Хронология Панели Малого Бизнеса ФОМ

qr-code
Хронология Панели Малого Бизнеса ФОМ

СОДЕРЖАНИЕ

2022 год
Развернуть

2021 год
Развернуть

Основные термины
Развернуть

ДЕКАБРЬ 2023 ГОДА

Исследования на Панели Малого Бизнеса ФОМ за 2023 год  

В 2023 году впервые была проведена работа по обновлению Панели Малого Бизнеса – информация о части панелистов была актуализирована, в связи с чем общее число панелистов разделилось на всех рекрутированных и доступных для опросов. За три года существования Панель Малого Бизнеса собрала 9585 предпринимателей из всех регионов России, из которых 7781 респондент доступен для последующих опросов. 

В течение 2023 года ФОМ провел на Панели следующие количественные исследования:  

  • четыре волны Лонгитюда Малого Бизнеса (январь – ноябрь); исследование проводится в партнерстве с Высшей школой экономики, выборка: ежеквартально 700–750 респондентов;  
  • четыре волны исследования «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) (январь – декабрь); исследование проводится для Сбера, выборка: ежеквартально 600 респондентов;  
  • «Искусственный интеллект в микро- и малом бизнесе: практики и оценки перспектив» (июль); исследование было проведено для Сбера, выборка: 500 респондентов. 

АВГУСТ – СЕНТЯБРЬ 2023 ГОДА

Обновлено Табло Панели

Одним из следствий весеннего обновления Панели Малого Бизнеса ФОМ, в ходе которого были актуализированы основные показатели бизнесов ее участников, стало присвоение каждому участнику статуса, отражающего его доступность для последующих опросов. Если участник получает статус «не доступен», указывается причина, по которой ему присвоен этот статус: вышел из бизнеса, отказался быть участником Панели, является участником Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ (его участники не задействуются в других опросах) или выбыл по другим причинам.

Эта работа нашла отражение в Табло Панели, где появилась еще одна секция – доступные в последующих опросах участники. Именно из этих данных формируется структура Панели: пол, возраст участников, юридический статус их бизнеса и т. д.

По данным на конец августа 2023 года, Панель Малого Бизнеса ФОМ насчитывала 9255 рекрутированных участников, 7456 из них были доступны для последующих опросов.

Проведен аудит панелистов, попросивших удалить их из базы

Чтобы выяснить, сколько рекрутированных участников Панели Малого Бизнеса ФОМ доступны для последующих опросов, впервые был проведен аудит панелистов, попросивших удалить их из базы. Отказ от опроса с просьбой удалить из базы приводит к осыпанию Панели, уменьшению числа респондентов, участвующих в опросах, поэтому важно было понять, почему люди просят удалить их из базы, а заодно и проверить, верно ли интервьюеры фиксируют отказы респондентов.

При прослушивании аудиозаписей интервью выяснилось, что зачастую от респондентов не исходило явной просьбы удалить их из базы. По итогам аудита было обнаружено 338 случаев, когда интервьюеры помечали, что респондентов нужно удалить из базы, при этом только в 97 из них респонденты прямо просили об этом. В 35 случаях респонденты выбыли из опросов из-за того, что номер принадлежал другому человеку либо респондент умер, в семи случаях респонденты закрыли бизнес. Были также ситуации, когда респондент просил удалить его из базы Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, а интервьюеры воспринимали это как просьбу удалить из базы Панели. В некоторых случаях отсутствовали аудиозаписи интервью.

По итогам аудита респонденты, от которых не исходило явной просьбы удалить их из базы Панели, были возвращены в нее и теперь могут стать участниками новых опросов. Таким образом, благодаря проделанной работе число участников Панели, доступных для последующих опросов, выросло.

Кроме того, аудит позволил решить несколько методических задач. Так, было принято решение изменить формулировки вопросов-приветствий в анкете паспорта участника Панели и в анкетах для опросов, убрать вариант ответа «респондент просит удалить его из базы», а также внести дополнение в инструкции интервьюеров, касающееся корректного фиксирования отказов респондентов.

Аудиозаписи интервью с просьбами респондентов об удалении из базы теперь будут сразу же направляться в отдел контроля для проверки, то есть подобный аудит панелистов станет регулярным – будет проводиться в конце каждого опроса.

МАРТ – АПРЕЛЬ 2023 ГОДА

Обновление Панели: актуализация основных показателей бизнесов участников Панели  

Панель Малого Бизнеса ФОМ – инструмент для быстрых исследований российских предпринимателей. На апрель 2023 года Панель включала 7972 участника. У каждого из них при добавлении в Панель ФОМ узнал про возраст их бизнеса, отрасль, количество сотрудников и другие детали. Мы называем эту базовую информацию об участнике его паспортом. Данные из паспорта позволяют сформировать группы предпринимателей и изучить их, если того требует исследование.  

