Мотивация предпринимателей: что изменилось за год?

Бизнесмены с разной предпринимательской мотивацией дают ответ на вопрос, стоит ли сегодня идти в предприниматели.

qr-code
Мотивация предпринимателей: что изменилось за год?

Основные мотивы предпринимательской деятельности за прошедший год существенных изменений не претерпели: половина участников Лонгитюда ведут бизнес для того, чтобы прокормить себя и семью, четверть – для самореализации, пятая часть – для получения высокого дохода. При этом в августе 2022 года предприниматели несколько чаще, чем год назад, говорили, что довольны выбором профессионального пути.

Мотивы предпринимательской деятельности

Мы выделили три группы по типу мотивации ведения предпринимательской деятельности: те, кто занимается бизнесом, чтобы прокормить себя и семью (в августе 2022 года – 49%, годом ранее – 51% участников Лонгитюда), те, кто пошел в малый бизнес ради высокого дохода (20% в августе 2022 года против 21% в августе 2021-го), и те, кто занялся предпринимательством ради самореализации (26% против 22%). Как видим, за год показатели существенно не изменились. Во многом это объясняется тем, что в лонгитюдном исследовании из волны в волну принимают участие одни и те же респонденты (за исключением небольшой доли выбывших, например, по причине закрытия бизнеса). И, видимо, внутренняя мотивация предпринимательской деятельности не так уж сильно зависит от внешних обстоятельств. Отметим также, что мотивы ведения бизнеса могут пересекаться, но мы просим участников Лонгитюда выделить основной.

Предприниматели с разной мотивацией различаются по возрасту. Большинство из мотивированных высоким доходом – люди в возрасте 31–45 лет (63%, в остальных группах этот возраст представлен чуть меньше). А среди выбравших путь бизнеса вынужденно чуть больше, чем в других группах, представлена старшая возрастная группа, 46–60-летние (35%, для сравнения: среди двух других вышеописанных групп эти доли составляют 29 и 23% соответственно).

У большинства предпринимателей, вне зависимости от мотивации, их бизнес является основным источником дохода. Однако среди тех, кто занялся предпринимательством ради самореализации, несколько выше средней доля тех, для кого эта деятельность основной не является (18%, для сравнения: среди предпринимателей с мотивацией обогащения таких 8%, а среди тех, кто занимается предпринимательством вынужденно, чтобы прокормить семью, – 9%).

Оценки финансового положения бизнеса за прошедший год несколько улучшились. Лучше всего дела обстоят у тех, для кого бизнес – это способ заработать или самореализоваться, чуть хуже – у «вынужденных» предпринимателей. Однако именно в последней группе заметнее всего позитивная динамика: в ней чаще стали говорить, что доход оказался достаточным для покрытия прямых расходов бизнеса (рост на 8 п. п., до 65%). В группе с мотивом самореализации эта доля выросла на 4 п. п. (до 72%), в группе с мотивом обогащения – на 3 п. п. (до 79%).

______

Задавался вопрос: «Доход в прошлом квартале оказался достаточным или недостаточным для покрытия прямых расходов вашего бизнеса?».

Удовлетворенность предпринимателей выбором деятельности

В августе 2022 года, как и год назад, участников Лонгитюда спросили, как они оценивают выбор своей профессии. Большинство (66%), доведись им сегодня выбирать профессиональный путь, снова стали бы предпринимателями; год назад такой ответ дал 61% респондентов. Несмотря на текущий кризис и неопределенность, доля предпринимателей, приверженных своей деятельности, не снижается, а даже немного растет. Ответы в группах по мотивации сильно различаются: значительно чаще других говорили, что снова пошли бы в предприниматели, респонденты с мотивами самореализации (74%) и обогащения (78%), реже – предприниматели, занимающиеся бизнесом, чтобы прокормить себя и семью (58%).

Доля предпринимателей, которые посоветовали бы своим близким и знакомым заниматься предпринимательской деятельностью (если бы такого совета у них попросили), за год выросла на 10 п. п. (до 50%). При этом бизнесмены с мотивациями самореализации и обогащения готовы давать такой совет значительно чаще тех, кто стал заниматься предпринимательством вынужденно (60, 58 и 42% соответственно).

Настроения предпринимателей

Настроения предпринимателей, как и оценки финансового положения их бизнеса, несколько улучшились. В III квартале 2022 года, как и годом ранее, мы задали предпринимателям вопрос о том, с каким настроением они вступили в текущий квартал. Доля ответов «скорее с уверенностью, оптимизмом» стала на 5 п. п. больше, чем в III квартале 2021 года, увеличившись до 46%.

Позитивные настроения чаще свойственны занимающимся своим делом ради самореализации и обогащения (по 56% в этих группах), чем «вынужденным» предпринимателям (38%). При этом самый значительный прирост позитивных ответов наблюдается в двух последних группах: 7 и 6 п. п. соответственно (для сравнения: в группе с мотивацией самореализации этот рост составил 3 п. п.)

______

Задавался вопрос: «С каким настроением вы вступили в текущий квартал – скорее с уверенностью, оптимизмом или скорее с беспокойством, тревогой?».

Данные пятой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ показывают, что мотивация предпринимателей за год практически не изменилась. И, несмотря на сложную экономическую ситуацию, они довольны выбором профессионального пути, причем за год этот показатель только вырос. Увеличилась и доля предпринимателей, которые испытывают уверенность и оптимизм.

Отчасти это объясняется тем, что для российского малого бизнеса этот кризис не первый, и во время совсем недавнего, пандемического, некоторые предприниматели научились использовать сложную ситуацию как стимул к развитию (подробнее об этом читайте в книге ФОМа «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус»).

На рост уровня оптимизма, возможно, влияют и декларации государства о мерах помощи малому бизнесу. Российский малый бизнес, пострадавший от введенных санкций, явно нуждается в поддержке и рассчитывает на нее.

__________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка первой волны – 679 респондентов. Сроки проведения первой волны: 12 июля – 14 августа 2021 года. Выборка пятой волны – 751 респондент. Сроки проведения пятой волны: 18 июля – 15 августа 2022 года.

__

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.

Анастасия Берсенева
© 2022 ФОМ