Динамика положения бизнесов участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ за 16 волн исследования (со II квартала 2021 года по I квартал 2025 года), а также ожидания предпринимателей от II квартала 2025 года
С июля 2021 года ФОМ совместно с НИУ ВШЭ опрашивает одних и тех же предпринимателей (более 700 человек). Часть вопросов, задающихся в каждой волне, фиксирует изменения в их бизнесе и бизнес-среде в прошедшем квартале, а также ожидания в отношении наступившего квартала. По итогам каждой волны опроса мы добавляем актуальные ответы респондентов в динамический ряд, что позволяет отслеживать изменения на больших временны́х отрезках.
Положение малого бизнеса в прошлом квартале
В этом разделе представлены ответы респондентов относительно прошлого квартала для каждой временнóй точки. На графиках обозначения соответствуют периодам оценки: о II квартале 2021 года, указанном на графике, мы спрашивали в III квартале, о III – в IV квартале 2021 года и т. д.
На графиках ниже (рост, стабильность и сокращение факторов затрат) представлены ответы лонг-респондентов, указавших на наличие факторов затрат.
В этом разделе представлены ответы респондентов относительно текущего квартала для каждой временнóй точки. То есть в III квартале 2021 года речь идет о III квартале, в IV – o IV квартале 2021 года и т. д.
В III и IV кварталах 2021 года вопрос о планах закрытия или продаже бизнеса не задавался.
Исследовательский комментарий
В I квартале 2025 года фиксировалось ухудшение состояния малого бизнеса в России: все больше предпринимателей были вынуждены сосредотачиваться на обеспечении базовой устойчивости в условиях усиливающихся внешних и внутренних вызовов, отказываясь от прежней ориентации на развитие или сохранение. Доля предпринимателей, ориентированных на стратегию выживания, возросла до 34% (на 7 п. п. больше по сравнению с концом 2024 года). Одновременно сократились доли предпринимателей, придерживающихся стратегии сохранения (на 4 п. п., до 52%) и стратегии роста (на 3 п. п., до 13%).
Оценка предпринимателями условий бизнес-среды оставалась осторожной и даже несколько ухудшалась. 35% респондентов сообщили об ухудшении условий для ведения бизнеса, 40% (на 7 п. п. больше, чем в IV квартале 2024 года) – о падении спроса, а 27% отметили усиление конкуренции. Лишь 7% сказали об улучшении условий для ведения бизнеса, 15% (на 4 п. п. меньше, чем в IV квартале) сообщили о росте спроса, только 3% почувствовали снижение конкурентного давления. Оценка состояния экономики сильно не изменилась: 46% (на 4 п. п. меньше, чем в IV квартале) полагали, что ситуация в экономике ухудшилась, и только 8% (на 2 п. п. больше, чем в IV квартале) видели признаки улучшения.
Росла напряженность в отношении финансовой устойчивости бизнеса: 29% (на 8 п. п. больше, чем в IV квартале) сообщили о недостаточности дохода, 68% (на 9 п. п. меньше, чем в IV квартале) отметили, что их доходов хватает на покрытие прямых расходов. При этом 45% предпринимателей (на 12 п. п. больше, чем в IV квартале) зафиксировали снижение доходов по сравнению с прошлым кварталом, а прирост доходов отметили только 17% (на 5 п. п. меньше, чем в IV квартале). Расходы на оплату труда и аренду рабочих площадей выросли у 39 и 25% опрошенных соответственно (на 4 и 6 п. п. больше, чем в IV квартале).
Несмотря на сложную ситуацию, 41% предпринимателей (на 22 п. п. больше, чем в I квартале 2025 года) были уверены, что II квартал будет лучше, тогда как лишь 15% (на 19 п. п. меньше, чем в I квартале) ожидали ухудшения. Эти данные свидетельствуют о заметном улучшении ожиданий по сравнению с прошлым, I кварталом 2025 года. При этом 48% участников вошли во II квартал с чувством уверенности и оптимизма, хотя 42% продолжали испытывать тревогу.
Таким образом, I квартал 2025 года характеризовался ростом доли предпринимателей, придерживающихся стратегии выживания, ухудшением финансовых показателей и настороженной оценкой бизнес-среды, но одновременно – ростом оптимизма и надежд на улучшение ситуации во II квартале. На протяжении всего периода наблюдения прослеживается рост позитивных ожиданий в отношении вторых кварталов каждого года.
________________
Источник данных
Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. 16-я волна проходила 15 апреля – 19 мая 2025 года.