За три года существования Панели участники могли перевести свой бизнес в новую сферу, сократить или увеличить число сотрудников или вовсе закрыть бизнес. Для того чтобы исследования Панели Малого Бизнеса оставались качественными, сотрудники ФОМа провели обновление Панели, которое планируется делать ежегодно. Сотрудники ФОМа поставили перед собой цель связаться с предпринимателями, которые вошли в Панель в 2020–2021 годах, и уточнить у них статус их бизнеса.  

Для обновления информации были отобраны 3570 предпринимателей – участников Панели. Полевой этап проходил в апреле 2023 года. В результате получилось обновить 1289 паспортов Панели. Выяснилось, что 1073 предпринимателя продолжают заниматься бизнесом, а 216 закрыли, передали или продали его. Уточненные данные позволят сотрудникам ФОМа сделать дальнейшие исследования ПМБ более точными и полезными для партнеров. 

ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ 2023 ГОДА

Лучшие из лучших: механизм отбора интервьюеров для работы с Панелью  

Телефонные опросы – основной способ сбора данных для исследований малого бизнеса с помощью Панели. С момента запуска Панели в 2020 году методология исследования регулярно изменялась так, чтобы собирать более точные данные. Помимо изменения формулировок вопросов, добавления блоков в анкету, сотрудники ФОМа меняли и способы отбора интервьюеров, работающих с Панелью.   

В самом начале работы над Панелью, в 2020 году, сотрудники ФОМа выбрали два звонковых центра из десятков наших партнеров, которые показывали высокие результаты по достижимости и качеству работы, для набора участников Панели и проведения первичных исследований. Механизм работы над Панелью тогда мало отличался от регулярных исследований ФОМа: кол-центры выделяли человеко-часы на работу, да и качество работы оставалось на их совести. Сотрудники ФОМа могли указать на ошибки в уже собранных данных, но непосредственный контроль за интервьюерами проводили сами кол-центры.   

Запустив первые исследования малого бизнеса с помощью Панели, сотрудники ФОМа поняли, что тема предпринимательства специфична, поскольку требует знания механизма работы бизнеса и множества юридических терминов. Интервьюер должен уметь объясняться и правильно подбирать слова, чтобы получать ответы на те вопросы, которые задаются предпринимателям.  

Для обучения интервьюеров сотрудники ФОМа решили использовать видеоматериалы – краткий брифинг перед началом их работы. В таких видео разбирались ошибки интервьюеров и разъяснялись вопросы анкеты. Это дало эффект, но ненадолго – видео быстро устаревали и нуждались в доработке.  

Сотрудники ФОМа поняли, что традиционная схема работы со звонковыми центрами не давала нужного эффекта, и перешли к работе с конкретными интервьюерами. Проекты Панели особенны еще и из-за того, что мы обращаемся к заранее отобранным респондентам, которые согласились принимать участие и выступают в роли экспертов, поэтому важно показать им, что они уникальны и очень ценны. С этой задачей могли справиться только профессиональные интервьюеры. Поэтому схема подготовки и контроля стала сложнее.  

Теперь, помимо одного общего видеоматериала и тестирования для допуска к работе на Панели, интервьюеры проходят второе тестирование, которое каждый раз создается под отдельный проект. К работе с предпринимателями допускаются только те интервьюеры, которые правильно ответили не менее чем на 90% вопросов.  

Работа с конкретными интервьюерами, а не с кол-центрами позволила быстрее проводить опросы и сводить ошибки в сборе данных к минимуму. Со временем эти интервьюеры стали давать и обратную связь: какие вопросы в анкете затруднительны для предпринимателей и что можно улучшить. Такого уровня включенности тяжело добиться от кол-центров.

В результате совместных усилий ФОМа и звонковых центров собралась команда из 80 человек с доступом к Панели Малого Бизнеса. Например, над опросом в рамках исследования ПРИМ работают 26 интервьюеров, которые прошли двухэтапную подготовку. Так обеспечиваются простота участия предпринимателей в исследованиях и получение качественных данных, на основании которых можно делать репрезентативные выводы о малом бизнесе в России.  

ДЕКАБРЬ 2022 ГОДА

Исследования на Панели Малого Бизнеса ФОМ за 2022 год 

За два года существования Панель Малого Бизнеса собрала 6777 предпринимателей из всех регионов России.  

 

В течение 2022 года ФОМ провел на Панели следующие количественные исследования: 

  • четыре волны Лонгитюда Малого Бизнеса (январь – ноябрь); исследование проводится в партнерстве с Высшей школы экономики, выборка: ежеквартально 700750 респондентов; 
  • опрос турбоМБ-1 «Голоса предпринимателей» (март), выборка: 100 респондентов; 
  •  «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) (октябрь – ноябрь); исследование предпринимателей было проведено для Сбера, выборка: 600 респондентов; 
  •  «Российские малые предприятия в условиях новой экономической реальности: способы адаптации, предпочтения и восприятие ситуации» (декабрь); исследование было проведено для Высшей школы экономики, выборка: 1200 респондентов. 

