О проекте СМБиз. ТЕЗИСЫ

qr-code
О проекте СМБиз. ТЕЗИСЫ

Введение

Исследования малого бизнеса в условиях пандемии ранее проводились в рамках Проекта коронаФОМ, стартовавшего в самом начале пандемии коронавируса в России – в конце марта 2020 года.

Это было сложное время, когда в стране были приняты экстраординарные санитарно-административные меры для борьбы с пандемией – перевод работников на удаленный режим, закрытие культурных, общественных, спортивных, торговых, транспортных и других мест скопления людей, запреты на свободное передвижение вне места жительства, жесткий контроль за соблюдением гигиенических требований, – и они коснулись буквально каждого человека.

Но более всего антипандемические меры затронули предпринимателей. У большинства из них они не только вызвали жизненные трудности, но и привели к ограничениям на бизнес-деятельность, часто – вплоть до полной ее остановки.

В Проекте коронаФОМ социальные трансформации, вызванные пандемией, изучались применительно к различным социальным группам, в том числе и к предпринимателям.

Летом 2020 года было выполнено первое большое исследование и на его основе подготовлен и выпущен Доклад «Краш-тест малого бизнеса».

С начала 2021 года ФОМ-исследования малого бизнеса были выделены в отдельный Проект СМБиз Социология Малого Бизнеса (МБ).

В рамках Проекта СМБиз в течение 2021 года был выполнен ряд исследовательских работ, связанных с процессами адаптации МБ, подготовлены многочисленные аналитические материалы, поэтому с октября 2021 открыт сайт smbiz.fom.ru.

Кроме того, рамки Проекта СМБиз сильно расширились, он наполнился обширным содержанием. Поэтому для его краткого представления ниже предлагается предельно лаконичный текст. Полное описание Проекта СМБиз – впереди.

1. Тезисы о МБ

Социальная значимость МБ

  1. МБ – значительная часть населения: 40–50 млн человек (с работниками и членами семей)
  2. МБ – заметная часть инфраструктуры повседневности: товары и услуги для населения
  3. МБ – необходим для импортозамещения: в условиях санкций это важнейшая роль

МБ в контексте пандемии

  1. Изменились образ жизни, потребности и возможности потребления населения
  2. Ограничены возможности бизнес-деятельности и развития
  3. Появилась необходимость адаптироваться, искать пути выживания, сохранения, усиления

Социология МБ

  1. Пандемия создала для МБ новую социальную реальность
  2. Социология МБ – изучение и описание МБ в его новой социальной реальности
  3. Ценность Социологии МБ:
  • Институтам развития МБ: для эффективной работы
  • Мыслящей части МБ: для самоанализа и саморазвития
  • Обществу: для формирования адекватных представлений о МБ

2. Тезисы о Проекте СМБиз

Цели

  1. Научно-экспертное обеспечение институтов развития МБ
  2. Поддержка практик самоанализа и саморазвития МБ
  3. Актуализация темы МБ в общественной повестке дня

Исследовательские Задачи

  1. Методы и методики
  2. Целевые исследования
  3. Коллаборация исследователей

Коммуникационные Задачи

  1. Консорциум региональных Партнеров
  2. Информационные Продукты
  3. Коммуникации с Адресными группами

Стейкхолдеры

  1. Подписчики
  2. Заказчики
  3. Спонсоры

Адресные группы

  1. Участники Процессов Принятия Решений (ППР) в сфере управления и развития МБ:
    • лица, принимающие решения (ЛПР) – руководители, лидеры
    • лица, исполняющие решения (ЛИР) – специалисты, менеджеры
    • лица, советующие решения (ЛСР) – эксперты, консультанты
    • лица, обосновывающие решения (ЛОР) – исследователи, аналитики
    • лица, рассказывающие о решениях (ЛРР) – журналисты, обозреватели
  2. Предприниматели и специалисты, работающие в МБ
  3. Массовые аудитории с интересом к МБ, в том числе преподаватели, студенты, школьники

3. Исследовательские компоненты

3.1. Методы и методики

Методы ФОМ-опросов

  • домоФОМ – опрос населения России / Региона по месту жительства
  • мегаФОМ – опрос населения всех Регионов по месту жительства / телефону
  • телеФОМ – опрос населения России / Региона, участников Базы по телефону
  • фастФОМ – ежедневный телеФОМ со сменными блоками анкеты
  • сетеФОМ – опросы участников Базы в режиме самозаполнения электронных анкет

База Согласившихся Респондентов

Из всех ФОМ-опросов населения формируется База Согласившихся Респондентов (БСР).

