Каким окажется II квартал 2024 года, начавшийся с рекордного оптимизма?

Продолжая сравнивать прогнозы с реальностью, еще раз обсудим идеи, лежащие в основе двух способов прогнозирования состояния бизнеса, и посмотрим, насколько различные результаты эти способы дают

qr-code
Каким окажется II квартал 2024 года, начавшийся с рекордного оптимизма?

Мы ожидали, что Индекс состояния бизнеса в I квартале 2024 года снизится с минус 10 до минус 11 или минус 14 баллов. Верным оказался первый из этих прогнозов. Судя по последней динамике этого Индекса и оптимизму предпринимателей, итоги текущего квартала могут оказаться лучше, чем прошлого.

Продолжим серию материалов о фактических и прогнозных значениях Индекса состояния бизнеса. Этот Индекс мы рассматриваем в качестве основного индикатора бизнес-ситуации участников Лонгитюда Малого Бизнеса. Напомним: мы его рассчитываем, вычитая из процентной доли предпринимателей, пользовавшихся в прошлом квартале стратегией роста, процентную долю пользовавшихся стратегией выживания или прекративших вести свой бизнес. Доля предпринимателей, которые пользовались стратегией сохранения бизнеса, в этом Индексе не учитывается.

Проводя в начале каждого квартала опрос, мы узнаем, какими стратегиями пользовались респонденты в прошлом квартале, и рассчитываем значение Индекса состояния бизнеса для этого квартала. Его динамика приведена на графике 1.

Мы видим, что в I квартале 2024 года Индекс состояния бизнеса снизился на 1 балл по сравнению с IV кварталом 2023 года. Два предыдущих замера демонстрировали снижение на 4 балла, то есть можно сказать, что наблюдавшееся с последнее время ухудшение состояния бизнеса участников Лонгитюда, по крайней мере, замедлилось.

Всякий раз, рассчитав очередное значение Индекса состояния бизнеса, мы пытаемся предсказать, каким окажется этот Индекс, когда текущий квартал завершится и будет проведен следующий опрос. На протяжении уже двух кварталов прогнозы эти мы делаем двумя способами.

Первый способ, по сути, просто продолжает на текущий квартал тенденцию, наблюдавшуюся при переходе от позапрошлого квартала к прошлому. Говоря конкретнее: предполагается, что вероятности сменить одну бизнес-стратегию на другую на стыке прошлого и текущего кварталов будут такими же, как на стыке прошлого и позапрошлого кварталов. А зная эти вероятности, а также доли предпринимателей, которые в прошлом квартале пользовались стратегиями роста, сохранения и выживания, можно рассчитать, сколько предпринимателей предположительно пользуются каждой из трех стратегии в текущем квартале. На графике 2 уже приводившаяся выше динамика Индекса состояния бизнеса дополнена его прогнозными значениями, рассчитанными первым способом.

Мы видим, что первый способ прогнозирования, впервые идеально предсказавший последнее значение Индекса состояния бизнеса, зачастую оказывался очень неточным. Последнее неудивительно: в нынешних условиях турбулентности нет серьезных оснований полагать, что динамика, наблюдавшаяся в двух последних завершившихся кварталах, продолжится еще на один квартал. Однако данный способ прогнозирования и не претендует на точность. Его ценность скорее в том, что, сравнив фактическое и прогнозное значения Индекса, сразу можно понять, изменилось ли что-то кардинально в бизнесе участников исследования, стало ли им существенно легче или, наоборот, труднее сохранять и выращивать свой бизнес.

Заметим, однако, что прогноз на IV квартал 2023 года был завышенным лишь на 3 балла (минус 7 против минус 10 баллов), а на I квартал 2024 года – заниженным лишь 1 балл (минус 11 против минус 10 баллов). Довольно высокая точность первого способа прогнозирования на протяжении двух последних кварталов говорит о том, что серьезных сломов тенденций, которые наблюдались, например, во II квартале 2022 года, а также во II и III кварталах 2023 года, в последнее время не было.

В то же время, хотя серьезного слома тенденции и не было, прогноз на I квартал 2024 года ниже прогноза на I квартал 2024 года на 4 балла, то есть данный способ прогнозирования продолжал понижательную тенденцию, тогда как в реальности Индекс снизился всего на 1 балл. А значит, о небольшой корректировке тенденции говорить все же можно. И в силу этой корректировки данный способ дает в качестве прогноза Индекса состояния бизнеса на II квартал 2024 года уже не на 4, а на 1 балл более низкое значение – минус 12 баллов.