Участников Панели Малого Бизнеса поздравили с Новым годом 

Всем участникам Панели Малого Бизнеса, которые дали согласие на получение СМС-рассылки, были отправлены поздравления с Новым годом. Всего таких респондентов около 70% от общего числа панелистов, то есть 4750 человек. 

ФОМ провел встречу с экспертами в сфере изучения малого бизнеса 

Мероприятие «Проект «Социология Малого Бизнеса». Два года исследований: итоги и перспективы» прошло 15 декабря в гибридном формате, собрав в ФОМе и онлайне тех, кто занимается изучением проблематики малого предпринимательства. На встрече сотрудники ФОМа представили семь докладов. 

В начале встречи руководитель группы телеФОМ Тимур Османов – один из составителей Панели Малого Бизнеса – рассказал о методах ее создания и структуре, а также о возможностях экстраполяции результатов на малый бизнес РФ.  

Панель Малого Бизнеса: методы создания, структура, возможность экстраполяции результатов на малый бизнес РФ

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

ОКТЯБРЬ 2022 ГОДА

ФОМ принял участие в шестой ежегодной выставке-конференции в области исследований Research Expo – 2022 

На выставке 28 октября социологи ФОМа рассказали про главные проекты и достижения этого года, в частности про Проект СМБиз и уникальную Панель Малого Бизнеса. Специально к мероприятию были выпущены две брошюры: «ФОМ-Проект СМБиз (Социология Малого Бизнеса)» и «Панель Малого Бизнеса ФОМ», которые раздавались посетителям выставки.  

Брошюра о Проекте СМБиз

СКАЧАТЬ

Брошюра о Панели Малого Бизнеса

СКАЧАТЬ

МАЙ 2022 ГОДА

«Двойной агент»: предприниматель был дважды рекрутирован в Лонгитюд Малого Бизнеса

Участниками Лонгитюда Малого Бизнеса становятся предприниматели, рекрутированные из Панели Малого Бизнеса ФОМ. До настоящего времени рекрут панелистов в лонгитюдное исследование проводился три раза: первоначально – в июне 2021 года, затем – когда заменялись выбывшие участники, в январе и апреле 2022 года.

Во время проведения третьей волны Лонгитюда (в феврале 2022 года) одна из постоянных участниц нашего исследования сообщила своему лонг-интервьюеру, который опрашивал ее ранее в двух волнах, что опрос уже провел другой интервьюер.

Мы проверили возможность различных ошибок, появления дублей панелистов. Однако на тот момент ничего выявить не удалось. Только в мае 2022 года, во время проведения четвертой волны Лонгитюда, мы смогли выяснить, как респондент попал в лонгитюдную панель дважды. Лонг-интервьюер попросил респондента дать номер телефона второго интервьюера, чтобы выяснить, кто еще его опрашивает. Оказалось, что это наш лонг-интервьюер из другого региона. В его базе контактных данных мы нашли эту участницу исследования – совпадало имя, дата рождения, регион проживания. Однако идентификационный номер и номера телефонов были разными.

Получилось, что один и тот же респондент был рекрутирован дважды из всероссийских телефонных опросов с разными номерами телефонов в Панель Малого Бизнеса и дважды – в Лонгитюд. Причем второй раз респондент появился в Лонгитюде на этапе второго рекрута, проведенного в январе 2022 года. Отследить это с технической точки зрения не представлялось возможным.

При этом отметим: вероятность такого события крайне низка. Так, респондент должен был дважды попасть в выборку всероссийских опросов ФОМа, в обоих случаях согласиться войти в панель предпринимателей (в данном случае одному респонденту соответствовало два разных ID), и эти два разных ID должны были быть отобраны в Лонгитюд. Отбор на каждом этапе носит случайный характер. По нашим оценкам, вероятность того, что в Лонгитюде мы столкнемся с такой ситуацией, составляет около 0,02%!

МАРТ – АПРЕЛЬ 2022 ГОДА

Пани-интервьюеры рассказали о своих впечатлениях после проведения исследования ТурбоМБ-1

В первую очередь, интервьюеры отмечали, что использование аудиозаписи без записывания ответов на открытые вопросы под диктовку значительно облегчает работу оператора и дает возможность предпринимателю высказаться. А в такое непростое время людям есть что сказать.

«Считаю, что в сегодняшних условиях очень правильный формат опроса: можно получить очень развернутые ответы по поставленным вопросам. Почти все отвечали охотно, были затронуты важные вопросы, волнующие ИП и юрлиц, во время беседы, это слышно». (Наталья Дмитриева)

«Можно спокойно разговаривать, не напрягая голосовые связки (так как удерживать респондента не надо, говорят все с охотой и опрос не затянут). Опрос о том, что их волнует». (Вероника Листопад)

«Хороший проект, интересный, люди хорошо идут на контакт, достаточно откровенно говорят». (Светлана Китвец)

В ходе опроса возникали и трудности. В новом формате для некоторых пани-интервьюеров оказалось сложным удерживать разговорчивых респондентов в рамках ответа на один вопрос. Например, были предприниматели, которые при ответе на первый же вопрос затрагивали все темы последующих вопросов. В таких случаях интервьюеру приходилось, задавая каждый следующий вопрос, спрашивать, что еще может сказать респондент на эту тему.