На 1 октября 2021 года в БСР – 280 тыс. респондентов, в том числе 11 тыс. предпринимателей.

Панель МБ

Все предприниматели из БСР проходят опрос-перепись о себе, о своем бизнесе, в результате заполняются Паспорта участников ПМБ.

На 1 октября 2021 года в ПМБ – около 4 тыс. участников.

Лонгитюд

Из ПМБ рекрутированы 750 лонг-респондентов, согласных в течение 10 лет ежеквартально отвечать на вопросы о том, что произошло в их жизни и бизнесе за прошедший квартал.

Качественные методы

  • микроФОМ – фокус-группы, глубокие интервью
  • смартФОМ – выявление КЭПов (Коммуникабельных Экспертов-Предпринимателей), проведение КЭП-Сессий

3.2. Исследования

Мониторинговые исследования

  • Индексы – регулярные замеры состояния МБ методом фастФОМ
  • Лонгитюд – ежеквартальные опросы лонг-респондентов методами телеФОМ/сетеФОМ
  • Соцмедиа – тематический анализ публикаций о МБ в социальных сетях

Тематические исследования

  • Структура МБ – анализ Паспортов участников ПМБ (с ежегодным обновлением)
  • Проблемы МБ – анализ ответов о проблемах МБ в Паспортах участников ПМБ
  • МБ и Пандемия – долговременная тема в разных опросах
  • МБ и Общество – отношение общества к МБ, представления МБ об обществе
  • МБ и Государство – отношение МБ к государству, к мерам поддержки, контроля и проч.
  • Психология МБ – идентичность, мотивы, характеры, групповые эмоции, образ будущего
  • Беседы о МБ – обсуждение тематики МБ с экспертами
  • Антихрупкость МБ – выявление и обобщение опыта усиления МБ в условиях кризиса

Межрегиональные исследования МБ

  • Портреты Регионов – сбор и анализ статистических и опросных данных о МБ в Регионах
  • Пульс МБ – регулярные стандартизированные экспертные опросы в Регионах

3.3. Коллаборация исследователей

Привлечение исследователей МБ и предоставление возможности выполнять исследования по своим темам, используя инфраструктуру Проекта СМБиз.

4. Коммуникационные компоненты

4.1. Консорциум региональных Партнеров

Неформальное объединение региональных социологических организаций для совместного проведения межрегиональных исследований МБ и представления их результатов в Регионах.

4.2. Информационные Продукты

Сайт СМБиз.ФОМ

Все данные, результаты, инфоПродукты, описания и новости Проекта и т. д. размещаются на хорошо организованном сайте https://smbiz.fom.ru/, выполняющем роль сайта-склада (паксайт).

Публикации

Контент для сайта СМБиз.ФОМ, для коммуникационных каналов, а также

материалы в медиа, статьи в журналах, аналитические записки, брошюры, книги и проч.

Доклады

  • Доклад-2020 Краш-тест малого бизнеса – результаты исследования в регионах России реакций МБ на первую волну пандемии
  • Доклад-2021 Уроки пандемии для малого бизнеса – в стадии разработки

4.3. Коммуникации

Коммуникационные каналы

Коммуникационные каналы для доставки Адресным группам контента сайта СМБиз:

  • мессенджеры – Telegram, WhatsApp
  • социальные сети – Facebook, «ВКонтакте», Instagram
  • интеграторы – «Яндекс.Дзен»
  • видеоплатформы – YouTube

Конференция мараФОМ

Мультимедийные презентации, доклады, материалы обсуждений в формате гибридной конференции мараФОМ.

Первая волна – https://covid19.fom.ru/post/proekt-sociologiya-malogo-biznesa-na-gibridnoj-konferencii-marafom

Медиа-Партнеры СМБиз

  • Трансформа1 – медиаресурс для МБ
  • BeGetOn – видеоканал для МБ
Александр Ослон, президент ФОМ
© 2024 ФОМ