Различия экономических стратегий предпринимателей в зависимости от возраста их бизнеса

Выпускница НИУ ВШЭ проверила, зависит ли выбор предпринимателями бизнес-стратегии от возраста их предприятий (на данных Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ)

qr-code
Различия экономических стратегий предпринимателей в зависимости от возраста их бизнеса

Выпускница направления подготовки «Социология» НИУ ВШЭ Татьяна Цыбикжапова подготовила и защитила дипломную работу на данных Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. На основе выпускной квалификационной работы была подготовлена данная статья. Научный руководитель – Александр Чепуренко, д. э. н., профессор, руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ.

Пандемия COVID-19, распространившаяся по всему миру в начале 2020 года, ознаменовалась серьезными социально-экономическими потрясениями, среди них – новая социальная реальность для предпринимателей – владельцев малого бизнеса1. Несомненно, пандемия изменила привычную деятельность предприятий, внеся в жизнь предпринимателей коррективы, к которым было необходимо адаптироваться.

Очевидно, что единой модели адаптации бизнеса к условиям пандемии не существует, однако, как можно предположить, сложились некоторые типичные стратегии реагирования, направленные на адаптацию. И они могут меняться в зависимости от ряда факторов.

Рассматривая конструирование этих стратегий предпринимателями, можно выдвинуть предположение, что стратегии адаптации бизнеса к шоковым потрясениям могут разделяться на три типа: выживание (обеспечить сохранение бизнеса даже ценой каких-то потерь – в занятости, прибыльности и даже в уровне дохода – ради будущего возможного восстановления), рост (увеличение всех важнейших финансово-экономических параметров бизнеса) и сохранение бизнеса (обеспечение бизнес-процессов в условиях нулевого или близкого к нулевому роста)2. Вероятно, выбор определенной стратегии может зависеть, в частности, от возраста бизнеса: у стартапов, молодых бизнесов и бизнесов, уже имеющих определенную историю, они могут быть разными. Это предположение опирается на концепцию жизненного цикла компаний по Ицхаку Адизесу, которая показывает, что на разных этапах цикла – нарождающийся бизнес, молодой бизнес, устоявшийся бизнес – они обладают разными ресурсами и преследуют разные цели, а потому их стратегии могут детерминироваться совокупностью соответствующих факторов3, 4. Более того, эти стратегии могут изменяться во времени в зависимости от успешности бизнеса и других обстоятельств.

В любом случае очевидно, что динамика в бизнесах разного возраста выглядит в условиях пандемии по-разному, что может быть связано как с объективными различиями между бизнесами на разных этапах их жизненного пути, так и с особенностями мотивации и стратегий их владельцев.

Важно отметить, что все полученные результаты проведенного анализа будут интерпретированы через призму теории Ицхака Адизеса об управлении жизненным циклом компаний5.

Рассмотрим динамику изменения экономических стратегий предпринимателей в зависимости от возраста их бизнеса на протяжении трех волн лонгитюдного исследования ФОМа. Период наблюдения – с июля 2021-го по февраль 2022 года.

Среди участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ наблюдается следующее распределение предпринимателей по возрасту их бизнеса: 6% опрошенных владеют нарождающимся бизнесом (возраст предприятия до двух лет), 14% владеют молодым бизнесом (возраст предприятия от двух до трех лет), большинство же участников исследования (61%) имеют уже устоявшийся бизнес (возраст предприятия свыше трех лет). Остальные отвечать на вопрос не стали.

Рассмотрим, как предприниматели идентифицируют свою деятельность, с какой стадией развития соотносят свое предприятие в зависимости от возраста их бизнеса. Каждая стадия развития бизнеса характеризует определенную экономическую стратегию, которую использует предприниматель на соответствующем этапе развития своего бизнеса. Стадии начала деятельности и роста предполагают стратегии активного развития и роста соответственно; стадия стабильности характеризует стратегию сохранения; со стадией спада соотносится стратегия выживания6. 