«Возможно, в свободных вопросах хорошо бы сделать небольшой комментарий для интервьюера о том, какие можно в нестандартных случаях задавать наводящие вопросы, и они не будут считаться наведением на ответ». (Татьяна Волкожа)

На Панели Малого Бизнеса проведено исследование предпринимателей, оказавшихся в турбоРеальности (ТурбоМБ-1)

Лонг-интервьюеры – постоянные участники проекта, которые закрепляются за определенными респондентами на все время исследования и находятся с ними в регулярном контакте. Лонг-интервьюер берет у респондента интервью во время каждой новой волны исследования, а также взаимодействует с ним в период между исследованиями, присылая мотивационные материалы и отвечая на вопросы респондента в мессенджерах или по почте. Лонг-интервьюер умеет работать в рамках разных типов интервью и может отходить от правил стандартизированной коммуникации ради лучшего контакта с респондентом и удержания его в проекте.

В связи с проведением на Украине специальной военной операции, против России начали вводить новые санкции, многие зарубежные компании ушли с российского рынка. Социальная реальность радикально изменилась и приобрела турбулентный характер, стала, можно сказать, турбоРеальностью. 

В новых условиях малый бизнес оказался в сложнейшем положении, так как негативные последствия немедленно коснулись всех аспектов деятельности: произошли скачок цен и курса рубля, снижение спроса, разрыв логистических цепочек и т. д.

Существенные изменения в условиях жизни и деятельности малого бизнеса привели к необходимости срочно начать изучать, как предприниматели воспринимают происходящее, как они описывают возникшие проблемы и каким видят ближайшее будущее. 

Для этого первоначально была разработана анкета, преимущественно состоящая из открытых вопросов, и проведен ее пилотаж с участием лонг- и пани-интервьюеров.

На этапе проведения пилотажа одной из задач было сравнить работу лонг- и пани-интервьюеров и выбрать наиболее подходящих из них для проведения нового исследования, поскольку обычно они выполняют разные типы задач: лонг-интервьюеры знают, как опросить каждого участника из Панели, добиться максимальной достижимости, получить качественные и развернутые ответы, в то время как пани-интервьюеры обладают умением быстро и качественно опросить необходимое число респондентов из Панели.

После анализа результатов пилотажного исследования, во-первых, была доработана анкета, в нее вошло 19 вопросов, включая 11 открытых. Во-вторых, было принято решение привлекать к исследованию пани-интервьюеров, поскольку была подготовлена небольшая выборка и сроки проведения исследования были минимальными, а, кроме того, стоимость привлечения пани-интервьюеров ниже, чем лонг-интервьюеров.

При этом из-за значительного количества открытых вопросов изменилась методика проведения телефонных интервью. По итогам пилотажа стало очевидно, что большинство ответов предпринимателей на открытые вопросы содержательно объемны. Зафиксировать с первого раза весь ответ и не упустить важные смыслы было сложно, а также отняло бы много времени, что могло привести к потере внимания респондента и, соответственно, к прерванным интервью. По этой причине во время проведения исследования пани-интервьюеры задавали вопросы анкеты и фиксировали исключительно ответы на закрытые вопросы, в то время как во время открытых вопросов они только внимательно слушали предпринимателей и сразу после их ответа переходили к следующему вопросу. При этом во время телефонных интервью велась аудиозапись.

Таким образом, за один день было выполнено экспресс-исследование на выборке из 106 респондентов, случайно отобранных из Панели Малого Бизнеса.

Следующим этапом стали дословная расшифровка аудиозаписей открытых вопросов, ее проверка, а затем кодировка открытых вопросов. В результате коды были сгруппированы по тематическим категориям, названы и к ним были отобраны наиболее содержательные, хорошо иллюстрирующие их цитаты предпринимателей.

По результатам опроса подготовлена книга «Голоса предпринимателей», в которой закрытые вопросы представлены в виде графиков, а открытые вопросы – в виде массива дословных ответов респондентов.

ФЕВРАЛЬ 2022 ГОДА

Обработаны результаты прослушивания аудиозаписей отказов от участия в исследованиях 

Мы провели большую работу по анализу отказов от участия в исследованиях панели, для того чтобы устранить недочеты и неточности. Аудиторы прослушали аудиозаписи интервью отказавшихся респондентов и выявили два типа проблем.  

  1. Проблемы, связанные со скриптом, то есть с формулировками вступления, вопросами в анкете.  
  2. Проблемы, связанные с работой пани-интервьюеров, которым не хватает гибкости в работе с панелистом.  

В работе находятся следующие задачи по решению выявленных проблем. 

