Девять волн ежеквартального исследования положения бизнесов участников Лонгитюда: II квартал 2021 года – II квартал 2023 года, ожидания от III квартала 2023 года
С июля 2021 года ФОМ совместно с НИУ ВШЭ опрашивает одних и тех же предпринимателей (более 700 человек). Часть вопросов, задающихся в каждой волне, фиксирует изменения в их бизнесе и бизнес-среде в прошедшем квартале, а также ожидания в отношении наступившего квартала. По итогам каждой волны опроса мы добавляем актуальные ответы респондентов в динамический ряд, что позволяет отслеживать изменения на больших временны́х отрезках.
Положение малого бизнеса в прошлом квартале
В этом разделе представлены ответы респондентов относительно прошлого квартала для каждой временнóй точки. На графиках обозначения соответствуют периодам оценки: о II квартале 2021 года, указанном на графике, мы спрашивали в III квартале, о III – в IV квартале 2021 года и т. д.
На графиках ниже (рост, стабильность и сокращение факторов затрат) представлены ответы лонг-респондентов, указавших на наличие факторов затрат.
В этом разделе представлены ответы респондентов относительно текущего квартала для каждой временнóй точки. То есть в III квартале 2021 года речь идет о III квартале, в IV – o IV квартале 2021 года и т. д.
В III и IV кварталах 2021 года вопрос о планах закрытия или продаже бизнеса не задавался.
По итогам очередной – девятой – волны ежеквартального исследования «Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ» доля предпринимателей, оценивающих свою стратегию ведения бизнеса во II квартале 2023 года как сохранение или рост, достигла рекордной отметки – 78,5%. Этот индикатор прибавил 7,7 п. п. к показателю предыдущего, I квартала 2023 года и 14,1 п. п. к показателю I квартала 2022 года, когда после введения масштабных санкций наблюдалось его резкое падение до абсолютного минимума (64,4%). Соответственно, доля тех, кто сообщает, что их бизнес вынужден выживать, снизилась во II квартале 2023 года сразу на 7,2 п. п. – до 21,5%, что является абсолютным минимумом за всю историю наблюдений. Этот индикатор, наряду с другими ежеквартально измеряемыми индикаторами, позволяет говорить о беспрецедентно высоком оптимизме малых предпринимателей, наблюдавшемся весной – в начале лета.
Основным драйвером этого оптимизма является рост потребительского спроса и доходов бизнесов. Так, по сравнению с предыдущим, I кварталом, во II квартале удвоилась доля тех, кто заявляет об увеличении спроса на свои товары/услуги. Сейчас значение этого индикатора составляет 34,0% при среднем значении 20,6% за весь предшествующий период наблюдений (за восемь волн, с середины 2021 года по начало 2023 года). Соответственно, доля тех, кто говорит, что спрос во II квартале уменьшился, снизилась до абсолютного минимума – с 35,1 до 21,1% (снижение квартал к кварталу составило 14 п. п., а по сравнению с санкционным антирекордом I квартала 2022 года – 25 п. п. (тогда этот показатель находился на отметке 46,1%)).
Почти удвоилась доля предпринимателей, заявивших о росте доходов. Во II квартале 2023 года таких было 32,9% против 17,4% кварталом ранее и против 21,5% в среднем за предыдущие восемь кварталов. О том, что доходов достаточно для покрытия расходов, заявили рекордные 75,8% предпринимателей (прирост квартал к кварталу – 4 п. п.). О стабилизации внутренней среды бизнеса говорит и рост доли бизнесов, у которых увеличилось число наемных работников. Этот индикатор также находится на абсолютном максимуме – 14,4% против 10% кварталом ранее и 9,3% в среднем за предыдущие восемь кварталов.
Кроме того, во II квартале текущего года находилась на пике доля тех, кто считает, что конкуренция не изменилась (73,5%). Рост здесь менее выраженный (среднее значение за предшествующие восемь кварталов – 70,2%), однако то, что этот индикатор достиг абсолютного максимума с периода пандемии, свидетельствует о некоторой стабилизации внешней среды.
Ряд показателей – привлечение заемных средств, появление новых видов деятельности, использование новых технологий и др. – не претерпели значительных изменений в сравнении с предыдущими периодами. Стабильной на протяжении последних замеров остается и доля тех, кто допускает закрытие своего бизнеса в ближайшее время, – 23,5% предпринимателей.
На этом фоне снижаются индикаторы оптимизма относительно будущего. Так, доля вступивших в III квартал 2023 года с уверенностью, оптимизмом, снизилась с рекордных 52,9% кварталом ранее до 49,6%. Это все еще существенно выше среднего за предыдущие восемь кварталов (41,7%), но впервые почти за год здесь был зафиксирован разворот тренда (до этого с IV квартала 2022 года индикатор демонстрировал постоянный рост). Более радикальное снижение демонстрирует уверенность предпринимателей в том, что следующий, III квартал будет лучше для бизнеса. Здесь падение доли тех, кто считает, что будущий квартал будет лучше, составило 9,1 п. п. – с 41,6 (абсолютный максимум) до 32,5%. Эта негативная динамика может быть объяснена эффектом базы: малый бизнес не уверен, что успешный II квартал удастся повторить.
________________
Источник данных
Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Девятая волна проходила с 11 июля по 13 августа 2023 года.