Второй способ прогнозирования Индекса – это модификация первого способа: в расчетах используются не последние из ранее наблюдавшихся, а наиболее подходящие для текущего квартала вероятности перехода предпринимателей от одной бизнес-стратегии к другой. О том, какие из ранее наблюдавшихся вероятностей смены стратегий лучше всего подходят для прогноза того, что участники исследования скажут о своих стратегиях в текущем квартале, когда он завершится, можно судить по их первым впечатлениям об этом квартале, то есть по ответам на следующие два вопроса, заданные в начале текущего квартала:

  • «Как вы думаете, текущий квартал для вашего бизнеса будет лучше, хуже или примерно таким же, как прошлый квартал?»;
  • «С каким настроением вы вступили в текущий квартал: скорее с уверенностью, оптимизмом или скорее с беспокойством, тревогой?»

По ответам на эти вопросы мы рассчитываем Индекс ожиданий и Индекс настроений соответственно. В обоих случаях для этого мы из процентной доли позитивных ответов вычитаем процентную долю негативных. (В первом случае из доли ответов «лучше» вычитаем долю ответов «хуже», а во втором – из доли ответов «скорее с уверенностью, оптимизмом» вычитаем долю ответов «скорее с беспокойством, тревогой»).

На графике 3 представлена динамика этих двух индексов. Для удобства на этом графике вновь приводится Индекс состояния бизнеса, прогнозирование которого мы обсуждаем.

Мы видим, что, судя по значениям Индекса ожиданий, в начале пяти кварталов участники исследования чаще предполагали, что в новом квартале станет лучше, а в начале четырех кварталов – что хуже. В начале остальных трех завершившихся кварталов были примерно одинаковыми доли предпринимателей, ожидающих улучшения и ухудшения.

Судя же по Индексу настроений, ранее II квартала 2023 года оптимизм ни разу не преобладал над пессимизмом, а начиная с этого квартала, наоборот, пессимизм ни разу не преобладал над оптимизмом. (Заметим, что это изменение настроений произошло в том же квартале, в котором был отмечен резкий рост маркетплейсов. У нас пока нет оснований утверждать, но можно предположить, что данное совпадение неслучайно.)

Сравним теперь движение Индекса ожиданий, замеряемого в начале каждого квартала, и Индекса состояния бизнеса, замеряемого после окончания того же квартала. Мы видим, что рост или снижение первого из этих индексов часто сопровождается аналогичным изменением второго.

Учитывая, что Индекс ожиданий замеряется в начале, а Индекс состояния бизнеса – после окончания каждого квартала, первый из этих индексов по сути является опережающим, рассчитав его по данным очередного опроса, можно что-то сказать и том, каким окажется второй индекс, когда будет проведен следующий опрос1. Содержательно наличие связи между индексами означает, что уже в начале каждого квартала предприниматели неплохо представляют себе, как у них в этом квартале далее пойдут дела и как он завершится.

Вернемся ко второму способу прогнозирования и продемонстрируем его идею на примере прогноза на II квартал 2024 года. Как видно из графика 3, при вступлении в этот квартал участники исследования были настроены необычайно оптимистично: Индекс ожиданий уступает своему прежнему максимуму за весь период исследований лишь 1 балл (27 против 28 баллов), а Индекс настроений превосходит свой прежний максимум на 3 балла (14 против 11 баллов). Заметим, что прежде эти индексы были максимальными при вступлении участников исследования во II квартал 2023 года, и, как мы видим, тогда эти предчувствия респондентов не обманули: по окончании этого квартала Индекс состояния бизнеса тоже достиг максимума (минус 2 балла), единственный раз за весь период исследований вплотную приблизившись к позитивной зоне.

Учитывая рекордные уровни Индексов ожиданий и настроений, можно ожидать, что и по итогам текущего квартала Индекс состояния бизнеса вырастет. Но, чтобы оценить, насколько именно он может вырасти, надо сначала понять, какие вероятности перехода от одной бизнес-стратегии к другой могут оказаться наиболее адекватными текущему моменту.

Напомним, что в предыдущем нашем материале мы предложили характеризовать каждый переход из квартала в квартал значением индекса «Баланс перехода» – разницей между суммарными долями тех, чья стратегия в следующем квартале оказалась лучше, чем в предыдущем, и тех, чья стратегия стала хуже2.

Оказалось, что вновь, как и в предыдущем нашем материале, по значениям индекса «Баланс перехода» можно выделить четыре типа переходов из квартала в квартал: сильное ухудшение, слабое ухудшение, слабое улучшение и сильное улучшение. На графике 4 (аналогичном графику 3 предыдущего материала) все эти переходы упорядочены по возрастанию этого индекса.

