Какие предприниматели не только согласны на участие в исследованиях ФОМа, но и принимают приглашение в длительный проект?
Для корректного отображения графиков на телефоне поверните его горизонтально.
В III квартале 2021 года прошел первый опрос участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ (ЛМБ). Поясним, что сначала эти предприниматели попали в случайную выборку населения РФ, ответили на вопросы, согласились на последующие обращения, войдя в состав Панели Малого Бизнеса (ПМБ). Затем некоторым из участников ПМБ предложили участвовать в ежеквартальных опросах. Согласившиеся стали участниками ЛМБ.
Лонгитюд рассчитан на 10 лет, и проходящий сейчас 16-й опрос завершает четвертый год исследования. Среди почти 1300 предпринимателей, которые участвовали хотя бы в одном опросе, 22% участвовали во всех. Есть ли у этих самых преданных участников ЛМБ какие-то особенности, кроме исключительной готовности к сотрудничеству и ответственности?
Всякий раз в конце разговора с респондентами в рамках общероссийских репрезентативных опросов ФОМа интервьюеры спрашивают их, не возражают ли они, если к ним вновь обратятся в исследовательских целях. Те, кто соглашается, образуют постоянно пополняемую Базу Согласившихся (БС).
Из этой БС формируются Панели ФОМа, и первая из них – Панель Малого Бизнеса, на сегодняшний день в ней – более 9 тыс. человек. Это представители БС, оказавшиеся предпринимателями1 и ответившие на вопросы анкеты паспорта о себе и своем бизнесе (см. статью «Панель Малого Бизнеса ФОМ»).
По мере необходимости из ПМБ строятся случайные выборки, по которым проводятся самые разные опросы. Именно так, случайным образом были отобраны из ПМБ те, кому предложили войти в состав Лонгитюда Малого Бизнеса и ежеквартально в течение 10 лет отвечать на во многом одни и те же вопросы о себе и своем бизнесе (см. справку «Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ»).
Некоторые из согласившихся войти в ЛМБ по тем или иным причинам пропустили какие-то опросы, некоторые ушли из проекта, например, закрыв свой бизнес. На их место в проект приглашаются новые участники ПМБ. В первых 15 ежеквартальных опросах ЛМБ число респондентов колебалось от 628 до 777, в среднем составляя 733.
Таким образом, кто-то из участников ЛМБ какие-то опросы пропускал, а кто-то подключился к исследованию не с первого опроса, в итоге разные респонденты участвовали в разном числе опросов. Посмотрим, в скольких именно.
Как видно из графика 1, если принять за 100% тех респондентов, которые участвовали хотя бы в одном из 15 опросов, то наибольшее их число (22%) участвовали в 15 опросах, по 5–6% – в 14, 13 и 12 опросах и т. д., то есть пропустили только какой-то один опрос, только два, только три опроса и т. д.
Мы видим также из графика 1, что половина респондентов (50%) участвовали не менее чем в девяти опросах, то есть не участвовали максимум в шести опросах.
Как уже говорилось, отбор представителей ПМБ, которым предложили войти в состав ЛМБ, был случайным. А вот тот факт, что они согласились на такое подвижничество, как 10-летнее участие в исследовательском проекте, вполне можно считать свидетельством их высокой готовности к сотрудничеству. Свидетельствует это и об особенностях их бизнеса: ведь не согласится человек 10 лет рассказывать о своем бизнесе, если не надеется, что этот бизнес будет и дальше существовать! Посмотрим, в чем проявляются эти особенности. При этом особое внимание мы будем уделять 291 предпринимателю (22%), не пропустившему ни одного из 15 опросов, то есть людям, которые не только пообещали войти в ЛМБ, но и беспрекословно это обещание выполняют. (Эта группа далее обозначается на графике «ЛМБ, 15 опросов».) При этом сравнения мы будем производить со структурой всей ПМБ, из которой, как уже говорилось, производится случайный отбор.
Итак, далее на графиках будут рассматриваться три группы респондентов: «ПМБ», «ЛМБ, все» и «ЛМБ, 15 опросов». Из графика 2 мы видим, что доля мужчин в группе «ЛМБ, все» чуть выше, а в группе «ЛМБ, 15 опросов» определенно выше, чем в группе «ПМБ» (74 и 77% против 72% соответственно).
Столь яркое преобладание мужчин-предпринимателей в составе ЛМБ связано, думается, не с особой мужской коммуникативностью, а с более высокой успешностью, а потому и устойчивостью «мужского» бизнеса по сравнению с «женским» (см. статью «Кто оказался успешнее в бизнесе по итогам трех лет исследования: мужчины или женщины?»).
Из графика 3 мы видим, что вошедшие в состав ЛМБ в среднем несколько старше, чем все участники ПМБ.