В первой волне Лонгитюда владельцы нарождающегося бизнеса соотносили себя со стадиями начала деятельности и роста. Это говорит о том, что для таких предпринимателей чаще всего характерны стратегии роста и активного развития и не характерно стремление к стабильности.

Владельцы устоявшегося бизнеса идентифицировали свой бизнес со стадиями спада и стабильности, что указывает на доминирование стратегий выживания и сохранения статус-кво.

Владельцы молодого бизнеса соотносили свой бизнес со стадиями начала деятельности и роста. Эти стадии характеризуются стратегиями роста и активного развития бизнеса.

Согласно теории управления жизненным циклом компаний Ицхака Адизеса, стадия начала деятельности не характерна для молодых предприятий, поскольку такие бизнесы уже начинают приносить плоды, налаживается бюджет фирмы и стабилизируется ее работа. В соответствии с теорией Ицхака Адизеса мы предполагали, что представители таких предприятий будут соотносить свой бизнес со стадией стабильности и выбирать стратегию сохранения. Однако анализ данных опроверг это предположение. Видимо, владельцы молодых бизнесов либо ошибочно относят себя к стартапам, либо развитие их предприятий затормозила пандемия, поскольку они закреплялись на рынке как раз в первые месяцы распространения коронавируса. В связи с этим владельцы молодых бизнесов говорили, что их предприятие находится на стадии начала деятельности.

При этом данные об исходных различиях в экономических стратегиях владельцев нарождающихся и уже устоявшихся бизнесов не отклоняются от теории о жизненном цикле компаний Ицхака Адизеса, а, наоборот, подтверждают ее.

Различия стратегий в динамике

Перейдем к рассмотрению преобладающей на протяжении трех волн Лонгитюда экономической стратегии для каждой группы владельцев малого бизнеса. Для этого определим характерную стратегию для каждой группы в соответствующей волне, а после сопоставим результаты по первым трем волнам.

Владельцы нарождающегося бизнеса в ходе первой волны не имели доминирующей стратегии, что может говорить о разнородности используемых стратегий. Во второй волне для владельцев нарождающихся предприятий была в основном характерна стратегия роста. В третьей волне снова нельзя было выделить преобладающую в группе стратегию.

У владельцев молодого бизнеса в первой волне наблюдались преобладание стратегии роста и нехарактерность стратегии выживания. Во второй волне у этой группы бизнесменов также выделялась стратегия роста. В третьей волне характерных для владельцев молодых бизнесов признаков мы не увидели.

Для владельцев уже устоявшегося бизнеса в первой волне характерной стратегией было выживание, а нехарактерной – стратегия роста. Во второй волне в данной группе мы видели только отрицательную связь со стратегией роста, что снова говорит о ее нехарактерности. В третьей волне владельцы устоявшихся бизнесов не имели доминирующих экономических стратегий.

Рассмотрим третью волну отдельно: в ней отсутствовали характерные признаки для рассматриваемых переменных, что может объясняться разнородностью выбранных стратегий в каждой когорте и, следовательно, отсутствием преобладающей стратегии. Более того, мы можем предположить, что выбор экономической стратегии не зависит от возраста предприятия.

Анализируя результаты трех волн, мы отвергаем предложенную гипотезу о том, что в течение всего периода наблюдения в каждой группе предпринимателей будет превалировать одна и та же стратегия[1]. Это обосновывается тем, что в третьей волне ни одна группа предпринимателей не имела доминирующей стратегии. То есть выбор предпринимателем определенной стратегии не зависит от возраста его предприятия. Таким образом, в условиях экзогенных шоков мы не наблюдали преобладающих стратегий для каждой группы (когорты) бизнеса, что говорит о многообразии использования стратегий предпринимателями независимо от возраста их предприятия.