Как мы и предполагали, последний переход, от IV квартала 2023 года к I кварталу 2024 года, оказался типа «Слабое ухудшение»: индекс «Баланс перехода» оказался равным минус 4,2 балла. В нашем предыдущем материале мы это узнали, подставив значение Индекса ожидания (минус 11,3 балла) в формулу:

(Индекс «Баланс перехода») = 3,4 + 0,30 * (Индекс ожиданий).

Очевидно, что значение минус 4,2 балла гораздо ближе к нижней границе индексов в группе переходов «Слабое ухудшение» (минус 5,8 балла), чем к единственному значению индекса при переходе типа «Сильное ухудшение» (минус 15 баллов). Именно поэтому мы предположили, что очередной переход окажется типа «Слабое ухудшение».

Применив усредненные вероятности для переходов типа «Слабое ухудшение» к распределению респондентов по бизнес-стратегиям в IV квартале 2023 года, мы в прошлом материале получили на I квартале 2024 года прогноз Индекса состояния бизнеса вторым способом – минус 14 баллов. (Теперь мы знаем, что этот прогноз оказался ниже фактического значения индекса на 3 балла. Дело в том, что, верно предсказав тип перехода, мы тогда предполагали, что он окажется наименее успешным из пяти встречавшихся ранее переходов данного типа, а он, как видно из графика 4, оказался наиболее успешным из них.)

Перейдем к прогнозированию вторым способом Индекса состояния бизнеса на II квартал 2024 года. Теперь, когда добавился еще один временной период, формула, выражающая связь между Индексом ожиданий и индексом «Баланс перехода» чуть изменилась3:

Индекс «Баланс перехода» = 3,1 + 0,29 * Индекс ожиданий.

Подставляя в эту формулу значение Индекса ожиданий, равное плюс 27,4 балла, получим в качестве прогноза Индекса «Баланс перехода» плюс 4,8 балла. Поэтому, судя по графику 4, можно ожидать, что по данным следующего, 13-го опроса, переход от I ко II кварталу 2024 года будет относиться к типу «Слабое улучшение».

Применив вероятности перехода, усредненные по трем переходам данного типа, к распределению респондентов по вопросу об их бизнес-стратегиях в I квартале 2024 года, получим в качестве прогноза Индекса состояния бизнеса на II квартал 2024 года вторым способом значение минус 6 баллов.

Завершая описание второго способа прогнозирования, приведем на графике 5, кроме значений Индекса состояния бизнеса и прогнозов его значений, полученных первым способом, еще и прогнозы, полученные вторым способом для первых двух кварталов 2024 года.

Итак, если окажется более точным первый способ прогнозирования (то есть если при вступлении в текущий квартал вероятности перехода от одной бизнес-стратегии к другой не изменятся и переход вновь окажется типа «Слабое ухудшение»), то Индекс состояния бизнеса во II квартале 2024 года составит минус 11 баллов. Если же более точным окажется второй способ прогнозирования и переход окажется типа «Слабое улучшение», этот индекс составит минус 6 баллов. Учитывая небывалый оптимизм, проявленный респондентами в начале этого квартала, в данном случае мы более склонны верить второму, а не первому способу прогнозирования.

Содержательно это означает, что изменения, которые ощутил бизнес в текущем квартале по сравнению с прошлым, мы склонны относить к типу «Слабое улучшение», к которому также относятся изменения на стыке II–III кварталов 2021 года, I–II кварталов 2022 года и III–IV кварталов 2022 года. Первый из этих переходов из квартала в квартал ассоциируется у нас с некоторым замедлением выхода из ковидного кризиса в связи с новой волной заболеваемости, второй – с налаживанием механизмов параллельного импорта в ответ на резкое усиление антироссийских санкций в связи с началом СВО, третий – с завершением частичной мобилизации.

______

1Коэффициент корреляции между этими индексами довольно значителен: 0,63. Опережающим индексом для Индекса состояния бизнеса может служить и Индекс настроений: его коэффициент корреляции с Индексом состояния бизнеса даже еще чуть выше: 0,68. Однако высока и корреляция между Индексами ожиданий и настроений (0,63).

__

2Улучшением стратегии мы считаем переходы от выживания к сохранению, от выживания к росту и от сохранения к росту, а ухудшением – переходы от сохранения к выживанию, от роста к выживанию и от роста к сохранению. Процентные доли рассчитываются от числа респондентов, принимавших участие в обеих соседних волнах исследования.

__

3Как и для предыдущего квартала, формула получена с помощью регрессионного анализа, коэффициент корреляции между Индексом ожиданий и индексом «Баланс перехода» равен 0,64. Несмотря на то что регрессионный анализ проводился лишь на 11 временных интервалах, зависимость обладает статистической значимостью на уровне 0,03.

Ефим Галицкий, Дмитрий Киселев
© 2024 ФОМ