Методический опыт в проведении предварительного этапа и разработки структуры многолетнего исследования
Весной 2021 года ФОМ анонсировал разработку совместного с НИУ ВШЭ исследовательского проекта, направленного на долговременное изучение малого бизнеса. К декабрю были разработаны концепция и методологическая база, выполнены предварительные исследования, проведены рекрут респондентов и две волны исследования.
В материале речь пойдет о подготовительной работе: как ФОМ проектировал и запускал Лонгитюд Малого Бизнеса (ЛМБ).
Мы собрали наиболее важные и интересные методические наблюдения в серию заметок. Это позволит нам зафиксировать основные моменты работы для последующего осмысления, кроме того, описанный опыт будет открыт исследователям и партнерам, интересующимся методикой лонгитюдных исследований и результатами этого проекта.
Схема панельного лонгитюда (longitudinal panel design) предполагает сбор данных для всех временных периодов на материале множества когорт. В его основе – необновляемая выборка. Основные преимущества – возможность проведения любого типа анализа лонгитюдных данных, точная квантификация, снижение и разведение эффектов когорты и времени.
Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ спроектирован как панельное лонгитюдное исследование. Панели эффективно используются как база для формирования выборки исследования при изучении узких сегментов, труднодоступных или малопредставленных групп. В нашем случае такая группа – представители российского малого бизнеса, согласившиеся участвовать в проекте.
По классификации Скотта Менарда, разработанный вариант дизайна ближе к «истинно» лонгитюдной схеме1.
Лонгитюдные исследования часто включают подисследования (substudies), которые нацелены на сбор конкретных и подробных данных об изучаемой совокупности или о подгруппах участников исследования. Их цель – увеличение точности методологических основ будущей структуры исследования. Они могут выполняться в самых разных форматах: эксперименты, глубинные и нарративные интервью, пробные фокус-группы (очные или онлайн), пилотные тематические или срезовые опросы.
В нашем случае предстояло найти подход к сложно достижимой в достаточных для проектируемого исследования масштабах категории – представителям малого бизнеса. Предприниматели, занятые в секторе малого бизнеса России, – довольно небольшая по численности, очень разнородная и разрозненная категория населения. О ней также можно говорить как о слабоизученной.
Одной из центральных задач первого этапа проекта было инициировать и начать выстраивать взаимоотношения с представителями малого бизнеса в России. Важно, что эти отношения должны быть долговременными и качественно отличаться от взаимодействия с респондентами в ситуации разового опроса и даже с участниками Панели Малого Бизнеса (ПМБ) ФОМ.
Мы использовали метафору «лестницы отношений» для иллюстрации механизмов выстраивания взаимодействия с респондентами в зависимости от участия в различных типах опросов:
Отношения всегда обоюдны и наделены определенным смыслом для обеих сторон: как для исследователей, так и для участников. Чтобы эффективно выстроить отношения с предпринимателями, в первую очередь предстояло понять их картину мира, систему координат и ценностную шкалу. На основе этого понимания предстояло вывести прагматическую составляющую(щие) участия представителей малого бизнеса в исследовании. Важно было сформулировать и внятно донести суть и смысл ЛМБ до его будущих участников.
Особенности ЛМБ с точки зрения участия в исследовании:
Для подготовки ЛМБ в конце апреля 2021 года была проведена серия из девяти разведывательных интервью.
Цель интервью – провести экспертизу предварительного текста приглашения участия в Лонгитюде Проекта СМБиз и протестировать ряд позиций, связанных с организацией взаимодействия с будущими лонг-респондентами. Результаты предварительных исследований также необходимо учитывать для грамотного позиционирование проекта.
Героями – информантами – стали девять владельцев предприятий малого бизнеса из числа принимавших участие в предыдущих исследованиях Проекта СМБиз. Они проживают в разных регионах страны, их бизнесы различаются по сферам деятельности и размеру. Это лояльные к ФОМу респонденты, с которыми сложились довольно открытые и доверительные отношения. Лояльные в том смысле, что позволяют себе свободно высказываться, в частности о проекте, дискутировать, выступать с критикой и дополнениями.
Установки и мотивы
Обращение к информантам с идеей проекта вызвало в целом позитивную реакцию. Был выявлен ряд установок, которые оказывают влияние на восприятие проекта ЛМБ и мотивы участия/неучастия в нем. По итогам бесед все предприниматели выразили согласие участвовать в проекте. Их интерес свидетельствует о том, что разработанный гайд можно использовать в качестве основы для создания приглашения и презентационных условий коммуникации2 с будущими участниками ЛМБ.
Сам факт интереса к проблемам предпринимателей производит положительное впечатление. Основной мотив информантов – внести свою лепту в улучшение ситуации с малым бизнесом в стране. Участники интервью считают, что предприниматели в принципе потратили бы время на опросы, если бы верили в стремление властей развивать малый бизнес.
Для всех респондентов значимой и сенситивной стала информация о том, что интересантом результатов ЛМБ является государство – органы и чиновники, ответственные за развитие сектора МСБ. Все отметили этот пункт как важнейший, но вот отношение к нему выражали разное. Несколько информантов высказали гипотезу о существовании прямой корреляции между доверием властям и готовностью предпринимателей участвовать в проекте.
Таким образом, само обращение должно быть интерактивным, а не монологичным, и в выстраивании мотивационных аргументов учитывать позицию респондента.
