Предприниматели «третьего возраста» в условиях кризиса: по данным Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

Выпускница НИУ ВШЭ изучила особенности российских предпринимателей в возрасте 50 лет и старше

qr-code
Предприниматели «третьего возраста» в условиях кризиса: по данным Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

Выпускница направления подготовки «Социология» НИУ ВШЭ Дина Малекова защитила дипломную работу на данных первых семи волн Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. На основе выпускной квалификационной работы она и подготовила эту статью. Научный руководитель – Александр Чепуренко, д. э. н., профессор, руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ.

Демографические тенденции, связанные со старением населения, указывают на то, что возрастное предпринимательство будет играть важную роль в экономике. В течение последних лет регулярно увеличивается число предпринимателей «третьего возраста». Вовлеченность в бизнес повышает качество их жизни и приносит пользу обществу. У потенциальных предпринимателей в «третьем возрасте» существует множество как объективных, так и субъективных причин для начала бизнеса. Во-первых, с возрастом появляется больше возможностей для его успешного ведения – здесь речь идет о развитых социальном1 и человеческом2 капиталах. Во-вторых, прослеживаются проявления эйджизма3, возрастной дискриминации на рынке труда, в результате чего людям старшего возраста оказывается труднее менять работу4, а также приходится искать альтернативные найму формы заработка. В-третьих, в России дополнительной причиной вовлеченности в бизнес представителей старших поколений является низкий уровень пенсий. Несмотря на данные факторы, доля возрастных предпринимателей в России остается более низкой, чем доля их молодых коллег, что говорит о наличии определенных барьеров для старта в «третьем возрасте». Помимо этого, специфический российский контекст, обусловленный сочетанием как минимум двух разных потоков предпринимателей (стартовавших сравнительно давно и начавших бизнес лишь на склоне лет), а также кризисом, вызванным внешнеэкономическими шоками, накладывает свой отпечаток на особенности ведения бизнеса представителями «третьего возраста». Данная работа, первая в своем роде в России, нацелена на выявление специфики ведения бизнеса предпринимателями «третьего возраста» в условиях нестабильной экономической ситуации на фоне пандемии и санкционного давления. Специфика выделяется на основании сравнения исследуемой группы предпринимателей «третьего возраста» с контрольной группой «классических» предпринимателей – 35–45 лет. В результате удалось выделить устойчиво воспроизводящиеся особенности предпринимателей «третьего возраста».

Мотивация к предпринимательской деятельности

Для представителей «третьего возраста» реже оказывается характерной добровольная мотивация, связанная со стремлением к максимизации дохода, и чаще – вынужденная мотивация (чтобы прокормить себя и свою семью) или добровольное предпринимательство в целях самореализации.

В отношении мотивации также различаются две подгруппы – опытные предприниматели «третьего возраста» и начинающие предприниматели «третьего возраста». Среди первых (владельцы бизнеса, стартовавшие еще до достижения «третьего возраста») значимо чаще преобладают добровольные предприниматели, а в ситуации, когда бизнес начинают уже на склоне лет, превалирует вынужденная мотивация. Это связано с социальными и социетальными причинами. Так, при вынужденном выходе с рынка наемного труда в связи с эйджизмом, стигматизацией пожилого человека, материальное положение заставляет начинать бизнес ввиду отсутствия удовлетворяющих альтернатив. Предприниматели же «третьего возраста», стартовавшие сравнительно давно, располагают накопленными ресурсами и капиталом, материальные мотивы для них отходят на второй план, а ключевая ценность бизнеса заключается в самореализации5. Более того, зафиксирована устойчивость мотивации к предпринимательской деятельности на протяжении года, что мы связываем с неизменностью норм, ценностей и человеческого капитала на сравнительно небольших промежутках времени6, а также с общим консерватизмом, присущим лицам старших возрастных групп7.

Сохранение малоприбыльного бизнеса

Для предпринимателей «третьего возраста» в условиях внешних шоков чаще оказывается характерно сохранение бизнеса и отсутствие планов закрыться даже в случае устойчивого ухудшения бизнес-показателей (то есть в ситуации, при которой для бизнеса стабильно характерна стратегия выживания, а его прибыльность уменьшается) – ввиду вынужденности предпринимательской деятельности либо же ввиду того, что материальная отдача от него отходит на второй план. Соответственно, перспектива закрытия бизнеса в силу экономических причин рассматривается в «третьем возрасте» реже, чем среди представителей более молодых когорт; последние к тому же располагают такой альтернативой предпринимательской деятельности, как трудоустройство по найму ввиду отсутствия эйджизма на рынке труда.