  • Изменить приветствие. Разбить информацию на несколько блоков, а не зачитывать единым тексом. Подобрать максимально подходящие слова, не отталкивающие респондента, а, наоборот, вызывающие интерес к исследованию.  
  • Подготовить тестирование пани-интервьюеров по ключевым особенностям проекта для сбора обратной связи и понимания действий интервьюера в различных ситуациях. 
  • В инструкциях подробнее описать ситуации для кодирования отказа. 
  • Подготовить аудит для интервьюеров. Отобрать интервью, в которых были допущены ошибки, и передать интервьюеру его интервью на прослушивание. 
  • Оценивать работу интервьюера в конце интервью.
  • Подготовить статистику по каждому интервьюеру о количестве волн, в которых они принимали участие, а также личные рекомендации для улучшения техники проведения опроса.

ЯНВАРЬ 2022 ГОДА

Обновлен Паспорт участника Панели Малого Бизнеса  

Паспорт участника ПМБ был разработан для фиксирования базовых сведений о предпринимателе и его компании (сфере деятельности и регионе, в котором зарегистрирована компания, ее размерах, данных о годовой выручке и прочее), а также информации о влиянии пандемии коронавируса на бизнес вновь прибывших в Панель респондентов. Данная информация о предпринимателе, его компании и его оценках влияния коронавируса на бизнес необходима для отбора специальных групп респондентов для исследований.  

Спустя год существования Панели Паспорт участника ПМБ потребовал актуализации. 

  • Внесена правка в вопросы, привязанные к временным точкам. Например, в прошлом году мы спрашивали про обороты предприятия в 2019–2020 годах, в этом году будем спрашивать про 2021 год.  
  • Исключены неактуальные вопросы, которые нецелесообразно использовать для отбора респондентов в тематические и другие исследования. Например, убран вопрос про должность предпринимателя, поскольку большинство из них занимают позицию генерального директора, а также вопросы про проблемы и успехи в бизнесе – эта тема будет исследоваться отдельно.  

С учетом данных изменений анкета Паспорта была обновлена.  

Обновлено Табло Панели

В изначальном виде Табло Панели было представлено в виде прикрепленного дашборда (панели управления), на котором отображалась информация о Панели. 

Однако такой вид представления оказался неудобным и нечитабельным в мобильной версии, поэтому мы перенесли информацию на сайт. 

Более того, в течение года нам поступали различные запросы, связанные с исследованиями малого бизнеса с использованием Панели. В соответствии с запросами наших потенциальных интересантов/заказчиков мы выбрали 10 наиболее информативных и интересных показателей, по которым можно отбирать предпринимателей для исследований или посмотреть структуру Панели в целом. Они отображены на графиках. 

Панель Малого Бизнеса ФОМ — СМБиз (fom.ru)  

ДЕКАБРЬ 2021 ГОДА

Панели Малого Бизнеса ФОМ – 1 год!

Панель Малого Бизнеса, запущенная в декабре 2020 года, за год своего существования собрала 4545 предпринимателей из всех регионов России.

В течение года ФОМ провел семь инициативных количественных и качественных исследований с участием панелистов:

  • январь 2021: серия глубинных интервью «Проблемы Малого бизнеса»;
  • апрель 2021: опрос «Общество и бизнес»;
  • апрель – май 2021: серия интервью «Мотивации предпринимателей для участия в долгосрочном исследовании»;
  • июль 2021: опрос «Государство и бизнес»;
  • июль – ноябрь 2021: две волны исследования «Лонгитюд Малого Бизнеса»;
  • сентябрь 2021: опрос предпринимателей на тему «Уроки пандемии для малого бизнеса»;
  • ноябрь – декабрь 2021: КЭП-сессии на тему «Уроки пандемии для малого бизнеса».

Основные результаты исследований опубликованы в подразделах «Темы» и «Лонгитюд» разделов «Исследования» и «Мониторинг» соответственно. Результаты исследования «Уроки пандемии для малого бизнеса» выйдут в виде Доклада–2021 в начале 2022 года.

ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ 2021 ГОДА

Пересмотрен процесс коммуникации интервьюеров с панелистами

Четвертый квартал 2021 года мы посвятили ревизии коммуникации с панелистами. Напомним, что основной способ взаимодействия с участниками Панели Малого Бизнеса – разговоры по телефону. Для проведения опроса с целью паспортизации респондентов в декабре 2020 года и дальнейших опросов на Панели мы отобрали звонковые центры, с которыми активно сотрудничали продолжительное время. Те в свою очередь отобрали своих лучших интервьюеров. С ними мы провели тщательный инструктаж, записали его на видео. С тех пор наша коммуникация с интервьюерами ограничивалась лишь инструктажами перед запусками текущих опросов на Панели. Информацию об особенностях проекта задействованные в нем интервьюеры усвоили.

В ноябре 2021 года мы провели общую встречу с руководством звонковых центров, чтобы получить обратную связь о Панели и связанных с ней проектах.

*Пани-интервьюер – интервьюер звонкового центра, закрепленный за Панелью Малого Бизнеса и обладающий специальным набором навыков для работы с панелистами.

