Как управлять бизнесом в условиях турбулентности

Советы от руководителей компаний

qr-code
Как управлять бизнесом в условиях турбулентности

В конце февраля 2022 года только-только установившаяся пандемическая реальность была в один день вытеснена турбулентностью (турбоРеальностью), появлению которой способствовали перекрытие границ с Западом, введение экономических санкций, уход из России иностранных компаний и многое другое. 

С того времени ФОМ проводит серию глубинных интервью с руководителями компаний из разных сфер о влиянии текущей экономической ситуации на их бизнес. В фокусе внимания – антихрупкие компании, которые не просто преодолели два года пандемического кризиса, но и смогли извлечь из него пользу для развития своего бизнеса. У каждой из этих компаний – свои стратегии выживания. В данном материале собраны практики, которые в это непростое время помогают предпринимателям не отчаиваться, находить силы удерживать бизнес на плаву и вдохновлять сотрудников. 

Общие советы по управлению бизнесом

1. Не впадать в панику и продолжать действовать. Лидерам следует сохранять хладнокровие, придерживаться рационального подхода в принятии решений, просчитывать все возможные риски. 

«Главное – не впадать в панику, потому что за паникой следуют необдуманные поступки. Нужно просчитывать, перед тем как делать то или иное действие. Это, по-моему, самое главное. Проверяй партнеров, с которыми ты подписываешь новые договоры: особенно важно обращать внимание на надежность и платежеспособность контрагентов». (Представитель кадрового агентства, Москва) 

2. Повышать устойчивость и быть готовым к новым вызовам. Руководители отмечают, что нужно быть готовым к любым изменениям в бизнес-среде. Ситуация может быстро измениться, поэтому важно развивать адаптивность, быть устойчивым, находить силы отвечать на новые вызовы.

«В период пандемии мы все поняли, что нужно делать, какие стратегии нужно выстраивать. И то, что сейчас происходит, конечно, значительно тяжелее пандемии, но мы абсолютно подготовлены к новым вызовам». (Представитель управляющей компании в сфере гостеприимства, Москва) 

3. Не принимать поспешных решений, трезво оценивать ситуацию. Иногда на ситуацию невозможно повлиять, но это не мешает взглянуть на свой бизнес под другим углом и попытаться сохранить то, что есть сейчас. 

«Если ты не можешь повлиять на ситуацию, то можно просто посмотреть на нее по-другому, поискать возможности и попробовать максимально зафиксировать то, что есть сейчас. Для меня важно не делать никаких радикальных шагов, не предпринимать сиюминутных решений и стараться трезво смотреть на ситуацию». (Представитель салона для домашних питомцев, Москва) 

По мнению одного из информантов, в кризисные моменты важно уметь останавливаться и оценивать ситуацию, продумывать следующие шаги и пытаться увидеть новые возможности. 

«Нужно иногда останавливаться и смотреть. Ведь, когда ты переживаешь ситуацию, понимаешь, на верном ты пути или нет. Конечно, проблем очень много и психологическая нагрузка тяжелая, но без этого никак. Возможности будут всегда, где бы ты ни находился». (Представитель управляющей компании в сфере гостеприимства, Москва) 

4. Следить за трендами рынка. Со временем спрос на одни направления деятельности компании может снижаться, а на другие – повышаться. Поэтому особенно важно быть в курсе актуальных тенденций и подстраивать предложения под потребности клиентов. 

«Когда постоянно развиваешься и добавляешь новые направления, нормально, если прежние направления становятся неактуальными ввиду изменения трендов». (Представитель фитнес-студии, Москва) 

Советы по развитию бизнеса и планированию

1. Регулярно корректировать планы. В условиях турбулентности прежние подходы к планированию оказываются неактуальными. Управленцы отмечают, что горизонт планирования сокращается буквально до одного дня из-за невозможности спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Поэтому предприниматели стараются подстраивать планы под изменение условий работы. Такой подход к планированию может касаться различных сфер деятельности компании, в том числе рекламных коммуникаций, внедрения новых продуктов и предложений для клиентов. 

«Сейчас нам приходится жить одним днем. С утра встал, план себе на день наметил, план выполнил, сравнил доходы и расходы, посмотрел, не в минусе ли ты. Если в минусе – подумал, что можно предпринять». (Представитель агентства деловых мероприятий, Москва) 

2. Делать ставку на самые эффективные части бизнеса. В этом помогает опыт, полученный во время коронакризиса: наши собеседники отмечали, что еще в начале пандемии определили наиболее рентабельные направления деятельности, а сейчас активно их развивают. 

