Третья волна ПРИМа: бизнес как социальный лифт

Большинство предпринимателей считают свое занятие престижным и помогающим добиться успеха в жизни

qr-code
Третья волна ПРИМа: бизнес как социальный лифт

Две трети предпринимателей (67%) отметили, что уровень их жизни вырос с того момента, как они начали заниматься предпринимательской деятельностью. Три четверти (75%) согласны с утверждением, что занятие бизнесом позволяет достичь успеха быстрее, чем работа по найму.

Как показали результаты третьей волны ПРИМа, большинство предпринимателей удовлетворены своей профессиональной деятельностью: оставаться в бизнесе как можно дольше хотели бы 78%. Особенно высока доля таких предпринимателей в возрастной группе от 36 до 45 лет (83%). Скорее всего, это связано с тем, что в этом возрасте у предпринимателей, с одной стороны, уже достаточно опыта в бизнесе, а потому есть и уверенность в правильности выбранного пути, с другой – еще много сил и энергии для того, чтобы поддерживать и развивать свое дело. 

 

Большинство респондентов высоко оценивают положение предпринимателей в обществе и те возможности, которые открывает этот профессиональный путь. Так, 64% опрошенных согласны с утверждением, что предприниматели пользуются достаточным уважением, 75% – с тем, что занятие бизнесом позволяет достичь успеха быстрее, чем работа по найму. А 67% отметили, что уровень их жизни вырос с того момента, как они начали заниматься предпринимательской деятельностью.  

 

Также, с точки зрения предпринимателей, занятие бизнесом – это возможность развиваться и как человеку и как профессионалу. Подавляющему большинству опрошенных (более 90%) за время занятия бизнесом удалось развить или улучшить те или иные личные и профессиональные навыки.  

Что касается навыков личного характера, то предприниматели чаще всего говорили, что смогли улучшить умение общаться с людьми (66%). Также они часто отмечали развитие таких качеств и навыков, как стрессоустойчивость (61%), ответственность (59%), стратегическое мышление (57%), дисциплинированность (54%), ораторские навыки (53%) и творческое мышление (50%). Нередко развитие качеств было связано со сферой деятельности предпринимателя. Так, в сфере торговли чаще, чем среди предпринимателей в целом, отмечалось развитие стратегического мышления (64% при среднем в 57%), лидерских качеств (53% при среднем в 47%) и навыков работы в команде (51% при среднем в 44%). 

 

Основные профессиональные навыки, которые предпринимателям удалось развить с момента открытия своего дела, – это навыки по специализации бизнеса (67%). Также многие предприниматели говорили об улучшившихся умении разбираться в законах (57%) и навыках анализа рынка (50%). Кроме того, часто отмечались навыки продвижения услуг и товаров (46%), ведения бухгалтерии (43%) и подбора работников (39%). В сфере торговли чаще отмечались навыки продвижения товаров и услуг (54%), а в сфере производства – профессиональные навыки по специализации бизнеса (79%). Предприниматели из крупных городов (с населением 500 тысяч человек и более) еще чаще, чем предприниматели в целом, говорили об улучшившихся умении разбираться в законах (65% при 57% в среднем), навыках анализа рынка и конкурентов (56% при 50% в среднем) и ведения бухгалтерии (48% при 43% в среднем). Вероятно, в крупных городах развитие этих навыков особенно актуально в условиях более жесткой конкуренции. Кроме того, в крупных городах обычно больше возможностей для развития своего дела, что также может требовать от предпринимателей более глубоких знаний законов и/или тонкостей ведения бизнеса. 

 

Таким образом, большинство бизнесменов воспринимают предпринимательскую деятельность как социальный лифт, возможность преуспеть в жизни и повысить свой статус, а также вырасти как в профессиональном, так и в личном плане. 

_____

Источник данных 

ПРИМ. Опрос предпринимателей (владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство своим основным видом деятельности). Третья волна. Сроки проведения опроса: 29 мая – 1 июня 2023 года, выборка – 620 человек. Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%.  

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления. 

Юлия Дормидонтова
© 2024 ФОМ