Успешность предпринимателей разного возраста

Сравним разные группы предпринимателей на основе данных всех волн ЛМБ

qr-code
Успешность предпринимателей разного возраста

За четыре года исследования бизнес молодых предпринимателей чаще выходил в плюс, тогда как у старших развивался менее успешно. Молодые действительно ведут бизнес лучше или возраст тут совсем ни при чем?

В материале «Кто оказался успешнее в бизнесе по итогам трех лет исследования: мужчины или женщины?» мы на основе данных Лонгитюда Малого Бизнеса (ЛМБ) пришли к выводу, что мужчины-предприниматели более успешны при прочих равных условиях. Зададимся теперь вопросом: связан ли с успехом в бизнесе возраст предпринимателей? Различий вполне можно ожидать, ведь молодые часто полны энтузиазма, амбиций и готовы рисковать, чтобы быстро расти, а старшие опираются на опыт, связи и, вероятно, более вдумчиво подходят к управлению делом. 

Сравним две группы предпринимателей: от 18 до 35 лет (будем называть их «младшие») и от 36 лет («старшие»). Причем сравним их в каждой волне исследования отдельно. Ведь мы уже четыре года ежеквартально опрашиваем преимущественно одних и тех же респондентов, и некоторые из них за это время перешли из «младшей» группы в «старшую»1. Кто-то при этом расцвел, стал более умелым, а кто-то утратил былой азарт и энергию, устал. 

Так что же важнее для успеха в бизнесе – энергия, решительность и амбиции молодости или опыт и рассудительность зрелости? Где лежит ключ к успеху? Для ответа на эти вопросы вновь обратимся к Индексу состояния бизнеса (ИСБ) – разнице между процентными долями тех, кто следовал стратегии роста своего бизнеса, и тех, кто был сосредоточен на его выживании (подробнее об Индексе см., например, в материале «Состояние бизнеса участников ЛМБ в IV квартале 2024 года и ожидаемые итоги I квартала 2025 года»). 

На графике 1 показана динамика ИСБ по возрастным группам: зеленая кривая соответствует «младшим» предпринимателям (18–35 лет), а красная – «старшим» (36 лет и старше). 

 

На протяжении всего исследования зеленая кривая, представляющая «младших» предпринимателей, стабильно проходила выше красной кривой, отражающей результаты «старших». В некоторые периоды, например, во II квартале 2023 года, разрыв был особенно заметен: у «младших» предпринимателей ИСБ достигал плюс 23 балла, тогда как у «старших» – минус 5 баллов2. 

Означает ли это, что решающим фактором успеха в бизнесе является именно молодость предпринимателей сама по себе, их молодой задор? А может быть, на успех влияют какие-то особые умения, которые чаще характерны для молодых (например, компьютерная грамотность и владение цифровыми бизнес-технологиями)? 

Чтобы проверить эту гипотезу, сравним бизнесы «младших» и «старших» предпринимателей, которые находятся в примерно одинаковых условиях, то есть либо используют, либо не используют каждую из этих технологий. 

Разделим, например, по возрасту предпринимателей, пользующихся средствами интернет-рекламы для продвижения своих товаров и услуг. 

 

Из графика 2 видно, что при наличии доступа к цифровым инструментам продвижения «младшие» предприниматели стабильно достигают более высоких значений Индекса состояния бизнеса, чем «старшие». Особенно это заметно в III квартале 2024 года – у «младших» показатель ИСБ вырос с 0 до плюс 26 баллов, а у «старших», наоборот, снизился с плюс 2 до минус 9 баллов. Подобная разница наблюдается почти на всем протяжении исследования: с 2021-го по 2024 год значения у «младших» чаще положительные, у «старших» остаются в минусе или близки к нулю. 

Рассмотрим теперь другой важный цифровой инструмент – электронный документооборот. График 3 показывает динамику ИСБ среди предпринимателей, которые используют такие системы, – отдельно по возрастным группам. 

 

Мы видим, что и при использовании электронного документооборота «младшие» продолжают показывать лучшие результаты. Так, во II квартале 2023 года их Индекс состояния бизнеса вырос до плюс 26 баллов, в то время как у «старших» всего лишь впервые достиг нулевого значения. Более того, в III квартале 2024 года у «младших» наблюдалось увеличение на 22 пункта (с плюс 5 до плюс 27), а у «старших» – снижение на 7 пунктов (с минус 3 до минус 10). 

Таким образом, мы можем сделать вывод, что успех в бизнесе все же связан с молодостью предпринимателя, а не с более характерным для молодых фактом применения тех или иных цифровых инструментов. А значит, молодые предприниматели подходят к делу по-другому, что и ведет их к успеху. Например, даже одни и те же цифровые инструменты они могут использовать по-особому: смелее экспериментировать, быстрее осваивать новые форматы, оперативнее реагировать на изменения в цифровой среде, более чутко улавливать текущие тренды, а не ограничиваться устоявшимися методами, что более типично для предпринимателей постарше. 

____________________

1 Из-за таких переходов «младшая» возрастная группа сократилась с 17% от числа участников первого опроса до 11% от числа участников 16-го. 

2 То, что красная кривая очень близка к синей пунктирной кривой всех опрошенных, неудивительно: ведь доля «старших» предпринимателей составляет от 82 до 91% в зависимости от волны опроса. 

Светлана Борисова, Ефим Галицкий
© 2025 ФОМ