Отношение предпринимателей к мерам поддержки малого бизнеса

Как меняется информированность предпринимателей о господдержке и отношение к ней

qr-code
Отношение предпринимателей к мерам поддержки малого бизнеса

Между II и IV кварталами 2022 года осведомленность предпринимателей о мерах поддержки малого бизнеса снизилась на 12 п. п. При этом примерно 60% осведомленных о мерах поддержки по-прежнему считают их неэффективными.

Информированность предпринимателей о государственных мерах поддержки для малого бизнеса

В четвертой и шестой волнах Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ (II и IV кварталы 2022 года) мы спрашивали предпринимателей об их отношении к мерам поддержки малого бизнеса со стороны государства. В IV квартале 2022 года доля тех, кому было что-либо известно о мерах и решениях, которые государство принимало на момент опроса для поддержки российской экономики в целом и поддержки малого бизнеса в частности, сократилась на 12 п. п., до 48% (с 60% во II квартале). Отметим, что во II и IV кварталах доли считающих эти меры бесполезными были почти одинаковыми (60 и 61% соответственно). 

При этом среди предпринимателей, которые в IV квартале 2022 года ответили, что ничего не слышали о мерах поддержки, каждый третий (38%) во II квартале знал о мерах, которые предлагались на момент того опроса. Тогда 54% из них называли эти меры бесполезными, а 71% не планировал за ними обращаться.

Вероятно, эта группа предпринимателей не увидела полезных им мер или же не получила от них желаемого результата. Это позволяет предполагать, что, разочаровавшись в мерах поддержки, бизнесмены перестали ими интересоваться.

Планы по обращению за мерами поддержки и опыт использования этих мер предпринимателями

В IV квартале 2022 года в группе информированных об актуальных мерах поддержки несколько сократилась доля не планировавших обращаться за ними: до 68% с 71% во II квартале (по всем опрошенным – 33 и 43% соответственно). При этом доля тех, кто уже обратился, выросла с 7% во II квартале до 12% в IV квартале (4 и 6% среди всех опрошенных в каждую волну соответственно).

Среди тех предпринимателей, кто к IV кварталу 2022 года имел опыт обращения за мерами поддержки для малого бизнеса (это, напомним, 12% среди информированных), 49% оказались не удовлетворены результатами этого обращения.

Хотя доля тех, кто не собирался обращаться за мерами поддержки, в IV квартале несколько уменьшилась, она осталась достаточно существенной. Основной причиной решения не обращаться за мерами поддержки предприниматели называли отсутствие необходимости (38% от принявших такое решение, или 12% от всех ответивших). Несколько реже (20 и 7% соответственно) говорили о том, что для их сферы деятельности господдержка не предусмотрена (в этой группе 24% занимались профессиональной, научной или технической деятельностью (например, право, консалтинг, реклама)). Еще 9% (3% от всех ответивших) сочли меры государственной поддержки неэффективными и выразили опасение, что от их использования возникнут новые сложности в бизнесе, 8% (3% от всех ответивших) говорили о бесполезности и бессмысленности мер. Кроме того, озвучивались такие причины, как бюрократия и сложность оформления, отсутствие доверия к государству, а также недостаток информации о мерах господдержки.

Отметим, что 16% среди всех опрошенных предпринимателей получали государственную поддержку до начала специальной военной операции. В первую очередь получаемая помощь касалась финансовой поддержки, в том числе во время эпидемии коронавируса (59% среди тех, кто получал поддержку, 9% от всех опрошенных). Также в списке полученной ранее помощи были льготные кредиты (22 и 3% соответственно), уменьшение или отсрочка уплаты налогов (14 и 2% соответственно) и сокращение числа проверок (4 и 1% соответственно).

Что касается мер, введенных за последний год, то ими воспользовались 19% опрошенных. Основные меры поддержки, к которым обращались предприниматели, – это перенос платежей по упрощенной системе налогообложения (34% среди тех, кто обращался за господдержкой после начала СВО, или 7% от всех опрошенных), получение компенсации комиссии при оплате через Систему быстрых платежей (25 и 5% соответственно), получение кредита с пониженным процентом (19 и 4% соответственно) и оформление кредитных каникул (12 и 2% соответственно). Реже предприниматели прибегали к таким мерам, как уменьшение административных штрафов для малых предприятий, получение скидки в 50% на российское облачное программное обеспечение, получение поддержки при участии в госзакупках и мораторий на банкротство.

При этом основными мерами господдержки, которые обращавшиеся посчитали полезными, оказались перенос платежей по УСН (20% среди тех, кто обращался за господдержкой после начала СВО, или 4% от всех опрошенных), получение кредита с пониженным процентом (16 и 3% соответственно) и компенсации комиссии при оплате через СБП (14 и 3% соответственно). Еще 19 и 3% соответственно сказали, что ничего не оказалось полезным.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что осведомленность предпринимателей о мерах поддержки снизилась по нескольким причинам. Одной из них, вероятно, является то, что почти половина из тех, кто воспользовался ими в прошлом, осталась не удовлетворена результатом своего обращения. Кроме того, можно предположить, что меры поддержки не в полной мере, по мнению некоторых предпринимателей, отвечают их потребностям, а потому они перестают интересоваться ими в дальнейшем.

Вместе с тем отметим востребованность ряда мер, таких как возможность отсрочить платежи по налогам и/или кредитам, а также получить кредит по более низкой ставке.

_______________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка четвертой волны – 735 респондентов. Сроки проведения четвертой волны: 15 апреля – 19 мая 2022 года. Выборка шестой волны – 698 респондентов. Сроки проведения шестой волны: 13 октября – 14 ноября 2022 года.

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.

Анастасия Берсенева, Юлия Дормидонтова
© 2024 ФОМ