Динамика положения бизнесов участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ за 17 волн исследования (со II квартала 2021 года по II квартал 2025 года), а также ожидания предпринимателей от III квартала 2025 года
С июля 2021 года ФОМ совместно с НИУ ВШЭ опрашивает одних и тех же предпринимателей (более 700 человек). Часть вопросов, задающихся в каждой волне, фиксирует изменения в их бизнесе и бизнес-среде в прошедшем квартале, а также ожидания в отношении наступившего квартала. По итогам каждой волны опроса мы добавляем актуальные ответы респондентов в динамический ряд, что позволяет отслеживать изменения на больших временны́х отрезках.
Положение малого бизнеса в прошлом квартале
В этом разделе представлены ответы респондентов относительно прошлого квартала для каждой временнóй точки. На графиках обозначения соответствуют периодам оценки: о II квартале 2021 года, указанном на графике, мы спрашивали в III квартале, о III – в IV квартале 2021 года и т. д.
На графиках ниже (рост, стабильность и сокращение факторов затрат) представлены ответы лонг-респондентов, указавших на наличие факторов затрат.
В этом разделе представлены ответы респондентов относительно текущего квартала для каждой временнóй точки. То есть в III квартале 2021 года речь идет о III квартале, в IV – o IV квартале 2021 года и т. д.
В III и IV кварталах 2021 года вопрос о планах закрытия или продаже бизнеса не задавался.
Исследовательский комментарий
Во II квартале 2025 года ситуация в малом бизнесе характеризовалась частичным восстановлением ключевых показателей — на фоне ухудшения настроений предпринимателей.
Так, доля компаний, выбравших во II квартале стратегии «сохранение» или «рост», составила 66% (+1 п. п. к I кварталу 2025 года, –11 п. п. относительно II квартала 2024 года), при этом 53% опрошенных были ориентированы на сохранение текущего положения, а 13% – на рост. Доля «выживающих» бизнесов снизилась до 31% (–3 п. п. относительно I квартала 2025 года, +8 п. п. ко II кварталу 2024 года), что указывает на улучшение по сравнению с началом года.
Финансовое положение стало более устойчивым в сравнении с I кварталом 2025 года. Доля компаний, чьих доходов было достаточно для покрытия прямых расходов, выросла до 73% (+5 п. п. к I кварталу 2025 года, –5 п. п. относительно II квартала 2024 года). При этом уровень кредитной активности оставался неизменным: заемные средства привлекали 25% предпринимателей (без изменений относительно I квартала 2025 года, +1 п. п. ко II кварталу 2024 года). Конкуренция выглядела устойчивой: 69% респондентов отметили, что она не изменилась (+2 п. п. к I кварталу 2025 года, –4 п. п. относительно II квартала 2024 года). Рост числа сотрудников отметили лишь 9% компаний (без изменений относительно I квартала 2025 года; –4 п. п. относительно II квартала 2024 года).
Спрос во II квартале показал признаки сезонного восстановления. 25% предпринимателей сообщили о его росте (+10 п. п. к I кварталу 2025 года, –9 п. п. относительно II квартала 2024 года), тогда как снижение отметили 30% (–10 п. п. относительно I квартала 2025 года, +11 п. п. ко II кварталу 2024 года). Таким образом, по сравнению с I кварталом динамика выглядела позитивнее, однако уровень II квартала 2024 года пока не достигнут.
Вместе с тем настроения предпринимателей ухудшились. Доля предпринимателей, вступивших в III квартал 2025 года с уверенностью или оптимизмом, составила 43% (–5 п. п. относительно II квартала 2025 года, –10 п. п. относительно II квартала 2024 года), тогда как доля встретивших его с тревогой и беспокойством увеличилась до 48% (+6 п. п. ко II кварталу 2025 года, +10 п. п. к III кварталу 2024 года). Кроме того, лишь 27% респондентов считали, что текущий квартал будет лучше, чем II квартал (–14 п. п. относительно II квартала 2025 года, –5 п. п. относительно III квартала 2024 года), 20% придерживались противоположного мнения (+5 п. п. ко II кварталу 2025 года, +6 п. п. к III кварталу 2024 года).
Таким образом, во II квартале 2025 года наблюдалось частичное восстановление: ключевые показатели стабилизировались, улучшились показатели спроса и финансовой устойчивости, а уровень конкуренции остался на прежнем уровне. Однако в III квартал предприниматели вошли с более сдержанными ожиданиями и усилением тревожных настроений.
________________
Источник данных
Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. 17-я волна проходила 9 июля – 12 августа 2025 года.