Проблему имиджа предпринимателей и предпринимательской деятельности в обществе часть информантов считает очень важной. Они убеждены, что если проект повлияет на улучшение этого отношения, то миссия уже будет успешной.
Эту информацию важно учесть в организации освещения результатов ЛМБ на собственных информационных ресурсах ФОМа и привлечении партнерских и внешних СМИ. Но еще важнее включать как компонент процесса обратной связи с будущими участниками.
Представители малого бизнеса говорили о готовности участия в исследовании как о проявлении установки надеяться только на себя и опираться на собственные силы.
Об общих ценностях
Общая ценность для предпринимателей, апелляция к которой, возможно, будет эффективной, – это ключевые составляющие предпринимательской идентичности.
Общим барьером для участия в Лонгитюде является боязнь утраты анонимности. Информанты не хотели бы, чтобы их участие в проекте привело «к неприятностям для бизнеса». Один из них сказал, что «ни при каких обстоятельствах не признается, сколько человек у него оформлено официально, а сколько – по-другому». И здесь необходимо найти слова, подтверждающие гарантию анонимности. Очевидно, что в анонимности в большей степени заинтересованы критики власти.
Еще один значимый барьер, о котором говорили почти все респонденты, – это занятость предпринимателей. Забегая вперед, отметим, что в ходе проведения как первой, так второй волн исследования пришлось приложить значительные усилия для его преодоления.
Главным пожеланием информантов была необходимость очень четкого объяснения всех «правил игры» потенциальным участникам проекта: что требуется от них, что лично они приобретут в результате своего участия и как (а главное – за счет чего) проект повлияет на ситуацию с малым бизнесом в целом.
О стимулах
Важным вопросом, на который необходимо было получить ответы в ходе интервью, был вопрос о значимых для представителей малого бизнеса стимулах к участию в проекте. Отсутствие материального вознаграждения, как и следовало ожидать, оказалось здесь непринципиальным моментом. Разговор о стимулах почти всегда шел вокруг полезности для ведения и развития бизнеса. И тут оказались актуальными не только консультации по общим вопросам (налоговый режим, грамотное ведение бухучета, вопросы правоприменения), но и специфические для конкретного бизнеса насущные вопросы (размещение рекламы, позиционирование, IT- поддержка).
Довольно неожиданным для исследовательской группы стало обнаружение факта неосведомленности респондентов об исследовательском статусе ВШЭ. У большинства респондентов «Вышка» ассоциировалась исключительно с высшим учебным заведением, поэтому тезис гайда с апелляцией к авторитету ВШЭ как исследовательского центра должным образом не сработал.
Позиционирование ФОМа не вызвало особых вопросов, но большинство собеседников признавались, что «с социологией сталкиваются нечасто», не совсем четко представляют, что это такое. В этой связи еще один аргумент гайда о том, что ЛМБ – уникальный для России проект, с точки зрения подхода к изучению малого бизнеса воспринимался как «непонятный пафос».
Таким образом, в обращении к участникам необходимо кратко охарактеризовать ВШЭ и ФОМ, направления их деятельности и ресурсы. Это понимание поможет сделать сотрудничество осмысленным и преодолеть сложности рекрута.
Восприятие предпринимателями сроков и возможных форматов взаимодействия
Осыпание выборки, связанное с «выгоранием» участников и тем, что они перестают соответствовать условиям участия, является, наверное, самой главной головной болью исследователей. Ее частичная профилактика возможна на этапе рекрута. Для этого нужно создать условия для осознанного и осмысленного принятия решений об участии в исследовании.
Одной из ключевых задач разведывательных интервью было выяснить, как предприниматели воспринимают информацию о длительности исследования. Планируемые сроки реализации проекта ЛМБ рассчитаны на 10 лет. Необходимо было понять, как донести до респондентов важность этого параметра проекта. Эта информация поможет частично предотвратить возникновение нерелевантных ожиданий у участников.
Очень много информации теряется еще на этапе проведения поля, поэтому для осуществления долговременного исследования нужно создать устойчивую и надежную инфраструктуру. Ее помогали разворачивать региональные партнеры, которые являются очень важными участниками проекта и должны полностью понимать специфику аудитории и задачи исследования. Это еще один из важных компонентов подготовки исследования. Дело в том, что взаимодействие с участниками Лонгитюда будет организовано силами партнеров: именно их подготовленные интервьюеры будут на связи с участниками ЛМБ в течении всего проекта.
Выводы, полученные по результатам проведенных предварительных исследований, легли в основу разработанной структуры исследования:
Результаты и полученный опыт взаимодействия с представителями малого бизнеса в ходе разведывательных интервью использованы при проведении следующих этапов исследования: подготовки интервьюеров и материалов для их работы и, конечно, важнейшего для лонгитюда этапа – рекрута участников ЛМБ. Об этих этапах – в следующем материале.
________________
1 Menard S. Introduction: Longitudinal research design and analysis // Handbook of longitudinal research / Ed. S. Menard. Y.: Elsevier, 2008. P. 3–12.
2 Презентационные условия характеризуются особенностями начала коммуникации: представлением интервьюера и первыми репликами потенциального респондента. В многочисленных экспериментах замечено, что наибольшее количество отказов от интервью приходится на первые минуты разговора, поэтому особенности презентации – наиболее важное условие успешного проведения интервью. См: Рогозин Д. М. Влияние интервьюера на доступность респондентов в телефонном опросе // Социологический журнал. 2004. № 1–2. С. 82 С. 75–105. https://www.jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/825/779