприятия, использующие интернет-решения для продвижения товаров и услуг

qr-code
Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции в I квартале 2023 года

Завершилась восьмая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, в ходе которой предприниматели поделились своими результатами за I квартал 2023 года. По завершении каждого опроса мы анализируем бизнесы, которые смогли улучшить свои позиции и которые, напротив, их ухудшили по сравнению с предыдущим кварталом. Посмотрим, какими характеристиками обладали те и другие в I квартале 2023 года, а также сравним с IV кварталом 2022 года.

Об улучшении или ухудшений позиций предприятия мы судим, сравнивая ответы в двух соседних волнах на вопрос о том, какой бизнес-стратегии – выживания, сохранения или роста – оно придерживалось. В результате мы получаем такие группы бизнесов, как «улучшившие позиции» и «ухудшившие позиции». К примеру, группу «улучшившие позиции» образуют те, кто сменил стратегию выживания на стратегию сохранения или роста, стратегию сохранения на стратегию роста или продолжил придерживаться стратегии роста (подробнее о построении групп см. «Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий»).

Сперва рассмотрим различия по типам клиентов. Так, в I квартале 2023 года чаще среди улучшивших позиции, нежели среди ухудшивших, оказывались те, кто ориентирован только на физлиц (39% против 33%). При этом те, кто ориентирован и на физлиц, и на организации одновременно, напротив, чаще оказывались среди ухудшивших позиции, нежели среди улучшивших (26% против 21%). Ориентированные же только на организации в тот период каких-либо особенностей не имели. Заметим, что в IV квартале 2022 года различий по типам клиентов между группами «улучшившие позиции» и «ухудшившие позиции» не наблюдалось.

Что касается сфер деятельности, то в позитивном ключе в I квартале 2023 года ни одна не выделялась. Можно лишь отметить несколько сфер, которые чаще испытывали трудности в тот период. Так, среди ухудшивших позиции несколько чаще, чем среди улучшивших, оказывались розничная торговля (23% против 18%) и строительство (16% против 9%). Кварталом ранее данные сферы особенностями не отличались.

Перейдем к форме регистрации и наличию наемных работников. В этот раз среди улучшивших и ухудшивших позиции были практически одинаковы доли ИП и юридических лиц, хотя еще в IV квартале 2022 года различия между группами были. Что касается дополнительного персонала, то мы снова чаще фиксировали повышенную долю бизнесов с наемными работниками среди улучшивших позиции, нежели среди ухудшивших (65% против 53%), то есть более крупные предприятия в очередной раз преуспевали несколько больше.

Теперь посмотрим на ситуацию с займами. Ожидаемо, что более благополучны были те, кому займы не требовались: в I квартале 2023 года, как и кварталом ранее, среди улучшивших позиции была несколько выше, чем среди ухудшивших, доля тех, кто за займами не обращался (75% против 68%). При этом, если посмотреть на конкретные виды займов, то так же, как и кварталом ранее, среди улучшивших позиции была несколько ниже, чем среди ухудшивших, доля привлекавших займы от физлиц (10% против 15%). Однако отметим, что, вероятно, не факт привлечения займов ухудшает ситуацию в бизнесе, а наоборот, наличие трудностей вынуждает обращаться за займами.

Отразилось на позициях предприятий и использование некоторых современных технологий. Так, в I квартале 2023 года, как и в IV квартале 2022 года, среди улучшивших позиции заметно чаще, чем среди ухудшивших, встречались те, кто использовал интернет-решения для продвижения товаров и услуг (53% против 42%), а также интернет-средства для организации рабочих процессов (51% против 42%). При этом в I квартале 2023 года, в отличие от IV квартала 2022 года, перестало давать преимущество использование онлайн-продаж. Использование же электронного документооборота не давало заметных преимуществ ни в I квартале 2023 года, ни кварталом ранее. Вероятно, ЭДО уже довольно широко распространен и вряд ли может считаться инновационной практикой.

В очередной раз несколько успешнее были предприятия, у которых появились новые виды деятельности: такие бизнесы заметно чаще оказывались в рядах улучшивших позиции, нежели в рядах ухудшивших (29% против 16%). Однако отметим, что, вероятно, новые виды деятельности появляются у уже довольно благополучных предприятий, поэтому однозначно говорить, что именно они способствовали улучшению позиций, мы не можем, мы лишь фиксируем такую взаимосвязь.

Итак, в I квартале 2023 года, как и кварталом ранее, несколько лучше положение дел было у предприятий, склонных к инновациям, а именно – применению современных технологий для продвижения товаров и услуг, организации рабочих процессов, созданию и открытию новых видов деятельности. По-прежнему несколько лучше удавалось справиться с трудностями предприятиям, у которых есть наемные работники. Обращение же за займами, как и в IV квартале 2022 года, напротив, являлось индикатором затруднительного положения.

_______________

Источник данных

Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Восьмая волна проходила с 14 апреля по 15 мая 2023 года.

Екатерина Пушкина
© 2024 ФОМ