Состояние бизнеса участников ЛМБ в IV квартале 2024 года и ожидаемые итоги I квартала 2025 года

Тренд на ухудшение бизнес-ситуации, вероятно, продолжится

qr-code
Состояние бизнеса участников ЛМБ в IV квартале 2024 года и ожидаемые итоги I квартала 2025 года

С III квартала 2023 года по IV квартал 2024 года мы пять раз наблюдали слабое ухудшения состояния бизнеса респондентов и лишь один раз (во II квартале 2024 года) – его слабое улучшение (до минус 6,1 балла). В итоге Индекс состояния бизнеса, чуть было впервые не вышедший из зоны отрицательных значений во II квартале 2023 года (минус 2,0 балла), снизился к концу прошлого года до минус 13,2 балла. Мы полагаем, что для I квартала 2025 года вновь будет зафиксировано небольшое снижение – до минус 14,0 балла.

Напомним, что Индексом состояния бизнеса мы называем разницу между долей тех участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ (ЛМБ), кто в последнем завершившемся квартале при ведении бизнеса использовал стратегию роста, и долей тех, кто использовал стратегию выживания или перестал вести бизнес. Динамика этого Индекса представлена на графике 1. 

 

Как видно из графика 1, этот Индекс, который при первом замере составлял минус 20,2 балла, сначала вырос до минус 12,7 балла, затем резко снижался, достигнув к I кварталу 2022 года, когда началась СВО и резко усилились антироссийские санкции, антирекорда, – минус 28,5 балла. 

Далее участники ЛМБ постепенно адаптировались к новым условиям, в результате чего во II квартале 2023 года Индекс состояния бизнеса достиг рекордных минус 2,0 балла. 

К сожалению, несмотря на усилия государства и бизнеса, повышательная тенденция после этого прервалась, и к концу прошлого года Индекс состояния бизнеса наших респондентов практически вернулся к уровню, наблюдавшемуся в I квартале 2021 года, – минус 13,2 балла. 

О том, как участники ЛМБ обобщенно оценят итоги I квартала 2025 года, мы узнаем из 16-го опроса, который пройдет в недавно начавшемся II квартале. А пока, чтобы попробовать предсказать эти итоги, вновь применим способ прогнозирования, подробно описанный в предыдущей публикации («Очередной краткосрочный прогноз состояния бизнеса участников Лонгитюда и модификация методики прогнозирования»). 

Напомним, что сначала мы прогнозируем распределение участников следующего (еще не начавшегося или, если и начавшегося, то еще не завершившегося) опроса по бизнес-стратегиям (роста, сохранения или выживания), которыми они пользовались в прошлом квартале (в данном случае – в I квартале 2025 года), также мы прогнозируем долю участников, переставших вести бизнес. 

При этом мы используем уже известное нам распределение ответов о бизнес-стратегиях в IV квартале 2024 года. Их важно иметь в виду, так как понятно: ситуация, в которой пребывал бизнес участника ЛМБ в определенном квартале, существенно зависит от ситуации кварталом ранее. Например, вероятность перейти к стратегии роста от стратегии выживания гораздо ниже, чем от заметно более благополучной стратегии сохранения бизнеса. Таким образом, чтобы сделать прогноз Индекса состояния бизнеса, нам надо предсказать распределение ответов на этот вопрос в следующем опросе, а для этого – применить к последнему зафиксированному распределению ответов респондентов на вопрос об их бизнес-стратегиях определенный набор вероятностей смены стратегий. 

Однако эти вероятности для каждого респондента, конечно, тоже могут меняться в зависимости от того, будет улучшаться или ухудшаться ситуация в малом бизнесе в целом. Об этом мы судим, сравнивая значения Индекса состояния бизнес в двух соседних кварталах. Пару соседних кварталов мы называем улучшением, если Индекс состояния бизнеса во втором из них больше, чем в первом, и ухудшением, если меньше. Изменение на 10 баллов и более мы считаем сильным, менее чем на 10 баллов – слабым. Таким образом, мы относим каждую пару соседних кварталов к одному из четырех типов: сильное ухудшение, слабое ухудшение, слабое улучшение и сильное улучшение. 

По соседним кварталам каждого из этих четырех типов усредняются доли перешедших от одной бизнес-стратегии к другой. 

Для того чтобы сделать прогноз на очередной квартал, надо решить, какой из этих наборов вероятностей применить к последнему распределению ответов респондентов на вопрос об их бизнес-стратегиях. Информацию к размышлению отчасти дает Индекс ожиданий на очередной квартал: разница между долями полагающих, что очередной квартал станет лучше предыдущего, и придерживающихся противоположного мнения. Этот Индекс приведен на графике 2, его иллюстрирует синяя линия. Индекс ожиданий меняется в широких пределах. Например, мы видим, что для I квартала 2025 года он равен минус 14,5 балла, тогда как кварталом ранее он составлял минус 2,9 балла, а еще кварталом ранее – плюс 17,9 балла. 

Таким образом, ожидания участников ЛМБ очень подвижны. Гораздо менее подвижно реальное состояние их бизнеса. На том же графике 2 столбиками показано, как, на сколько баллов фактически изменялся Индекс состояния бизнеса во втором квартале каждой пары по сравнению с первым. Зеленый цвет столбика означает, что произошло улучшение бизнес-ситуации (Индекс состояния бизнеса вырос), а красный – что произошло ухудшение (этот Индекс снизился). Темно-зеленый и темно-красный цвета относятся к сильным (на 10 баллов и более) изменениям. 

