Сезонные тенденции: возвращение позитивного настроя предпринимателей относительно будущего и рост расходов в прошлом квартале

Динамика положения бизнесов за три года проведения ежеквартального лонгитюдного исследования: со II квартала 2021 года по II квартал 2024 года

qr-code
Сезонные тенденции: возвращение позитивного настроя предпринимателей  относительно будущего и рост расходов в прошлом квартале

С июля 2021 года ФОМ совместно с НИУ ВШЭ опрашивает одних и тех же предпринимателей (более 700 человек). Часть вопросов, задающихся в каждой волне, фиксирует изменения в их бизнесе и бизнес-среде в прошедшем квартале, а также ожидания в отношении наступившего квартала. По итогам каждой волны опроса мы добавляем актуальные ответы респондентов в динамический ряд, что позволяет отслеживать изменения на больших временны́х отрезках.

Содержание

Положение малого бизнеса в прошлом квартале

Положение компаний в текущем квартале

Исследовательский комментарий

Положение малого бизнеса в прошлом квартале

В этом разделе представлены ответы респондентов относительно прошлого квартала для каждой временнóй точки. На графиках обозначения соответствуют периодам оценки: о II квартале 2021 года, указанном на графике, мы спрашивали в III квартале, о III – в IV квартале 2021 года и т. д.

Бизнес-стратегия

Вопросы анкеты
Развернуть

Изменения бизнес-среды

Вопросы анкеты
Развернуть

Доход компании

Вопросы анкеты
Развернуть

Факторы затрат

Вопросы анкеты
Развернуть

На графиках ниже (рост, стабильность и сокращение факторов затрат) представлены ответы лонг-респондентов, указавших на наличие факторов затрат.

Заемные средства

Вопросы анкеты
Развернуть

Изменение в направлениях деятельности

Вопросы анкеты
Развернуть

Использование технологий

Вопросы анкеты
Развернуть

Положение компаний в текущем квартале

В этом разделе представлены ответы респондентов относительно текущего квартала для каждой временнóй точки. То есть в III квартале 2021 года речь идет о III квартале, в IV o IV квартале 2021 года и т. д.

Вопросы анкеты
Развернуть

В III и IV кварталах 2021 года вопрос о планах закрытия или продаже бизнеса не задавался.

 

Исследовательский комментарий

12-я волна Лонгитюда Малого Бизнеса (ЛМБ) не показала значительных изменений в бизнес-стратегиях предпринимателей: 73% опрошенных описывают свою стратегию как сохранение или рост (55 и 18% соответственно), а 26% – как выживание.

При этом наблюдается сезонный рост числа предпринимателей, считающих, что II квартал для их бизнеса будет лучше, чем предыдущий (41% опрошенных, плюс 19 п. п. к предыдущему кварталу) и, соответственно, резкий спад числа предпринимателей с негативным настроем (13%, минус 21 п. п.). Сезонный характер имеет и рост числа предпринимателей, отмечающих падение доходов в I квартале (37% опрошенных, плюс 7 п. п. к результатам прошлой волны). 

Впервые за историю исследования доля участников Лонгитюда, говорящих о росте расходов на аренду помещений, увеличилась до 21% (ранее этот показатель держался в диапазоне 12–15%). Увеличилась доля респондентов, заявляющих о  росте расходов на оплату труда работников (39% опрошенных, плюс 3 п. п.). При этом выросло число предпринимателей, отмечающих сокращение числа работников (12% опрошенных, плюс 4 п. п.).

________________

Источник данных

Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. 12-я волна проходила с 15 апреля по 16 мая 2024 года.

© 2024 ФОМ