Свой сайт или маркетплейсы? Как российские предприниматели продвигаются в интернете

Использование малым бизнесом инструментов онлайн-торговли и продвижения товаров и услуг в первом полугодии 2022 года

qr-code
Свой сайт или маркетплейсы? Как российские предприниматели продвигаются в интернете

Интернет-площадки и их клиенты-предприниматели столкнулись весной 2022 года со сложностями, вызванными санкциями и их негативными последствиями. Несмотря на это, российский малый бизнес продолжил пользоваться онлайн-инструментами, получившими бурное развитие в период пандемии. В ходе пятой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ задал блок вопросов, направленных на выявление активности предпринимателей в области продажи и продвижения товаров и услуг в интернете.

Существенного снижения активности участников Лонгитюда по продвижению и продажам товаров и услуг в интернете во II квартале 2022 года по сравнению с I кварталом не произошло. Доля осуществлявших онлайн-продажи во II квартале составила 25% (в I квартале – 27%). Доля использовавших интернет-решения для продвижения товаров и услуг оказалась на уровне 42% (почти столько же, сколько и в I квартале – 44%), но, тем не менее, является минимальной за весь период исследования (со II квартала 2021 года).

Среди пользующихся возможностями онлайн-продажи и продвижения больше молодых предпринимателей, тех, кто занимается бизнесом для самореализации, а не ради дохода или обеспечения семьи, а также работающих в крупных городах и имеющих наемных работников.

Активные пользователи интернета для продвижения и продаж чаще, чем предприниматели, не использующие Сеть, говорили об ухудшении условий ведения своего бизнеса, о снижении спроса и доходов во II квартале 2022 года. Вероятно, негативные процессы вынуждали их вносить изменения в бизнес-процессы, открывать новые виды деятельности, закрывать невостребованные и неэффективные, в том числе активнее использовать инструменты онлайн-продвижения. Однако некоторые увидели новые ниши или смогли развиться в привычных – поэтому они чаще других предпринимателей говорили о снижении конкуренции на рынке. В целом участники Лонгитюда, использующие возможности интернета для продаж и продвижения, несмотря на возникшие трудности, более оптимистично смотрят в будущее и чаще считают, что III квартал для их бизнеса будет лучше, чем II квартал.

Онлайн-торговлей и продвижением товаров или услуг в интернете во II квартале 2022 года занимались 49% участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Самыми популярными инструментами были собственный сайт (28% опрошенных), социальные сети (25%) и контекстная реклама в интернете и социальных сетях (19%). Реже упоминались рассылки по электронной почте (10%) и маркетплейсы (9%).

Некоторые зарубежные маркетплейсы и использовавшиеся для продвижения на рынке социальные сети, такие как eBay, Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ), прекратили сотрудничество с российскими предпринимателями из-за санкций, что не могло не сказаться на деятельности малого бизнеса: кому-то пришлось отказаться от привычных площадок и перейти на новые, кому-то – искать новые способы сбыта продукции и услуг. Самим маркетплейсам, в том числе российским, также пришлось нелегко из-за необходимости выстраивать новые логистические цепочки и ухода с рынка брендов лидеров продаж.

Закрытие зарубежных интернет-площадок из-за санкций и меры поддержки предпринимателей, вводимые российскими торговыми онлайн-площадками, привели к наплыву предпринимателей на последние. «Яндекс.Маркет», например, весной 2022 года отметил небывалый интерес предпринимателей, ранее его услугами не пользовавшихся.

Как маркетплейсы поддержали предпринимателей

Маркетплейсы стали предоставлять более выгодные условия торговли, чтобы поддержать российских продавцов и удержать их на своих платформах в период, когда все начали оптимизировать издержки на продвижение. Ozon, например, решил чаще перечислять выплаты продавцам за проданные товары и отменил плату за размещение на складах до 30 июня для сезонного и особо популярного ассортимента. «Яндекс.Маркет» давал возможность магазинам одежды и обуви, подключившим до конца апреля экспресс-доставку, торговать по тарифу 1 рубль за каждый проданный товар, в несколько раз снизил стоимость поставки товаров на региональные склады с транзитного склада в Подмосковье, а также стоимость хранения, обработки, доставки товаров весом от 15 до 25 кг и ввел другие меры поддержки. Wildberries продолжил перечислять выплаты продавцам за реализованные товары четыре раза в месяц без взимания дополнительной комиссии, ввел отмену платы за хранение всех категорий товаров на всех складах, отменил плату за приемку товара на складах Московского региона и сохранил скидки за более быструю доставку заказов в логистические центры. Сервис локальных магазинов украшений, цветов и сладостей Flowwow предложил продавцам специальные условия торговли без комиссии.

Во II квартале 2022 года участники Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ размещали свои товары и услуги на таких российских маркетплейсах, как Avito (5%), «Яндекс.Маркет» (3%), Ozon (3%), Wildberries (2%). Зарубежные торговые площадки упоминали единицы: к примеру, eBay во II квартале использовали для продаж менее 1% участников Лонгитюда. При этом среди опрошенных ФОМом предпринимателей 5% в I либо во II квартале этого года прекратили работу с маркетплейсами. Бизнесмены разрывали отношения с наиболее популярными из них, такими как Avito, «Яндекс.Маркет», Ozon, АliExpress и «Юла» (их упомянули по 1% опрошенных). Остальные маркетплейсы упоминались еще реже, в том числе потому, что ими в принципе реже пользуются.

Маркетплейсы и социальные сети остаются важным, востребованным, а для кого-то единственным каналом продажи и продвижения товаров и услуг, без которого невозможно представить эффективную работу современного российского бизнеса. Пандемия и новые санкции подтолкнули интернет-площадки и малый бизнес навстречу друг другу, так как только в условиях кооперации и взаимной поддержки те и другие могут пережить кризис и укрепить свои позиции на рынке.

_______________

Источник данных 

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка – 751 респондент, 18 июля – 15 августа 2022 года. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 п. п. из-за накопления погрешностей округления. 

Наталья Гашенина
© 2022 ФОМ