Помимо этого, мы можем рассмотреть процентную составляющую. Таким образом, для каждой группы бизнесменов – владельцы нарождающихся бизнесов, владельцы молодых бизнесов и владельцы уже устоявшихся бизнесов – характерна стратегия сохранения в течение первых трех волн Лонгитюда. Такой результат может быть связан как с особенностью выборки (преобладание владельцев устоявшихся бизнесов), так и с тем, что во времена неопределенности и экзогенных шоков предприниматели стараются сохранить свой бизнес. Например, владельцы нарождающихся бизнесов не стремятся рисковать и развивать деятельность предприятия, что в «мирное» время им несвойственно. Однако не стоит забывать, что пандемия коронавируса непредсказуема и контролировать ее и связанные с ней обстоятельства предприниматели не могут.

Результат примененных предпринимателями экономических стратегий от первой до третьей волны

Потеряли свои позиции – предприниматели, которые перешли от стратегий роста и сохранения к стратегиям сохранения и выживания соответственно.

Сохранили свои позиции – предприниматели, которые сохранили свои стратегии к третьей волне исследования, использовали одни и те же стратегии в течение периода наблюдения.

Улучшили свои позиции – предприниматели, которые перешли от стратегий выживания и сохранения к стратегиям сохранения и роста соответственно.

Распределение долей предпринимателей по результатам примененных экономических стратегий (от первой к третьей волне): 11,7% респондентов потеряли свои позиции, 14,7% улучшили позиции, 41,1% сохранили позиции. Такое распределение обусловливается структурой выборки, которая смещена в сторону владельцев устоявшихся бизнесов.

Из теории об управлении жизненным циклом компаний владельцы устоявшихся бизнесов, число которых преобладает в выборке Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, стремятся к сохранению своего бизнеса и по возможности избегают любого риска. С одной стороны, избегание риска означает отсутствие инноваций и развития бизнеса, что уменьшает вероятность попадания в группу улучшивших позиции. С другой стороны, риск может привести к потере бизнеса, что, в свою очередь, увеличивает шансы попадания в группу потерявших свои позиции.

Для владельцев нарождающихся и молодых бизнесов в теории сохранение позиций не является характерной стратегией. Нарождающиеся бизнесы недостаточно закреплены на рынке, они не имеют доступ к финансированию, у них не налажен сбыт, а также другие механизмы предпринимательской деятельности. Молодые предприятия уже более систематизированы, имеют налаженный бюджет и сформированный сбыт. Однако владельцы молодых бизнесов могут перестать трезво оценивать свои силы и начать давать преждевременные обещания рынку (обещания рынку могут выражаться в быстром росте предприятия, его развитии, внедрении инноваций). Таким образом, представители данных групп не должны быть устойчивыми в своих стратегиях – особенно во времена неопределенности.

_______________

Источник данных

Данные первых трех волн опроса предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка – более 700 респондентов, июль 2021 года – февраль 2022 года.

__

Весь анализ данных был выполнен с помощью двумерного частотного распределения: тест Хи-квадрат, таблица сопряженности, интерпретация полученных скорректированных остатков с заданным критическим значением z=1,96 на 95-процентном уровне доверительной вероятности. Проверка наполненности наблюдений в таблицах не выполнялась ввиду того, что наблюдается разнородная структура выборки по возрасту бизнеса. По этой причине были использованы скорректированные стандартизированные остатки.

______

1 Scheidgen K., Gümüsay A., Günzel-Jensen F., Krlev G., Wolf M. Crises and entrepreneurial opportunities: Digital social innovation in response to physical distancing //Journal of Business Venturing Insights. – 2021. – Т. 15. – С. e00222.

2 Global Entrepreneurship Monitor 2021/2022 // Global Report.

3 Adizes I. Corporate lifecycles: How and why corporations grow and die and what to do about it. – 1990.

4 Adizes I. Managing corporate lifecycles. – The adizes institute publishing. - 2004.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

Татьяна Цыбикжапова
© 2022 ФОМ