Низкая степень инновационности бизнеса

Большинство предпринимателей «третьего возраста» скорее ориентируется на стратегию сохранения бизнеса, несколько реже – на выживание, еще реже – на рост. Это происходит под влиянием контекста – внешнеэкономических шоков, из-за которых бизнес оказывается в ситуации неопределенности. Использование различных цифровых средств (облачные хранилища, онлайн-сервисы) и открытие новых направлений деятельности редко присущи предпринимателям «третьего возраста», что может объясняться их приверженностью стратегии сохранения, а не развития бизнеса, а также возрастным консерватизмом и более низким уровнем цифровых компетенций8. Что касается использования интернет-маркетинга и электронного документооборота, то данные решения оказываются популярны среди сениоров ввиду общей цифровизации бизнеса, а также законодательного закрепления необходимости использования ЭДО в ряде сфер бизнеса (например, для учета импортной продукции).

Оценки бизнес-среды и адаптивность

Было выявлено, что оценки бизнес-среды не зависят от возраста предпринимателей. Прослеживается адаптивность в реакции предпринимателей на кризис – в период пандемии фиксировались негативные оценки бизнес-климата, далее бизнес адаптировался к кризисной ситуации. Аналогичные флуктуации характерны для периодов введения санкций в 2022 году и частичной мобилизации.

Обращение к государственным мерам поддержки бизнеса

Независимо от возраста предприниматели осведомлены о том, какие меры предлагает государство для поддержки малого бизнеса, но наибольшая осведомленность характерна для предпринимателей пенсионного возраста. При этом предприниматели практически не обращаются за господдержкой и не планируют обращение к государству и впредь, несмотря на достаточно пессимистичные оценки состояния своего бизнеса и условий для его ведения. Это свидетельствует о наличии барьеров в использовании данных мер – как объективных, так и субъективных. По всей видимости, предприниматели ориентируются скорее на самостоятельно выработанные стратегии, нежели на предлагаемые меры поддержки, несмотря на высокую информированность о последних.

________________

Источник данных

Первые семь волн опроса предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Сроки проведения первых семи волн: июль 2021 года – февраль 2023 года. Выборка – более 700 респондентов.

______

1Weber P., Schaper M. Understanding the grey entrepreneur //Journal of enterprising culture. – 2004. – Т. 12. – №. 02. – С. 147–164.

2Kautonen T. Understanding the older entrepreneur: Comparing third age and prime age entrepreneurs in Finland //International Journal of Business Science & Applied Management (IJBSAM). – 2008. – Т. 3. – №. 3. – С. 3–13.

3Kautonen T., Tornikoski E. T., Kibler E. Entrepreneurial intentions in the third age: the impact of perceived age norms //Small business economics. – 2011. – Т. 37. – С. 219–234.

4Козина И. М., Зангиева И. К. Государственное и рыночное регулирование трудовой активности пенсионеров //Журнал исследований социальной политики. – 2018. – Т. 16. – №. 1. – С. 7–22.

5Hoogendoorn B., Uhlaner L., van der Zwan P., Stephan U. Entrepreneurship, age, and social value creation: A constraint-based individual perspective //Journal of Small Business Management. – 2022. – С. 1–37.

6Bardi A., Lee J. A., Hofmann-Towfigh N., Soutar G. The structure of intraindividual value change //Journal of personality and social psychology. – 2009. – Т. 97. – №. 5. – С. 913.

7Weber P., Schaper M. Understanding the grey entrepreneur //Journal of enterprising culture. – 2004. – Т. 12. – №. 02. – С. 147–164.

8Fernández‐López S., Rodeiro‐Pazos D., Zapata‐Huamaní G.A., Rodríguez‐Gulías M.J. Senior and technology entrepreneurship: An analysis for OECD countries //Strategic Change. – 2022. – Т. 31. – №. 4. – С. 447–460.

Дина Малекова
© 2024 ФОМ