Проект СМБиз на Грушинской конференции

Команда Проекта представила доклады, основанные на данных Лонгитюда, и информативный стенд, посвященный исследованиям малого предпринимательства

qr-code
Проект СМБиз на Грушинской конференции

Сотрудники Института Фонда Общественное Мнение приняли участие в XV Грушинской социологической конференции «Человекоцентричность VS социоцентричность: индивидуализация и взаимодействие в современном мире», которая проходила 27–28 марта в Государственном университете управления. В рамках тематических секций они поделились интересными результатами Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, опытом взаимодействия лонг-интервьюеров с лонг-респондентами и подискутировали о респондентоцентричности панельных исследований.

Преимущества и недостатки различных социологических методов в выстраивании долговременных отношений с «неодноразовыми» респондентами обсудили участники секции «Онлайн-панели: человек как ключевая ценность исследований», одним из программных директоров которой был руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа Роман Бумагин. Кроме того, он выступил с докладом «Как респондентоцентричные вопросы улучшают коммуникацию с участниками панели», в котором поделился опытом ФОМа в задавании человекоцентричных вопросов участникам Лонгитюда Малого Бизнеса. Роман Бумагин описал попытку исследователей ФОМа в ходе третьей волны Лонгитюда спросить у предпринимателей про их семьи. Вопреки оптимистичным ожиданиям этот вопрос вызвал настороженность у респондентов. Тогда от «человеческих» вопросов решено было на некоторое время отойти. А через год, когда между лонг-интервьюерами и лонг-респондентами установились более доверительные отношения, предпринимателей спросили об их хобби. И этот вопрос произвел настоящий фурор – респонденты отвечали на него с большим удовольствием. С тех пор социологи регулярно включают в анкету неделовые вопросы: про счастье, стресс, отпуск, кино, кулинарию – и участники исследования проявляют к ним особый интерес.

Как респондентоцентричные вопросы улучшают коммуникацию с участниками панели

Роман Бумагин

Перейти к презентации

В продолжение разговора о панельных исследованиях начальник Лаборатории анализа данных ФОМа Ефим Галицкий представил доклад «Какие респонденты чаще всего соглашаются участвовать в последующих исследованиях ФОМа». Ефим Галицкий выделил группы респондентов, которые чаще или реже других дают согласие на участие в исследованиях компании. Он отметил, что чуть чаще, чем в среднем, на участие в опросах соглашаются жители сел и оптимисты, чуть реже – жители мегаполисов и люди с невысоким доходом.

Фото ВЦИОМ

Какие респонденты чаще всего соглашаются участвовать в последующих исследованиях ФОМа

Ефим Галицкий

Перейти к презентации

Уникальным практическим опытом взаимодействия с панельными респондентами поделилась с участниками секции Партнер ФОМа из Йошкар-Олы, директор компании «Социомаркет» Лада Резник, которая одновременно является и лонг-интервьюером. Обычно в оценке эффективности тех или иных решений по улучшению коммуникаций с панелистами исследователи вынуждены опираться на количественные метрики. Лада Резник непосредственно взаимодействует с участниками панели Лонгитюда и имеет возможность оценить, как они реагируют на те или иные коммуникационные ходы. Партнер ФОМа рассказала, какие решения работают, а также о том, какие трудности могут возникать у исследователей в долгосрочном общении с респондентами и как эти трудности преодолевать.

Видео секции «Онлайн-панели: человек как ключевая ценность исследований»

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

На секции «Лонгитюдные исследования: перспективы и трудности» команда Проекта СМБиз представила доклады, основанные на данных Лонгитюда.

