Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции в I квартале 2024 года

Какими характеристиками обладали более успешные бизнесы

Завершилась 12-я волна Лонгитюда Малого Бизнеса, в ходе которой предприниматели поделились с нами результатами I квартала 2024 года. Каждый квартал мы анализируем бизнесы, которые улучшили свои позиции и которые, напротив, их ухудшили по сравнению с предыдущим кварталом. Посмотрим, какими характеристиками отличались те и другие, а также сравним с данными IV и I кварталов 2023 года.

Ряд вопросов анкеты Лонгитюда задается предпринимателям ежеквартально, что дает возможность отслеживать траектории бизнес-показателей одних и тех же предприятий. Так, сравнивая ответы в двух соседних волнах на вопрос о том, какой бизнес-стратегии – выживания, сохранения или роста – придерживалось предприятие, мы судим об изменении его позиций. В результате мы получаем такие группы бизнесов, как «улучшившие позиции», «стабильные» и «ухудшившие позиции». К примеру, группу «улучшившие позиции» образуют те, кто сменил стратегию выживания на стратегию сохранения или роста, стратегию сохранения на стратегию роста или продолжил придерживаться стратегии роста (подробнее о построении групп – в материале «Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий»). 

Как можно видеть, на протяжении года, то есть с I квартала 2023 года по I квартал 2024 года, значительных изменений размеров групп не происходило. Лишь немного выделялся II квартал 2023 года, в котором была несколько повышена доля группы «улучшившие позиции», при этом в тот же период произошел и заметный скачок долей предпринимателей, у которых выросли спрос и доход (подробнее – в материале «Успешная весна 2023 года и осторожный скепсис на осень: оценки участников Лонгитюда в III квартале»). 

 

Теперь поговорим подробнее о характеристиках контрастных групп – «улучшившие позиции» и «ухудшившие позиции». 

Что касается типов клиентов, то среди улучшивших позиции чаще, чем среди ухудшивших их, оказывались бизнесы, ориентированные одновременно на физлиц и организации (27% против 21%). При этом среди первых реже, чем среди вторых, встречались ориентированные только на физлиц (34% против 40%), что наблюдалось и кварталом ранее. Другими словами, в I квартале 2024 года несколько в лучшем положении оказались наиболее диверсифицированные в плане клиентов бизнесы. 

 

О том, что B2C-сегмент испытывал некоторые трудности, говорит и распределение по отдельным сферам деятельности бизнеса. Так, в I квартале 2024 года в ряды улучшивших позиции несколько реже, чем в ряды ухудшивших их, попадали бизнесы сферы розничной торговли (16% против 21%). Подобное наблюдалось и в IV квартале 2023 года. 

*В таблице приведены сферы с наполненностью свыше 50 респондентов.

Если говорить о правовом статусе и наличии дополнительного персонала, то, как и в IV квартале 2023 года, среди улучшивших позиции чаще, чем среди ухудшивших их, встречались юридические лица (44% против 34%) и бизнесы с наемными работниками (74% против 68%). При этом последние чаще были среди преуспевающих и год назад, то есть в I квартале 2023 года (подробнее – в материале «Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции в I квартале 2023 года»). 

 

Отражалось на позициях предприятий и использование некоторых современных технологий. Среди улучшивших позиции заметно чаще, чем среди ухудшивших их, встречались бизнесы, использующие интернет-решения для продвижения товаров и услуг (51% против 42%), интернет-средства для организации рабочих процессов и координации удаленной работы (59% против 49%). Последние несколько чаще преуспевали и в предыдущем квартале, и год назад. При этом использование онлайн-продаж и электронного документооборота особых преимуществ в I квартале 2024 года не давали, хотя еще квартал назад использующие данные технологии бизнесы чаще встречались среди улучшивших позиции. 

 

В опросе по итогам IV кв. 2023 года и ранее вопрос задавался в следующей формулировке: «А электронный документооборот в отношениях с заказчиками и поставщиками, например, договоры, акты, в прошлом квартале использовался или не использовался?».

Взаимосвязано с улучшением позиций и появление новых видов деятельности на предприятии: подобные бизнесы чаще попадали в ряды улучшивших позиции, нежели в ряды ухудшивших их (24% против 17%), как и кварталом, и годом ранее. Однако в данном случае мы не можем утверждать, что именно появление новых видов деятельности способствовало улучшению ситуации, так как не исключено, что их возникновение, напротив, связано с тем, что у предприятия уже все благополучно, есть для этого ресурсы. 

 

Итак, в I квартале 2024 года, как и кварталом ранее, несколько лучше положение дел было у бизнесов, склонных к применению современных технологий, созданию и открытию новых видов деятельности. По-прежнему несколько успешнее были предприятия, где есть наемные работники. При этом два квартала подряд в затруднительном положении находились бизнесы, работающие только с физлицами. 

________________

Источник данных 

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка  12-й волны – 723 респондента. 12-я волна проходила с 15 апреля по 16 мая 2024 года. 

Екатерина Пушкина
© 2024 ФОМ