Самореализация, желание разбогатеть или необходимость прокормить семью

Как различаются бизнес-стратегии и результаты работы компаний предпринимателей с разными мотивами ведения бизнеса

qr-code
Самореализация, желание разбогатеть или необходимость прокормить семью

Какие стратегии работы выбирают предприниматели для своих компаний в период пандемии, с каким настроем они смотрят в будущее и довольны ли выбором своего занятия? Мы проанализировали результаты первого опроса в рамках Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ и выяснили, как различаются ответы на эти вопросы у предпринимателей с разными мотивами к ведению бизнеса.

Зачем предприниматели занимаются бизнесом?

В ходе опроса мы постарались выяснить основные мотивы, которые побуждают предпринимателей заниматься бизнесом. Вопреки довольно распространенному среди обывателей мнению о том, что главной причиной для старта бизнеса становится стремление разбогатеть, на первый план для большинства предпринимателей выходят другие мотивы.

Половина предпринимателей (51%) занимаются бизнесом, чтобы прокормить себя и семью, и почти для всех в данной группе это основной источник дохода. Тех же, кто пошел в малый бизнес ради высокого дохода или самореализации, почти вдвое меньше: 21 и 22% соответственно. При этом для двух последних категорий предпринимателей несколько чаще, чем для первой категории, бизнес является не основным, а дополнительным источником дохода.

Далее мы будем называть каждый из мотивов для ведения бизнеса упрощенно: самореализация, обогащение и вынужденное предпринимательство.

Отметим: три этих мотива ведения бизнеса не являются взаимоисключающими, и, вполне вероятно, в тот или иной момент времени преобладает то один, то другой, а иногда они могут и пересекаться. Однако в текущем опросе мы спрашивали предпринимателей, какой мотив является основным.

Интересно, что среди предпринимателей всех возрастных групп преобладает мотив вынужденного предпринимательства, однако мотив самореализации наиболее ярко выражен в возрастной группе участников Лонгитюда старше 60 лет: среди них его назвали 32% опрошенных, в то время как в других возрастных группах – только по 20–22%.

Какие предприниматели чаще внедряют инновации?

Важное различие между предпринимателями с разными мотивами – в том, насколько они склонны к инновациям. Так, владельцы малого бизнеса, основными мотивами которых являются самореализация или обогащение, в первом квартале 2021 года чаще вынужденных предпринимателей использовали новые технологии: интернет-решения для продвижения своих товаров и услуг, электронный документооборот и средства организации удаленной работы. 

Предприниматели, нацеленные прежде всего на получение высокого дохода, также значительно чаще остальных использовали онлайн-продажи. Особенно заметен этот контраст в сравнении с вынужденными предпринимателями – 36% против 17%.

Вынужденные предприниматели в целом реже демонстрировали склонность к использованию новых подходов в работе. Так, только 5% респондентов в данной группе заявили, что в прошлом квартале в их бизнесе появились новые виды услуг и товаров, в то время как в группе предпринимателей, желающих получать высокий доход, нововведения появились у 9%, а в группе предпринимателей, нацеленных на самореализацию, – у 21%.

В прошлом квартале в вашем бизнесе использовались или не использовались

Каких бизнес-стратегий придерживаются предприниматели с разными мотивациями?

Наблюдаются различия и в том, как предприниматели с разной мотивацией ведения бизнеса характеризуют свою бизнес-стратегию в прошлом квартале. Для всех трех групп предпринимателей основной стратегией ведения бизнеса была стратегия сохранения (54% от всех опрошенных). Но наиболее характерной она оказалась для тех, кто занимается бизнесом ради высокого дохода: большинство из них (61%) в нынешних условиях стараются сохранить стабильность.

Стратегия роста характерна для бизнеса 13% участников Лонгитюда. При этом в группе предпринимателей, занимающихся бизнесом ради самореализации, ее придерживались почти вдвое больше опрошенных (24%). То есть предприниматели, изначально нацеленные на рост, даже в непростых условиях пандемии чаще находят возможности для развития своего дела.

