Задача ПРИМа – всестороннее исследование предпринимательства
Предпринимательская деятельность, являющаяся одним из основных драйверов экономического развития страны, нуждается в регулярном и всестороннем мониторинге. Необходимость этого стала особенно явной в последние годы, когда бизнес сначала столкнулся с пандемией коронавируса, а затем – с последствиями новых санкций со стороны других стран.
Для того чтобы помогать предпринимателям успешно расти и развиваться, недостаточно изучать показатели статистического и околостатистического характера, такие как финансовое положение бизнеса и изменения в нем. Нужно смотреть глубже, подробно исследуя проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, давая им самим возможность высказаться, выразить свое мнение и отношение к текущей ситуации в стране и мире, поделиться своими переживаниями и ожиданиями, планами на будущее.
«Предприниматели России: Исследовательский Мониторинг» (ПРИМ), совместный проект ФОМа со Сбером и Минэкономразвития, появился как результат понимания этой не самой простой задачи. Его цель – донести голос предпринимателей до основных стейкхолдеров: власти, бизнеса, общества.
Мониторинг был создан для того, чтобы у партнеров проекта и всего рынка появился удобный инструмент, позволяющий в оперативном режиме видеть текущую ситуацию и настроения в малом и микробизнесе и на основе этих данных принимать оперативные решения – о работе с этим сегментом, об изменениях законодательства, адекватных мерах поддержки и т. д.
Проект имеет несколько уникальных особенностей.
Во-первых, это то, что ПРИМ выводит на первый план человеческое измерение предпринимательства. В фокусе исследований оказывается не бизнес-единица (предприятие, компания), как обычно бывает в большинстве исследований предпринимательской деятельности, а человек – предприниматель, личность, тот, кто организует и ведет свой бизнес.
Во-вторых, это регулярность данного проекта – ежеквартальные исследования позволяют всегда иметь на руках самые актуальные данные о предпринимательстве в России.
В-третьих, это всесторонний охват проекта.
В его фокусе не только действующие предприниматели, но и еще одна важнейшая, но мало исследованная группа работающих на себя, способная в перспективе создать и свой бизнес, а именно – самозанятые (в том числе – теневые).
Также в проекте отдельное внимание уделяется изучению предпринимательской атмосферы в обществе и оценке предпринимательского потенциала, и здесь наследуются и продолжают воплощаться лучшие практики и стороны ежегодного «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM), частью которого Россия являлась с 2006 по 2022 годы.
Партнеры проекта – Сбер и Минэкономразвития – уже активно используют в своей работе результаты первой волны проекта.
В ПРИМе выделяются три исследуемые совокупности.
Предприниматели: россияне, считающие себя предпринимателями и имеющие свой бизнес в формате ИП или юридического лица. Изучаются с помощью уникального исследовательского инструмента – Панели Малого Бизнеса ФОМ, единственной в России основы для репрезентативного опроса предпринимателей.
Панель Малого Бизнеса – это база предпринимателей, согласившихся принимать участие в регулярных опросах ФОМа. Это единственная в России основа для репрезентативного опроса предпринимателей. Панель открывает возможность для оперативных и сравнительно недорогих репрезентативных исследований представителей малого бизнеса. Малый бизнес включает в себя ИП, микро- и малые предприятия.
Самозанятые: работающие на себя россияне, не имеющие статуса ИП или юридического лица (как официально зарегистрированные, так и неофициальные).
Население трудоспособного возраста: россияне в возрасте от 18 до 65 лет.
___
К настоящему моменту проведены уже две волны опросов предпринимателей и самозанятых (в IV квартале 2022 года и в I квартале 2023 года) и один опрос населения (в декабре 2022 года).
Мы уже писали про ПРИМ ранее. Также о проекте рассказывали Сбербанк и РБК.