Использование малым бизнесом инструментов онлайн-торговли и продвижения товаров и услуг в первом полугодии 2022 года
Интернет-площадки и их клиенты-предприниматели столкнулись весной 2022 года со сложностями, вызванными санкциями и их негативными последствиями. Несмотря на это, российский малый бизнес продолжил пользоваться онлайн-инструментами, получившими бурное развитие в период пандемии. В ходе пятой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ задал блок вопросов, направленных на выявление активности предпринимателей в области продажи и продвижения товаров и услуг в интернете.
Существенного снижения активности участников Лонгитюда по продвижению и продажам товаров и услуг в интернете во II квартале 2022 года по сравнению с I кварталом не произошло. Доля осуществлявших онлайн-продажи во II квартале составила 25% (в I квартале – 27%). Доля использовавших интернет-решения для продвижения товаров и услуг оказалась на уровне 42% (почти столько же, сколько и в I квартале – 44%), но, тем не менее, является минимальной за весь период исследования (со II квартала 2021 года).
Среди пользующихся возможностями онлайн-продажи и продвижения больше молодых предпринимателей, тех, кто занимается бизнесом для самореализации, а не ради дохода или обеспечения семьи, а также работающих в крупных городах и имеющих наемных работников.
Активные пользователи интернета для продвижения и продаж чаще, чем предприниматели, не использующие Сеть, говорили об ухудшении условий ведения своего бизнеса, о снижении спроса и доходов во II квартале 2022 года. Вероятно, негативные процессы вынуждали их вносить изменения в бизнес-процессы, открывать новые виды деятельности, закрывать невостребованные и неэффективные, в том числе активнее использовать инструменты онлайн-продвижения. Однако некоторые увидели новые ниши или смогли развиться в привычных – поэтому они чаще других предпринимателей говорили о снижении конкуренции на рынке. В целом участники Лонгитюда, использующие возможности интернета для продаж и продвижения, несмотря на возникшие трудности, более оптимистично смотрят в будущее и чаще считают, что III квартал для их бизнеса будет лучше, чем II квартал.
Онлайн-торговлей и продвижением товаров или услуг в интернете во II квартале 2022 года занимались 49% участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Самыми популярными инструментами были собственный сайт (28% опрошенных), социальные сети (25%) и контекстная реклама в интернете и социальных сетях (19%). Реже упоминались рассылки по электронной почте (10%) и маркетплейсы (9%).
Некоторые зарубежные маркетплейсы и использовавшиеся для продвижения на рынке социальные сети, такие как eBay, Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ), прекратили сотрудничество с российскими предпринимателями из-за санкций, что не могло не сказаться на деятельности малого бизнеса: кому-то пришлось отказаться от привычных площадок и перейти на новые, кому-то – искать новые способы сбыта продукции и услуг. Самим маркетплейсам, в том числе российским, также пришлось нелегко из-за необходимости выстраивать новые логистические цепочки и ухода с рынка брендов – лидеров продаж.
Закрытие зарубежных интернет-площадок из-за санкций и меры поддержки предпринимателей, вводимые российскими торговыми онлайн-площадками, привели к наплыву предпринимателей на последние. «Яндекс.Маркет», например, весной 2022 года отметил небывалый интерес предпринимателей, ранее его услугами не пользовавшихся.
Маркетплейсы стали предоставлять более выгодные условия торговли, чтобы поддержать российских продавцов и удержать их на своих платформах в период, когда все начали оптимизировать издержки на продвижение. Ozon, например, решил чаще перечислять выплаты продавцам за проданные товары и отменил плату за размещение на складах до 30 июня для сезонного и особо популярного ассортимента. «Яндекс.Маркет» давал возможность магазинам одежды и обуви, подключившим до конца апреля экспресс-доставку, торговать по тарифу 1 рубль за каждый проданный товар, в несколько раз снизил стоимость поставки товаров на региональные склады с транзитного склада в Подмосковье, а также стоимость хранения, обработки, доставки товаров весом от 15 до 25 кг и ввел другие меры поддержки. Wildberries продолжил перечислять выплаты продавцам за реализованные товары четыре раза в месяц без взимания дополнительной комиссии, ввел отмену платы за хранение всех категорий товаров на всех складах, отменил плату за приемку товара на складах Московского региона и сохранил скидки за более быструю доставку заказов в логистические центры. Сервис локальных магазинов украшений, цветов и сладостей Flowwow предложил продавцам специальные условия торговли без комиссии.
Во II квартале 2022 года участники Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ размещали свои товары и услуги на таких российских маркетплейсах, как Avito (5%), «Яндекс.Маркет» (3%), Ozon (3%), Wildberries (2%). Зарубежные торговые площадки упоминали единицы: к примеру, eBay во II квартале использовали для продаж менее 1% участников Лонгитюда. При этом среди опрошенных ФОМом предпринимателей 5% в I либо во II квартале этого года прекратили работу с маркетплейсами. Бизнесмены разрывали отношения с наиболее популярными из них, такими как Avito, «Яндекс.Маркет», Ozon, АliExpress и «Юла» (их упомянули по 1% опрошенных). Остальные маркетплейсы упоминались еще реже, в том числе потому, что ими в принципе реже пользуются.
Маркетплейсы и социальные сети остаются важным, востребованным, а для кого-то единственным каналом продажи и продвижения товаров и услуг, без которого невозможно представить эффективную работу современного российского бизнеса. Пандемия и новые санкции подтолкнули интернет-площадки и малый бизнес навстречу друг другу, так как только в условиях кооперации и взаимной поддержки те и другие могут пережить кризис и укрепить свои позиции на рынке.
_______________
Источник данных
Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка – 751 респондент, 18 июля – 15 августа 2022 года.
Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 п. п. из-за накопления погрешностей округления.