Те же, кто занимается бизнесом ради того, чтобы прокормить себя и семью, намного чаще остальных выбирают стратегию выживания (42%), когда все основные ресурсы уходят на то, чтобы бизнес не закрылся, а о развитии и росте речь не идет.  

Общее состояние бизнеса выражается в его финансовых показателях. Финансовые результаты второго квартала оказались различными у предпринимателей с разными мотивациями.

Если среди предпринимателей с доминирующим мотивом обогащения в прошлом квартале не хватило дохода для покрытия прямых расходов у 24%, а в группе желающих самореализоваться – у 30%, то в группе вынужденных предпринимателей расходы «не отбились» у 39% респондентов.

Любопытно, что особых различий во влиянии пандемии на бизнес предпринимателей из всех трех мотивационных групп в ходе исследования обнаружено не было. То есть перед лицом такого страшного врага, как коронавирус, все оказались более-менее равны.

Довольны ли предприниматели выбором своей профессии?

Мы не знаем, что двигало предпринимателями, когда они принимали решение заняться бизнесом, но сейчас можем наблюдать, как они оценивают свой выбор профессии. Большинство снова стали бы предпринимателями, доведись им сегодня выбирать профессиональный путь.

Однако, несмотря на эту общую тенденцию, баланс ответов внутри групп с разной мотивацией очень сильно различается: респонденты, работающие ради самореализации, значительно чаще (81%), чем их коллеги, занимающиеся бизнесом, чтобы прокормить себя и свою семью (48%), отвечали, что снова пошли бы в предприниматели.

Кроме того, участники Лонгитюда, занимающиеся бизнесом ради самореализации, вдвое чаще готовы порекомендовать знакомым и близким пойти в предприниматели (61%), чем люди, занимающиеся бизнесом вынужденно (30%).

Каким видят свое будущее предприниматели?

Около половины предпринимателей, занимающихся бизнесом ради самореализации и высокого дохода, вступали в новый квартал с уверенностью и оптимизмом (53 и 49% соответственно), в то время как в группе вынужденных предпринимателей доля оптимистов составила только 33%.

А вот обеспокоенных ближайшим будущим среди вынужденных бизнесменов вдвое больше (61%), чем оптимистов. По всей вероятности, это является прямым следствием проблем, которые эти люди испытывали в прошлом квартале (а возможно, и до этого). Для сравнения: в группе нацеленных на самореализацию беспокоятся на 20 п. п. меньше предпринимателей, а в группе ориентированных на высокий доход – на 15 п. п.

Данные показывают, что представители самой многочисленной группы предпринимателей (те, кто работает, чтобы прокормить себя и семью) чаще остальных характеризуют свою стратегию как выживание, чаще сталкиваются с финансовыми трудностями и в целом реже удовлетворены своей профессией. Притом что численность группы вынужденных бизнесменов составляет 51%, половину всех российских предпринимателей, перед нами открывается не самая радужная картина происходящего в российском малом бизнесе.

Предприниматели этой группы менее склонны к инновациям и поиску новых путей развития бизнеса, и логично было бы предположить, что в этом и кроется причина их проблем. Возможно, первоначальная мотивация – прокормить себя и семью – загоняет их в рамки, не предусматривающие развития, привнося логику выживания в управление компанией. Однако подтвердить эти предположения текущее исследование не позволяет: на основе имеющихся данных мы не можем говорить о наличии или отсутствии здесь причинно-следственных связей.

В наших следующих заметках и статьях мы продолжим рассказывать о разных группах предпринимателей, их бизнес-стратегиях и влиянии пандемии на их бизнесы. Следите за публикациями на сайте smbiz.fom.ru.

________________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда. Выборка – 679 респондентов, июль 2021 года.

ОЛЬГА АЛИПОВА
© 2024 ФОМ