«Ветер перемен, как правило, ухудшает ситуацию в сфере дополнительного образования. Поэтому мы не надеялись на него, особенно в последние годы. И правильно поступали: сейчас мы сократили направление дополнительного образования до минимума». (Представитель частного вуза, Москва) 

3. Диверсифицировать бизнес. Руководители компаний отмечают, что не стоит зацикливаться на одном направлении работы. Наличие нескольких сфер деятельности и способов заработка повышает устойчивость компании и помогает быстрее адаптироваться к изменениям. 

«Диверсификация бизнеса была очень правильным решением. У нас есть обучающий центр, который нам очень помогает. Это второй бизнес, ведь с одним не выжить. То есть кризис дает новые возможности, а мы стараемся их уловить и сделать что-то полезное». (Представитель управляющей компании в сфере гостеприимства, Москва) 

«Ключевые советы – строить планы на день, сравнивать расходы и доходы и расширять зону своего влияния. Стараться следить за состоянием рынка, искать новые способы заработка». (Представитель агентства деловых мероприятий, Москва) 

4. Искать единомышленников. В крупных компаниях лидерам бывает сложнее отслеживать рабочие процессы, поэтому не стоит отказываться от делегирования некоторых обязанностей. 

«Одному просто не выстоять. В команде – 180 человек. Естественно, я не могу быть везде. Мне нужны замы, начальники. Если, например, салоном красоты можно управлять в одиночку, особенно если нет другой работы, то в нашей сфере без команды, без опоры никак». (Представитель компании в сфере производства, Самара) 

5. Прибегать к помощи профессионального сообщества и объединять усилия для решения проблем. Это помогает держать руку на пульсе, поддерживать связь с представителями своей сферы и вовремя реагировать на изменения. 

«В кризисные периоды нужно сверять часы с окружением. Я могу написать и ночью и днем в наши группы по общественной работе, по коммерческой деятельности. Я всегда буду услышана, меня поддержат, и я поддержу». (Представитель управляющей компании в сфере гостеприимства, Москва)

Советы по управлению финансами компании и поиску заказов

1. Управлять финансами «вручную». Как и в коронакризис, в ситуации турбулентности многим управленцам пришлось глубже погружаться в нюансы рабочих процессов, заниматься «микроскальпингом» бюджета (сокращением затрат). Сейчас руководителям важно «вручную» контролировать финансовые показатели за короткий период, поскольку предыдущие финансовые модели перестают работать. 

«Основной совет – контролировать финансовые показатели в коротком периоде «вручную», то есть не ждать месяц или квартал. Когда создается финансовая модель бизнеса, закладывается, что тратиться будет столько-то, ценообразование будет такое-то. Сейчас это все ломается: и цены, и расходы растут. Соответственно, руководителю нужно заново создавать финансовую модель». (Представитель бизнес-отеля, Тюмень) 

2. Покупать расходные материалы впрок из-за возможных перебоев поставок или угрозы резкого роста цен. По словам управленцев, это позволяет продолжать работу во время поиска новых поставщиков. Однако трата финансовой подушки на расходные материалы довольно рискованна, ведь могут возникнуть другие непредвиденные сложности. Кроме того, в ситуации неопределенности сложно заранее предугадать, с кем из поставщиков возникнут проблемы и насколько вырастут цены.

«Мне пришлось радикально перераспределить расходы. Чтобы выкупить полугодовой запас косметики впрок, который я никогда не покупаю в таких количествах, мне пришлось заморозить большое количество денег». (Представитель салона для домашних питомцев, Москва) 

3. Уделять внимание рискам, а не прибыли. В ситуации неопределенности у компаний могут возникать непредвиденные расходы, а выручка может снижаться из-за внешних обстоятельств. Однако это не повод отчаиваться: предприниматели отмечают, что в такие моменты лучше сфокусироваться на управлении рисками и обеспечении стабильности внутренних процессов компании. 

«Мы стараемся просчитывать риски и по возможности их блокировать. Тот, кто не думает о рисках, может быстро обанкротиться. Мне один человек сказал, что умный думает о рисках, а глупый – только о прибыли. Я это запомнил и стараюсь думать больше о рисках». (Представитель рекламно-производственной компании, Москва) 

Контролировать риски помогает диверсификация, однако многие предприниматели отказываются от расширения бизнеса в кризисной ситуации. Ведь обычно оно требует денежных вложений, а выгоду для компании сложно просчитать заранее. 