В процессе обсуждения коллеги рассказали о заинтересованности пани-интервьюеров в обучении для достижения лучших результатов в работе на ПМБ. Это мотивировало нас подготовить обучающие материалы в формате интерактивного тренинга.

Команда ФОМа благодарит наших коллег из звонковых центров за инициативу, проявленную на встрече!

Начата работа над анализом достижимости в опросах панелистов

Одновременно с получением обратной связи от звонковых центров мы решили глубже разобраться в проблеме коммуникации. Мы обратили внимание, что у интервьюеров разная достижимость. Начали внимательно прослушивать аудиозаписи, чтобы выявить паттерны работы со сложными респондентами, способы конвертации отказов в перезвоны, а затем и в полные интервью. Наша задача максимум – выявить, какие стратегии уже предпринимают интервьюеры, и описать стратегии уменьшения количества отказов, тактику склонения респондентов к участию в опросах.

Запущена работа над трансформацией формата стандартизированного интервью в качественно-количественное исследование

С самого начала мы понимали, что жесткая рамка стандартизованного интервью не подходит для общения с панелистами. Во-первых, она может повлиять на достижимость, так как сужает простор для эмпатии и увлечения респондента ходом интервью. Во-вторых, она не позволяет зафиксировать ответы респондентов, выходящие за рамки заданных вопросов и вариантов ответов. На Панели мы проводим опросы по актуальным для предпринимателей темам, им интересно участвовать в наших опросах, они готовы делиться информацией. Нам лишь нужно корректно ее фиксировать. На словах при инструктаже мы поясняли эту проблему интервьюерам. Но у нас не были прописаны механизмы работы, каждый интервьюер справлялся с этой проблемой как мог. Мы работаем над трансформацией формата стандартизированного интервью в качественно-количественное исследование.

СЕНТЯБРЬ 2021 ГОДА

В Паспорт панелиста добавлен новый параметр – наличие у субъекта малого бизнеса заемных средств

В следующих опросах предпринимателям будет задаваться вопрос в такой формулировке:

Скажите, пожалуйста, в настоящее время ваше предприятие использует или не использует заемные средства? Если да, то это банковский кредит, оформленный на предприятие, банковский кредит, оформленный на Вас либо на другое физическое лицо, или иные заемные средства?

(Любое число ответов; позиции 4 и 5 не зачитываются):

1) банковский кредит, оформленный на предприятие; 

2) банковский кредит, оформленный на меня либо другое физическое лицо; 

3) иные заемные средства;

4) не используем заемные средства;

5) затрудняюсь ответить.

На Панели Малого Бизнеса реализован первый этап исследования «Уроки пандемии для малого бизнеса»

Исследование «Уроки пандемии для малого бизнеса» состоит из двух этапов: первый – предварительный опрос предпринимателей (ПОП), второй  – экспертные сессии с предпринимателями.

В ходе ПОП участники Панели проходили тест, позволяющий отобрать предпринимателей-экспертов, способных активно и заинтересованно участвовать в будущих сессиях. Кроме того, в ходе ПОП в форме полуформализованного интервью предпринимателям задавались открытые вопросы о том, как пандемия отразилась на их бизнесе, о положении малого бизнеса в тех регионах, где они работают, и о российском малом бизнесе в целом. Ответы на эти вопросы будут проанализированы и лягут в основу материалов, которые будут обсуждаться в ходе сессий.

По итогам ПОП из 149 предпринимателей для участия во втором этапе исследования были отобраны 60.

По завершении предварительного опроса в рамках исследования «Уроки пандемии для малого бизнеса» интервьюеры поделились впечатлениями о работе с участниками Панели
Развернуть

АВГУСТ 2021 ГОДА

Введен единый номер для звонков Участникам Панели Малого Бизнеса

Теперь в ходе всех опросов на Панели Малого Бизнеса будет использоваться единый номер, с которого будут осуществляться звонки интервьюеров. Цель этого решения – увеличить достижимость респондентов.

В Реестре проблем малого бизнеса появилась новая группа проблем, связанных с вакцинацией

Как и другие группы проблем, она сформирована на основе ответов респондентов на открытый вопрос о проблемах, вызванных пандемией, который задается в рамках разных опросов на Панели Малого Бизнеса.

Приведены наиболее показательные высказывания из группы проблем «Вакцинация от коронавируса»:

«вакцинация сотрудников»; «некоторые люди не хотят делать прививки»; «необходимость сделать прививку для осуществления деятельности»; «обязательна вакцинация, иначе нужно увольнять сотрудников или штраф»; «прививки для рабочих»; «принудительная вакцинация»; «пришлось делать упор на безопасность – вакцинировать». 

ИЮНЬ – ИЮЛЬ 2021 ГОДА

Подготовлено и проведено второе тематическое исследование на Панели Малого Бизнеса в партнерстве с НИУ ВШЭ

*По состоянию на июль 2021 года Панель включала 3155 представителей малого бизнеса, то есть людей, заявивших, что они являются предпринимателями, и заполнивших Паспорт Участника Панели.