Это естественно. Мы видим, что группа «ЛМБ, 15 опросов» была сформирована почти четыре года назад из предпринимателей, средний год рождения которых – 1975. Хотя прилагается максимум усилий, чтобы состав Лонгитюда не менялся, за почти четыре года к первоначальным участникам ЛМБ добавились новые, в результате чего за почти четыре года исследования средний год рождения участников Лонгитюда сдвинулся на 1 год, составив 1976. Группа же «ПМБ» в течение всего периода исследования постоянно пополнялась предпринимателями разного возраста, причем, как мы видим, чаще более молодыми. Средний год рождения «ПМБ» – 1977, а значит, ее представители в среднем на два года старше группы «ЛМБ, 15 опросов», то есть самых преданных участников Лонгитюда.
Что касается уровня образования, то, как видно из графика 4, доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием в ЛМБ несколько выше, чем в ПМБ.
Эти различия невелики и вполне могут быть всего лишь следствиями различий в возрастной структуре.
В целом, как мы видим, различия между участниками Панели и Лонгитюда по полу, возрасту и образованию минимальны: и те и другие – преимущественно мужчины, люди среднего возраста и образованные. Посмотрим, есть ли особенности у бизнеса, который ведут участники Лонгитюда, по сравнению с бизнесом участников Панели.
Из графика 5 мы понятно, что различия наблюдаются в четырех сферах.
Участники Лонгитюда чаще участников Панели заняты в сферах услуг и информационных технологий и заметно реже – в сферах розничной торговли и промышленного производства.
График 6 демонстрирует, что представители групп «ЛМБ, все» и «ЛМБ, 15 опросов» заметно чаще, чем представители группы «ПМБ», используют труд наемных работников.
Мы видим, что если в группе «ПМБ» хотя бы один наемный работник есть ровно у половины представителей, то в двух других группах – у 57 и 60% представителей соответственно.
Судя по несколько большему числу наемных работников, бизнес участников Лонгитюда в целом несколько крупнее, чем у всех представителей Панели. Поэтому неудивительно, что и выручка у первых в целом чуть выше, чем у вторых.
Итак, мы видим, что участники Лонгитюда несколько отличаются от всех панелистов во многих отношениях, причем эти различия всякий раз особенно заметны в группе «ЛМБ, 15 опросов». В частности, в этой группе больше предпринимателей, использующих труд наемных работников, бизнесов с годовой выручкой от 1 до 50 млн рублей. Естественно предположить, что и в целом бизнесы респондентов из этой группы более успешны по сравнению с бизнесами участников группы «ЛМБ, все». Чтобы проверить это предположение, сравним группы «ЛМБ, 15 опросов» и «ЛМБ, все» по Индексу состояния бизнеса (см., например, статью «Состояние бизнеса участников ЛМБ в IV квартале 2024 года и ожидаемые итоги I квартала 2025 года»).
Напомним, что Индексом состояния бизнеса мы называем разницу между долями респондентов, которые свою бизнес-стратегию в завершившемся квартале назвали стратегией роста, и респондентов, которые назвали ее стратегией выживания или перестали вести бизнес. Динамика этого Индекса в группах «ЛМБ, 15 опросов» и «ЛМБ, все»2 представлена на графике 8.
График 8 демонстрирует, что постоянные участники опросов Лонгитюда в среднем действительно более успешны в бизнесе по сравнению со всеми теми, кто хотя бы один раз участвовал в этих ежеквартальных опросах. Например, в первой из этих групп два квартала подряд (во II и III кварталах 2023 года) Индекс состояния бизнеса был положительным, тогда как во второй такого не случалось ни разу, то есть ни разу доля растущих бизнесов не превышала суммарную долю выживающих и «не выживших»!
Тем не менее график 8 также свидетельствует, что Индекс в этих двух группах меняется в широких пределах и почти синхронно. Разница между группами колеблется от 0,9 балла в 15-м опросе до 10,7 балла в пятом опросе, в среднем составляя 6,7 балла. А это означает, что действительно постоянные участники Лонгитюда сравнительно более успешны. (Это неудивительно, в частности, уже потому, что никто из них на протяжении 15 кварталов исследования не закрыл свой бизнес.)
Таким образом, различия между участниками Лонгитюда и Панели Малого Бизнеса (помимо исключительной готовности к сотрудничеству и ответственности) действительно есть по многим регистрируемым параметрам, причем особенно выделяется группа постоянных участников Лонгитюда. Но эти различия, как мы видели, невелики, а значит, не могут привести к значительным смещениям в оценках. Что же касается готовности к сотрудничеству и ответственности, то они не относятся к числу регистрируемых параметров, соответственно, сравнить по ним группы невозможно. То есть по мнениям участников Лонгитюда о мнениях всех панелистов судить можно, но лишь примерно.
________________
1Их основным родом деятельности является предпринимательство.
2Построить Индекс состояния бизнеса для группы «ПМБ» невозможно, так как вопрос о бизнес-стратегии в прошлом квартале отсутствует в паспорте участника Панели Малого Бизнеса.