«Перспектива расширения отложена на неопределенный период, потому что я не знаю, как будет меняться стоимость аренды дополнительного помещения. Арендодатель меня уже даже не спрашивает, есть ли у меня планы на это помещение, – и так понятно». (Представитель фитнес-студии, Москва) 

4. Искать новые каналы коммуникации с потенциальными клиентами, ведь запрещенные сейчас социальные сети были одним из привычных способов продвижения услуг. 

«В социальных сетях был огромный функционал для продвижения. Очень многие делали ставку исключительно на эти каналы. Сейчас нет возможности привлечения новых клиентов с помощью этого инструментария». (Представитель салона для домашних питомцев, Москва) 

«В наших каналах продаж все очень резко меняется. Мы видим, что определенный процент аудитории отписывается. Поэтому мы следим за новыми возможностями, стараемся зарегистрироваться на всех сервисах». (Представитель бизнес-отеля, Тюмень) 

5. Возвращаться к активным продажам за счет прямого взаимодействия с потенциальными заказчиками.

«Сейчас приходится самим искать клиентов, вспоминать, как это было раньше, например в 2000-х. Это и звонки, и личные встречи. Кого-то мы уговариваем сотрудничать. На личных связях многое завязано». (Представитель бизнес-отеля, Тюмень) 

6. Актуализировать старые контакты, обращаться к прежним клиентам в поисках заказов, использовать сарафанное радио. Преимуществом в данном случае становится наличие лояльных и доверительных взаимоотношений с прежними клиентами. 

«При любых обстоятельствах у нас эффективнее всего работает сарафанное радио. Когда один клиент передает наши контакты другому, это срабатывает намного лучше рекламы». (Представитель кадрового агентства, Москва)

Советы по развитию лидерских качеств

1. Уделять внимание персоналу. В интервью руководители подчеркивают, что успех компании во многом зависит от коллектива. Сейчас, как и в пандемический кризис, стиль общения руководителя с подчиненными должен быть более мягким. В периоды стресса и неопределенности лидеру компании не стоит забывать о поощрении сотрудников. 

«Каждый сотрудник – личность, у которой есть свои достоинства и недостатки. И с ними надо грамотно работать, не забывать говорить спасибо. Если можно дополнительно премировать, надо это делать, особенно в период неопределенности». (Представитель кадрового агентства, Москва) 

Подробнее о роли корпоративной культуры в условиях новой реальности можно прочитать в материале «Руководитель должен оставаться для сотрудников образцом спокойствия и уверенности». 

2. Занимать активную позицию. Следующий совет от руководителей бизнеса – вовлекаться в общественные проекты, которые оперативно реагируют на потребности бизнеса. По мнению одного из информантов, именно с помощью такого способа можно влиять на принимаемые законы, находить поддержку от других представителей бизнес-сообщества и способствовать развитию своей отрасли. 

«Я заметила, что у меня стало больше общественных работ и проектов. Если ты хочешь спасти бизнес, то должен быть активным гражданином, иметь и выражать свою позицию. Один из ресурсов, который быстро развивается и слышит бизнес, – это Комитет Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Он включает мощный экспертный совет при поддержке 120 разных специалистов, в том числе меня и моих коллег. Все мы занимаем активную позицию в бизнесе, соответственно, влияем на законы и изменения к законам». (Представитель управляющей компании в сфере гостеприимства, Москва) 

3. Уделять внимание не только работе, но и отдыху. Один из наших собеседников обратил внимание на то, что многие предприниматели уделяют своему делу большую часть времени. Отсутствие отдыха часто приводит к выгоранию, что может негативно сказаться на деятельности компании. Результатом этой деятельности должны быть не только выручка и прибыль, но и эмоциональное удовлетворение, поэтому руководителю необходимо рационально распределять ресурсы. 

«Собственный бизнес – это работа целыми днями, даже в отпуске. Если не найти баланс между результатом и ресурсом, то либо потеряешь ресурсы (например, собственное здоровье), либо не достигнешь нужного результата». (Представитель рекламно-производственной компании, Москва) 

Руководитель компании – это авторитет, идейный вдохновитель, носитель корпоративных культуры и ценностей. Если сотрудники видят во главе компании сильного и надежного человека, они готовы проявлять лояльность к нему даже в катастрофических обстоятельствах.

Рекомендации, которыми поделились герои интервью, помогают их компаниям удержаться на плаву. Бизнес-сообщество старается выжить и продолжить работу в новых условиях, поэтому опыт руководителей организаций может оказаться полезным в подобных ситуациях в будущем.

Екатерина Никифорова, Елизавета Мудрецова
© 2022 ФОМ