По инициативе НИУ ВШЭ в рамках проекта ФОМа Социология Малого Бизнеса, на Панели Малого Бизнеса проведен специальный опрос «Малый бизнес и государство».

Тематическое исследование было нацелено на выявление стратегий адаптации малого бизнеса к пандемии и ее последствиям, а также оценок предпринимателями мер государственной поддержки и регулирования.  

В июле 2021 года была разработана, протестирована и доработана анкета опроса.

В период с 26 июля по 5 августа 2021 года на основе случайной выборки размером в 580 человек проведен телефонный опрос предпринимателей – Участников Панели.

МАЙ 2021 ГОДА

Рекрут участников в Панель Малого Бизнеса теперь возможен с помощью поквартирных опросов

Изначально единственным источником пополнения ПМБ служили ежедневные телефонные опросы ФОМа коронаЗонд с выборкой в 300 человек. Теперь рекрут участников проводится и с помощью поквартирных опросов. Респондентам каждого опроса задается вопрос о согласии на участие в дальнейших опросах ФОМа. Ответившие на этот вопрос положительно включаются в Базу Согласившихся (БС), откуда и происходит отбор и рекрут предпринимателей в Панель Малого Бизнеса.  

Участникам поквартирных опросов вопрос о согласии не задавался на постоянной основе, соответственно пополнение Панели из этого источника было невозможным. Однако с мая вопрос о согласии на участие в последующих опросах ФОМа включается во все поквартирные опросы.

Добавлению в Базу Согласившихся респондентов из поквартирных опросов также препятствовал ряд технических и организационных сложностей: в базах опросов, реализованных разными методами, часто не совпадали кодировки ответов, а часть метаданных, по умолчанию доступных при телефонном опросе, не всегда могла быть зафиксирована в поквартирном опросе. Сейчас структуры баз телефонных и поквартирных опросов приведены в соответствие, а процесс добавления респондентов в Базу Согласившихся автоматизирован.

Поквартирные опросы показали значительно меньшую конверсию респондентов в Участников Панели, чем телефонные, – их эффективность оказалась примерно в шесть раз ниже. Если в случае телефонного опроса из 10 тысяч опрошенных Участниками Панели становятся 139 предпринимателей, то в случае поквартирных опросов на такое же число респондентов приходится всего 24 участника. Для улучшения этих показателей проводится анализ воронки вовлечения респондентов из поквартирных опросов. 

АПРЕЛЬ 2021 ГОДА

Реализовано первое тематическое исследование «Малый бизнес и общество» на Панели Малого Бизнеса

В ходе телефонного опроса предпринимателям – Участникам Панели предлагалось ответить на вопросы о том, почему они занимаются бизнесом, как меняются условия для ведения бизнеса в России и как, по их мнению, население относится к предпринимателям. Ответы Участников Панели планируется сравнить с ответами респондентов общероссийского опроса на вопросы о том, как граждане России и они сами относятся к предпринимателям.

Любопытным методическим фактом стал крайне низкий процент отказов от участия в исследовании среди Участников Панели. На вопросы анкеты «Малый бизнес и общество» ответили 410 предпринимателей из 710, которым было предложено поучаствовать в исследовании.

Итоговая достижимость респондентов в исследовании оказалась довольно высокой – почти 58%. Этот показатель может меняться, по мере того как респонденты будут уставать от регулярных опросов и покидать Панель. Однако сейчас можно говорить о том, что механизм формирования Панели позволил собрать пул респондентов, обладающих высокой степенью достижимости и определенной лояльностью.

Подтверждает этот вывод и распределение ответов на вопрос о том, помнят ли участники исследования, когда произошло предыдущее взаимодействие с ФОМом (он задавался в начале опроса «Малый бизнес и общество»). Отвечая на этот вопрос, 45% верно назвали время предыдущего контакта. 

Совместно с экспертами НИУ ВШЭ начата разработка лонгитюдного исследования малого бизнеса в России

Коллектив исследователей малого бизнеса под руководством проф. А. Ю. Чепуренко из НИУ ВШЭ предложил идею совместного многолетнего проекта по исследованию предпринимательства в России – лонгитюда, участниками которого станут предприниматели из Панели Малого Бизнеса ФОМа. 

Исследование должно затронуть широкий круг тем: от изучения влияния семейной истории на становление предпринимателя и особенностей его профессионального пути до анализа стратегий ведения бизнеса в условиях пандемии. Планируемая продолжительность проекта составляет 10 лет. 

Начата совместная разработка концепции проекта лонгитюда, его методики, изучение возможностей ПМБ как ресурса для исследований подобного рода (вопросы отбора, рекрута, коммуникации с участниками).

МАРТ 2021 ГОДА

Итоги стартового обследования предпринимателей, направленного на формирование Панели Малого Бизнеса

14 марта завершилось стартовое обследование предпринимателей, направленное на формирование Панели Малого Бизнеса, начатое в конце декабря и продлившееся три месяца. По его итогам Участниками Панели стали 2400 предпринимателей. 