Так, в рамках доклада «Субъект-субъектное взаимодействие в Лонгитюде Малого Бизнеса. Из практики ФОМа» специалисты по долгосрочным исследованиям Анастасия Егорова и Найля Абдулхаерова рассказали о взаимодействии исследователей с лонг-респондентами и лонг-интервьюерами. Найля Абдулхаерова отметила, что общение с предпринимателями – участниками Лонгитюда – задача непростая, поэтому подбору лонг-интервьюеров было уделено особое внимание. Но еще более непростой задачей оказалось поддержание интереса респондентов к долгосрочному (рассчитанному на 10 лет) исследованию, о чем рассказала Анастасия Егорова. По словам спикеров, работа в Лонгитюде зиждется на двух китах – удержании интереса лонг-респондентов и поддержке лонг-интервьюеров. Как отметила Найля Абдулхаерова, пока интервьюеры учились общаться с предпринимателями, команда Лонгитюда училась поддерживать интервьюеров: задавать им те же «человеческие» вопросы, что и предпринимателям, уделять особое внимание их методическим отчетам, настроениям и т. д. Поддержка интервьюеров и удержание интереса респондентов позволяют достичь минимального осыпания панели Лонгитюда.

Субъект-субъектное взаимодействие в Лонгитюде Малого Бизнеса. Из практики ФОМа

Анастасия Егорова, Найля Абдулхаерова

Перейти к презентации

Ефим Галицкий, в свою очередь, выступил с докладом «Сильные и слабые стороны лонгитюдных исследований по опыту анализа данных Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ». Он обратил внимание аудитории на различие структуры лонгитюдной панели и структуры генеральной совокупности (которую составляют случайным образом отобранные предприниматели), а также на различия в динамике ответов на вопрос о желательных мерах господдержки «случайных» предпринимателей и предпринимателей – участников Лонгитюда. В зависимости от вида желаемой помощи исследователи разделили предпринимателей на четыре группы: «Помоги с развитием бизнеса!» (те, кто нуждается в помощи по продвижению на новые рынки), «Научи меня!» (те, кто выбирает образовательно-информационную помощь), «Сократи налоги и дай льготы!» (те, кому наиболее полезны меры финансовой помощи), «Не мешай!» (те, кто либо не интересуется ни одним из видов государственной помощи, либо проявляет интерес к какому-то одному из трех видов помощи финансового характера).

Так, среди предпринимателей, отобранных случайным образом, группа «Помоги с развитием бизнеса!» постоянно уменьшается, а группа «Не мешай!» постоянно увеличивается. В то время как среди участников Лонгитюда размеры групп остаются практически неизменными, но их состав меняется от волны к волне – люди переходят из группы в группу. Как подчеркнул Ефим Галицкий, Лонгитюд нужен не для обеспечения репрезентативности генеральной совокупности, а для того, чтобы знать, как с течением времени люди меняют свои мнения.

Фото ВЦИОМ

Сильные и слабые стороны лонгитюдных исследований по опыту анализа данных Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

Ефим Галицкий

Перейти к презентации

Видео секции «Лонгитюдные исследования: перспективы и трудности»

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Особый интерес у участников конференции вызвал яркий информационный стенд Проекта СМБиз. Посетив его, они узнавали об исследованиях ФОМа, посвященных малому бизнесу, оставляли заявки на получение данных Хаба СМБиз, подписывались на соцсети Проекта и участвовали в розыгрыше печатной версии Доклада «Малый бизнес: жизнь продолжается. Травмы, трансформации и обретения после февраля 2022 года», пытаясь угадать вес издания. В розыгрыше участвовали более 30 человек. Максимальный предполагаемый вес – 2845 грамм, минимальный – 350 грамм. Победитель угадал точный вес Доклада (950 грамм). Как отметил Роман Бумагин, здесь проявилась так называемая мудрость толпы (по Фрэнсису Гальтону): в теории, если собрать весь спектр оценок участников конкурса и рассчитать медиану веса, она окажется максимально приближенной к реальному весу издания. Так и получилось: при таком внушительном разбросе оценок медианное значение оказалось равным 940 граммам, что всего на 10 грамм (!) отличается от правильного значения. Победитель, угадавший точный вес Доклада, и два призера, назвавшие близкие значения, в скором времени получат призы.

1/4

Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