 

Мы видим, что синяя кривая, как правило, поднимается и опускается синхронно со столбиками. Однако далеко не всегда положительное значение Индекса ожиданий затем подтверждалось ростом Индекса состояния бизнеса (см., например, переходы от II к III кварталу 2023 года и от II к III кварталу 2024 года), а отрицательное значение Индекса ожиданий – снижением Индекса состояния бизнеса (см., например, переход от III к IV кварталу 2022 года). А значит, для того чтобы предсказать, какой из четырех типов перехода нам предстоит, необходимо, кроме Индекса ожиданий, привлечь еще какую-то информацию. 

Оказывается, такой дополнительной информацией может служить последнее известное нам значение Индекса состояния бизнеса (в данном случае – для IV квартала 2024 года). Этот вывод хорошо иллюстрирует график 3. 

 

На графике 3 зелеными и красными круглыми точками показаны все пары соседних кварталов, кроме последней, для которой фактическое изменение Индекса состояния бизнеса пока неизвестно. Зеленый цвет круглой точки означает рост Индекса состояния бизнеса во втором квартале пары по сравнению с первым, а красный – его снижение. Темный цвет точек показывает, что произошло изменение не менее чем на 10 баллов. 

Точки располагаются на плоскости исходя из сведений, известных до окончания опроса об итогах второго квартала каждой пары. Для каждой пары по вертикальной оси откладывается Индекс состояния бизнеса в первом квартале пары, а по горизонтальной – Индекс ожидания для второго квартала пары. В подписях к точкам в скобках указано, на сколько баллов фактически изменился Индекс состояния бизнеса при переходе от первого квартала каждой пары ко второму. 

Треугольник соответствует переходу от IV квартала 2024 года к I кварталу 2025 года, для которого мы сейчас строим прогноз. Индекс состояния бизнеса для первого из этих кварталов, как показывает график 1, равен минус 13,2 балла, это значение отложено по вертикальной оси. Для второго же квартала пары пока известен только Индекс ожиданий. Его значение – это координата треугольника по горизонтальной оси. В подписи к треугольнику в скобках указано прогнозируемое нами изменение Индекса состояния бизнеса при переходе от первого квартала пары ко второму. (Как мы увидим ниже, оно составляет минус 0,8 балла.) 

На графике 3 проведена наклонная синяя линия1, выше которой располагаются только красные точки, то есть пары кварталов, когда второй квартал в итоге оказывался хуже первого (ухудшение бизнес-ситуации), а ниже – только зеленые точки, когда второй квартал оказывался лучше первого (ее улучшение). Используя эту наклонную линию, мы могли бы во всех без исключения случаях еще до подведения респондентами итогов квартала определить, ухудшится или улучшится состояние бизнеса участников ЛМБ. 

Из двух изображенных на графике вертикальных линий левая (при Индексе ожиданий, равном минус 17 баллам) нужна, чтобы в будущем отличать случаи сильного (на 10 баллов и более) ухудшения состояния бизнеса от слабого, а правая (при Индексе ожиданий, равном 22 баллам) – случаи сильного (на 10 баллов и более) улучшения состояния бизнеса от слабого. И тут мы видим единственный случай, когда иллюстрируемое графиком 3 правило распознавания типа перехода дает сбой: по этому правилу при переходе от I ко II кварталу 2024 года следовало ожидать сильного (на 10 баллов и более) улучшения состояния бизнеса, а произошло слабое его улучшение, всего на 4,4 балла. Во всех же остальных случаях по описанным критерием можно было принять правильное решение о том, с каким из четырех типов переходов из квартала в квартал мы столкнулись. А это, в свою очередь, позволяет правильно выбрать набор вероятностей перехода при построении прогноза на очередной квартал. 

В данном случае синий треугольник перехода от IV квартала 2024 года к I кварталу 2025 года явно выше наклонной линии, то есть располагается среди круглых светло-красных точек слабого ухудшения. Несмотря на близость к левой вертикальной линии, как нам кажется, риски, что ухудшение на самом деле окажется не слабым, а сильным, не слишком велики. 

Исходя из этого, мы применили к распределению ответов респондентов на вопрос об их бизнес-стратегиях в IV квартале 2024 года2 вероятности смены стратегий, типичные для пар кварталов типа «слабое ухудшение», после чего был получен следующий прогноз распределения ответов на I квартал 2025 года: закрытие бизнеса – 2,0%; стратегия выживания – 26,8%, стратегия сохранения – 55,5%, стратегия роста –14,8%, затруднится ответить 1,0% респондентов. Если такой прогноз оправдается, Индекс состояния бизнеса составит 14,0 балла, то есть уменьшится еще на 0,8 балла (с минус 13,2 до минус 14,0 балла). 

На графике 4 приведены прогнозы, которые мы получили бы, если бы применили описанный выше способ прогнозирования для всех кварталов3, включая предыдущие, причем с использованием только имевшейся на тот момент информации. Как мы видим, для ряда кварталов этот способ прогнозирования был бы еще неприменим, так как пары кварталов данного типа до этого момента еще не встречались, то есть вероятности перехода между стратегиями оценить было бы еще невозможно. (Данный график без последних точек приводился в нашем предыдущем материале, ссылка на который дана выше.) 

 

Итак, мы видим, что наш прогноз на IV квартал 2024 года, к сожалению, в основном сбылся, и вынуждены предположить, что в I квартале 2025 года бизнес-ситуация участников ЛМБ третий раз подряд несколько ухудшится. Хотелось бы, конечно, надеяться, что итоги этого квартала окажутся более оптимистичными. Однако, учитывая, что Индекс ожиданий на этот квартал близок к порогу сильных ухудшений, для таких надежд вряд ли есть основания. Посмотрим, что покажет 16-й опрос. 

Ефим Галицкий, Дмитрий Киселев
© 2025 ФОМ