Стартовое обследование проходило в три этапа, каждый из которых представлял собой телефонный опрос предпринимателей из Базы Согласившихся. В ходе опросов респонденты отвечали на вопросы анкеты, необходимой для заполнения Паспортов Участников Панели. 

  • На первом этапе, с 21 декабря 2020 года по 10 января 2021 года, Участниками Панели Малого Бизнеса стали 280 предпринимателей.
  • На втором этапе, с 1 по 21 февраля 2021 года, в Панель Малого Бизнеса вошли 429 новых участников из 1680, отобранных из Базы Согласившихся.

В ходе второго этапа для рекрута респондентов было решено использовать дополнительный источник – базу Респондентов мегаФОМа, всероссийского репрезентативного мегаопроса по месту жительства респондентов, прошедшего в декабре 2020 года. Анкета мегаФОМа позволяла выделить предпринимателей среди участников исследования, однако эти респонденты не входили в Базу Согласившихся. Чтобы включить предпринимателей из мегаФОМа в Базу Согласившихся, в ходе контрольного обзвона по завершении полевого этапа им был задан вопрос о согласии на участие в дальнейших исследованиях. Это позволило пополнить Базу Согласившихся 980 предпринимателями, которые затем вошли в число 1680 опрошенных во время второго этапа стартового обследования.

  • В третьем, завершающем этапе стартового обследования, с 1 по 14 марта 2021 года, приняли участие все отобранные из Базы Согласившихся предприниматели – 4334 человека, из них 1691 предприниматель ответил на вопросы Паспорта панелиста и стал Участником Панели. 

В ходе стартового обследования были опрошены все доступные на момент его проведения предприниматели из Базы Согласившихся. Работа по пополнению Панели продолжится в регулярном режиме по мере пополнения Базы Согласившихся респондентами из новых опросов ФОМа. 

На основе данных Паспортов Участников Панели, полученных в ходе стартового обследования, начата работа по созданию информационного Табло Панели и Реестра проблем малого бизнеса, вызванных пандемией коронавируса.

Табло Панели – веб-интерфейс, отображающий информацию о ключевых характеристиках Участников Панели и ее структуре. 

Реестр проблем малого бизнеса – перечень проблем, с которыми столкнулись предприятия участников Панели из-за пандемии коронавируса.

Основным источником данных для Реестра проблем стали ответы на открытый вопрос Паспорта: «Назовите, пожалуйста, несколько основных, главных проблем, которые возникли у вашего предприятия из-за пандемии коронавируса».

По итогам кодировки ответов на открытый вопрос удалось выделить 25 типичных проблем и объединить их в девять групп. По мере пополнения Панели новыми участниками этот перечень может быть расширен. Для понимания того, как формировались группы, подготовлен справочник Реестра с наиболее показательными цитатами респондентов. 

Дополнительным источником данных для Реестра послужила серия из 29 нарративных интервью с предпринимателями, посвященных проблемам, с которыми их компании столкнулись в период второй волны пандемии.

ФЕВРАЛЬ 2021 ГОДА

Представлены принципы формирования Панели Малого Бизнеса

Панель Малого Бизнеса (ПМБ) – инструмент для проведения систематических методически корректных опросов владельцев малого бизнеса в рамках проекта ФОМа Социология Малого Бизнеса (СМБиз). ПМБ объединяет предпринимателей из всех регионов страны и позволяет формировать выборки для тематических опросов, рекрутинг для фокус-групп, глубинных интервью, дискуссионных мероприятий и других проектов, направленных на изучение российского малого бизнеса.

Фонд Общественное Мнение проводит различные исследования по телефону и в интернете. Мы хотели бы еще раз обратиться к вам через какое-то время и предложить принять участие в наших опросах и дискуссиях. Скажите, пожалуйста, вы согласны или не согласны?» (Один ответ.) Варианты ответов

1. Согласен(-а)

2. Не согласен(-а)

3. Затрудняюсь ответить, другой ответ

 

С конца марта 2020 года по октябрь 2021 года в связи с пандемией коронавируса все опросы проводились по технологии телеФОМ. Кроме того, в марте 2020 года был запущен Проект коронаФОМ, включающий, в частности непрерывный телефонный общероссийский опрос коронаЗонд с ежедневной выборкой 300 респондентов, репрезентирующей взрослое население страны.

С этого момента каждому ФОМ-респонденту задавался вопрос о согласии на дальнейшее участие в ФОМ-опросах. 

Ответившие положительно респонденты включаются в Базу Согласившихся (БС) на дальнейшие опросы. Имея сведения о роде деятельности респондента, полученные в ходе опроса коронаЗонд, мы отбираем из БС людей, указавших предпринимательство в качестве своего основного вида деятельности. Им предлагается пройти стартовое обследование – опрос, направленный на сбор базовой информации о респонденте и его бизнесе. Данные этого опроса составляют Паспорт Участника Панели Малого Бизнеса. Прошедшие этот опрос предприниматели становятся Участниками Панели Малого Бизнеса.

© 2024 ФОМ