Динамика положения бизнесов участников Лонгитюда за 11 волн: со II квартала 2021 года по IV квартал 2023 года и ожидания от I квартала 2024 года
С июля 2021 года ФОМ совместно с НИУ ВШЭ опрашивает одних и тех же предпринимателей (более 700 человек). Часть вопросов, задающихся в каждой волне, фиксирует изменения в их бизнесе и бизнес-среде в прошедшем квартале, а также ожидания в отношении наступившего квартала. По итогам каждой волны опроса мы добавляем актуальные ответы респондентов в динамический ряд, что позволяет отслеживать изменения на больших временны́х отрезках.
Положение малого бизнеса в прошлом квартале
В этом разделе представлены ответы респондентов относительно прошлого квартала для каждой временнóй точки. На графиках обозначения соответствуют периодам оценки: о II квартале 2021 года, указанном на графике, мы спрашивали в III квартале, о III – в IV квартале 2021 года и т. д.
На графиках ниже (рост, стабильность и сокращение факторов затрат) представлены ответы лонг-респондентов, указавших на наличие факторов затрат.
В этом разделе представлены ответы респондентов относительно текущего квартала для каждой временнóй точки. То есть в III квартале 2021 года речь идет о III квартале, в IV – o IV квартале 2021 года и т. д.
В III и IV кварталах 2021 года вопрос о планах закрытия или продаже бизнеса не задавался.
Исследовательский комментарий
По итогам 11-й волны Лонгитюда Малого Бизнеса (ЛМБ) доля предпринимателей – участников исследования, оценивающих свою стратегию в предыдущем квартале как сохранение или рост, составила 74%, снизившись на 3 п. п. по сравнению с показателями 9-й и 10-й волн.
Процент «растущих» среди участников исследования не изменился (17%). Доля «стабильных» снизилась на 3 п. п., вернувшись к показателям годичной давности – 57%, а доля определяющих свою бизнес-стратегию как выживание возросла на те же 3 п. п. (впрочем, все еще оставаясь ниже зафиксированной в ходе 1-8-й волн Лонгитюда – 25% против 27–35% соответственно).
Оптимизм малых предпринимателей, участников ЛМБ, в сравнении с летом-осенью 2023 года несколько снизился.
Так, увеличились доли участников Лонгитюда, сообщающих о снижении потребительского спроса на товары/услуги (на 6 п. п. – до 28%) и о снижении предпринимательских доходов (на 5 п. п. – до 30%). На 10 п. п. – до 34% – возросла доля тех, кто считает, что будущий квартал будет для их бизнеса хуже, чем прошлый.
В то же время предприниматели, участвующие в исследовании, не склонны преувеличивать стоящие перед ними проблемы.
Так, доля утверждающих, что ситуация в экономике ухудшилась, достигла минимальных значений за период исследований и составляет 36% (на 9 п. п. ниже, чем в предыдущем замере; среднее значение за все предыдущие волны – 52%). Доля считающих, что ситуация в экономике не изменилась, выросла на 5 п. п. по сравнению с показателями 10-й волны и составила 41%, а доля полагающих, что она улучшилась, – на 3 п. п. (13%).
Процент допускающих, что им в ближайшее время придется принять решение о закрытии или продаже бизнеса (23%), остается ниже зафиксированного в ходе 1-9-й волн, хотя и превышает показатели 10-й волны на 2 п. п.
С уверенностью, оптимизмом вступают в текущий квартал 50% участников лонгитюдной панели – столько же, сколько в 9-й волне (среднее значение за все предыдущие волны – 42,9%).
________________
Источник данных
Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. 11-я волна проходила с 16 января по 14 февраля 2024 года.