Бизнес-стратегии предпринимателей: итоги 2022 года

В конце прошлого года выросла доля бизнесов, которым удалось закрепить успех

Как известно, 2022 год был не самым простым для российского бизнеса: сперва – санкции из-за начала СВО, а затем – проведение частичной мобилизации. Предприятия столкнулись с новыми вызовами и были вынуждены адаптироваться к новой реальности, что не могло не отразиться на их бизнес-стратегиях. Попробуем проследить, как на протяжении всего 2022 года менялись бизнес-стратегии предпринимателей и какие периоды оказались наиболее тяжелыми для малого бизнеса.

Сперва несколько слов о том, как мы анализируем бизнес-стратегии и делаем выводы о динамике самочувствия предприятий. Каждый квартал предприниматели отвечают на вопрос о том, какой бизнес-стратегии роста, сохранения или выживания они придерживались кварталом ранее. По завершении очередного опроса мы сравниваем ответы на данный вопрос в последнем и предпоследнем замерах и относим предприятие к одной из групп – «улучшившие позиции», «стабильные» или «ухудшившие позиции». К примеру, группу «улучшившие позиции» образуют те, кто сменил стратегию выживания на стратегию сохранения или роста, стратегию сохранения на стратегию роста, продолжил придерживаться стратегии роста. Отдельные группы составляют те, кто затруднился ответить на вопрос о своей бизнес-стратегии в последнем или предпоследнем опросах, и те, кто закрыл свой бизнес (подробнее о построении групп см. «Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий»).

Как показывает динамика размеров групп, самым тяжелым для малого бизнеса оказался I квартал 2022 года, когда было объявлено о начале СВО и новых санкциях Запада. В тот период мы наблюдали, с одной стороны, самые низкие доли улучшивших позиции и стабильных бизнесов, а с другой – самые высокие доли ухудшивших позиции и закрывшихся. Но уже во II квартале 2022 года ситуация улучшилась и до конца года оставалась почти неизменной. Так, если в I квартале суммарная доля улучшивших позиции и стабильных бизнесов была лишь чуть более половины (52%), то во II и III она уже составляла 61 и 60% соответственно, а в IV квартале – 63%.

Теперь рассмотрим, как менялся состав групп, а именно: из представителей каких групп формировались группы «улучшившие позиции», «стабильные» и «ухудшившие позиции» в каждом из четырех кварталов 2022 года.

Группа «ухудшившие позиции» состояла в основном из тех, кто и кварталом ранее свои позиции ухудшил. В этой группе обычно наблюдается довольно высокая преемственность результатов, однако не во всех кварталах это проявлялось в равной степени. В этой связи выделяются I и III кварталы 2022 года, на которые как раз пришлись начало СВО и частичная мобилизация соответственно. В это время среди ухудшивших позиции наблюдалась пониженная доля тех, кто и кварталом ранее позиции ухудшил (46 и 53% против 61% во II и IV кварталах). При этом группа «ухудшившие позиции» практически на треть (31 и 33% соответственно) состояла из «вчерашних» улучшивших позиции, тогда как во II и IV кварталах эта доля не превышала четверти (24%). Однако к концу года тенденция поменялась, мы увидели схожие со II кварталом результаты, а именно: в группе «ухудшившие позиции» вновь повысилась преемственность, то есть ощутимо выросла доля бизнесов, у которых и кварталом ранее ситуация ухудшалась, но зато упала доля тех, кто кварталом ранее позиции улучшил.

______

*Здесь и далее не показываются те, кто кварталом ранее был отнесен к группе «затруднившиеся ответить», поэтому сумма долей может не составлять 100%.

Группа «стабильные», как и группа «ухудшившие позиции», по большой части состояла из тех, кто и кварталом ранее продемонстрировал такой же результат. На протяжении всего 2022 года эта группа практически на три четверти (73–75%) состояла из «вчерашних» стабильных, доли же «вчерашних» ухудшивших и улучшивших позиции в ее составе в I–IV кварталах не превышали 13 и 17% соответственно. Как показывают данные четырех кварталов, представители группы «стабильные» довольно редко меняют стратегии, предпочитая сохранять существующие позиции. Не исключено, что именно такая умеренная позиция и позволила им пройти 2022 год без особых изменений в бизнес-стратегиях.

Наконец, группа «улучшившие позиции» более чем в половине случаев формировалась не из тех, кто и кварталом ранее их улучшил, а из тех, кто тогда их ухудшил. Наиболее ярко это проявилось во II квартале 2022 года, что, вероятно, объясняется восстановлением бизнесов, которые попали в ряды ухудшивших позиции из-за событий в I квартале 2022 года. Так, если в I квартале среди улучшивших позиции было 53% тех, кто кварталом ранее их ухудшил, то во II квартале доля таковых в составе улучшивших позиции выросла до 66%. Однако с III квартала тенденция начала меняться, и к IV кварталу среди улучшивших позиции доля «вчерашних» ухудшивших позиции заметно снизилась и составила уже менее половины – 47%. Другими словами, к IV кварталу заметно уменьшилась доля бизнесов, которые смогли улучшить позиции после их потери.

При этом в III квартале в рядах улучшивших позиции увеличилась доля тех, у кого и кварталом ранее ситуация улучшалась. Так, если во II квартале лишь пятая часть (21%) бизнесов, улучшивших позиции, улучшила их и кварталом ранее, то в III квартале доля таких бизнесов приблизилась к трети (32%), а в IV квартале – превысила треть (35%). Таким образом, к концу 2022 года, по сравнению с его началом, стала ощутимо выше доля бизнесов, которым удалось закрепить свой успех и продолжить улучшать позиции.

Итак, как показывают данные, 2022 год действительно был непростым для малого бизнеса. Наиболее проблемным был I квартал, в котором были зафиксированы самые высокие доли ухудшивших позиции и закрывшихся бизнесов и, соответственно, самые низкие доли улучшивших позиции и стабильных предприятий. Однако уже во II квартале 2022 года ситуация улучшилась, и до конца года размеры этих групп менялись незначительно. Если же говорить про состав групп, то группа «ухудшившие позиции» на протяжении всего 2022 года по большей части состояла из тех, кто испытывал трудности и ранее. Группа стабильных отличалась неизменно высокой приверженностью стратегии сохранения бизнеса. В составе же улучшивших позиции, напротив, доминировала доля «вчерашних» ухудшивших позиции. Но к концу года произошел позитивный сдвиг: стала расти и даже превысила треть доля предприятий, которым удалось закрепить достигнутый кварталом ранее успех.

_______________

Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Седьмая волна проходила с 17 января по 15 февраля 2023 года.

Екатерина Пушкина
© 2024 ФОМ