Уникальный опыт (пандемического) кризиса: глазами предпринимателей-экспертов из 23 регионов России

ФОМ представляет ежегодный Доклад Проекта «Социология малого бизнеса» (СМБиз). Предметом исследования и подготовленного на его основе Доклада-2021 «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса» стал опыт и закалка, которые приобрели предприниматели, проживая и преодолевая небывалые по силе и масштабам испытания.

Предыдущее масштабное исследование «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии» зафиксировало, как отразился на жизни и ведении бизнеса слом привычной реальности.

Второй инициативный ежегодный Доклад (2021) был сфокусирован на изучении не только того, ЧТО происходило, но и КАК происходили изменения, как предприниматели осваивали и создавали правила ведения бизнеса в новой реальности. Исследователям важно было уловить, как предприниматели видят, определяют и формулируют эти новые реалии САМИ ДЛЯ СЕБЯ, из какой системы координат исходят в своих действиях.

Процессы адаптации и стратегии предпринимателей важно изучать не только для того, чтобы получить реальную картину жизни в разных регионах и отраслях малого бизнеса, гораздо важнее понять, как удавалось малому бизнесу находить силы и ресурсы для выживания. Что помогает им вновь и вновь справляться с небывалыми трудностями, вызванными (в данном случае) пандемией, извлекать уроки и конвертировать их в полезный опыт в мире, где реальности меняются, как в калейдоскопе?

Для этого надо было посмотреть на прошедший 2021 год глазами предпринимателей, чтобы они сами сформулировали ответы на следующие Ключевые Вопросы Доклада-2021

  • Что же произошло из-за пандемии, какие по-настоящему важные перемены возникли из-за нее в том мире, где «обитает» малый бизнес?
  • Что пандемия изменила в самом малом бизнесе, какие перемены произошли из-за нее внутри малого бизнеса?
  • Чему пандемия научила предпринимателей, какие уроки она им преподнесла?

Поэтому принципиальной особенностью второго масштабного исследования российского малого бизнеса стало то, что к подготовке материалов для Доклада-2021 привлекались сами предприниматели, точнее – предприниматели-эксперты:

  • мыслящие и излагающие свои мысли на экспертном уровне;
  • склонные к наблюдениям, рефлексии, анализу, размышлениям, рассуждениям;
  • обладающие знаниями, жизненным и бизнес-опытом, здравым смыслом;
  • имеющие свои представления, мнения;
  • проявляющие готовность к общению, выражению своих позиций, к участию в групповой экспертной работе;
  • образованные, читающие, эрудированные.

ФОМ сформировал группу таких респондентов-предпринимателей и уважительно называет ее участников КЭПами – Коммуникабельными Экспертами-Предпринимателями. Для привлечения таких респондентов были разработаны специальные процедуры и тесты, создана методика проведения КЭП-Сессий. Отбор КЭПов и проведение КЭП-Сессий осуществлялись в 23 субъектах РФ силами партнерских региональных социологических организаций, составляющих вместе с ФОМом Исследовательский Консорциум Проекта СМБиз. Их руководители, сами представители сектора малого бизнеса, вели экспертные сессии и стали соавторами аналитических материалов Доклада. Они были готовы к сложной коммуникационной работе с КЭПами на равных, с установкой на совместный интеллектуальный поиск идей, инсайтов. 

Интересно, что новая КЭП-Методика показалась любопытной (и не чуждой предпринимательскому духу) самим региональным исследователям некоторые решили испытать ее на себе и провели две КЭП-Сессии, где поделились собственными переживаниями и приобретенным бизнес-опытом.

Для того чтобы разговор на сессиях был более сфокусированным и аргументированным, КЭПам предварительно были представлены результаты репрезентативного опроса предпринимателей на Панели Малого Бизнеса ФОМ. В нем были поставлены вопросы, аналогичные тем, которые составляют программу сессий. Такая многоступенчатая методика создавалась с целью обнаружения нетривиальных сюжетов и инсайтов.

Доклад «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса» будет интересен и полезен трем категориям адресатов: 

  • мыслящая, рефлексирующая и склонная к анализу часть предпринимательского слоя;
  • участники процессов управления и принятия решений на различных ролевых позициях: от руководителей до специалистов и консультантов;
  • экспертное сообщество, включая как состоявшихся исследователей и аналитиков, преподавателей, так и тех, кто пока только учится.

В процесс подготовки Доклада-2021 вмешался новый поворот калейдоскопа – только установившаяся панРеальность в одночасье сменилась турбоРеальностью. Мы стали очевидцами начала принципиально нового этапа в истории российского малого бизнеса, и это, конечно, требует специальных исследований. 

В центре повестки проекта СМБиз встал вопрос: имеют ли смысл в столь радикально изменившихся условиях подготовка и выпуск материалов Доклада-2021? Однако вопросы резонанса разрешили полученные результаты нескольких проведенных в период подготовки Доклада-2021 исследований: четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса и специального опроса «Голоса предпринимателей».

«Мне представляется, что именно сейчас Доклад-2021 об уроках пандемии для малого бизнеса приобретает еще большее значение, так как в нем фактически речь идет не о пандемии, а о формах стрессоустойчивости российского предпринимательства. И в новых трудных условиях уроки, полученные в прошлых трудных условиях, конечно, пригодятся так же, как в университете никак не обойтись без знаний, полученных в школе. 

А пандемия таки была хорошей школой». 

Александр Ослон

Действительно, пандемия, представляющаяся еще совсем недавно суровейшим испытанием и, несомненно, бывшее таковым, сегодня оказалась лишь закалкой перед новыми вызовами.

Выдержка из Доклада-2021, ключевые факты, установленные в исследовании, представлены в материале «Пандемия как репетиция. 10 ключевых фактов в репликах предпринимателей».

Рецензии

© 2024 ФОМ