На XIII Грушинской конференции Институт Фонда Общественное Мнение провел масштабную секцию «Проблема устойчивости малого бизнеса в мире турбоРеальности», в рамках которой исследователи обсудили методики и подходы к изучению малого бизнеса, а также актуальные тренды в этом сегменте. Социологи ФОМа представили шесть докладов на основе количественных и качественных исследований малого бизнеса. Особое внимание было уделено Проекту СМБиз. Свои исследования предпринимательства презентовали также социологи из НИУ ВШЭ и РАНХиГС.
Часть I. Методика изучения малого бизнеса в новой реальности
1. «О возможности создания репрезентативной Панели Малого Бизнеса. Опыт ФОМ» (Тимур Османов, руководитель группы телефонных опросов инФОМа)
2. «Полевая проверка эконометрически выявленных гипотез и закономерностей в сфере МСП» (Степан Земцов, директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС)
3.«О чем говорят «длинные» траектории и как Лонгитюд помогает заглянуть в будущее малого бизнеса» (Ефим Галицкий, начальник Лаборатории анализа данных инФОМа)
4. «Обзор социологических подходов для изучения факторов и барьеров развития предпринимательства на уровне муниципалитетов в России» (Роза Семенова, научный сотрудник Центра экономической географии и регионалистики ИПЭИ РАНХиГС)
5. «Актуальные проблемы малого бизнеса в текущих условиях и факторы устойчивости (на примере Ставропольского края и Пензенской области)» (Вера Баринова, заведующая Лабораторией исследований проблем устойчивого развития РАНХиГС)
6. «Предпринимательский алармизм: дискурс или ценные содержательные данные?» (Роман Бумагин, руководитель группы партнерских коммуникаций инФОМа)
7. Дискуссия
Часть II. Стратегии адаптации малого бизнеса к работе в новой реальности: результаты исследований 2022–2023 годов
8. «Сравнительный анализ предпринимательских экосистем на основе результатов глубинных интервью МСП Калужской и Тульской областей» (Маргарита Иванова, научный сотрудник Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС)
9. «Какие бизнесы успешнее адаптировались к новой реальности: итоги 2022 года» (Екатерина Пушкина, ведущий специалист Лаборатории анализа данных инФОМа)
10. «Взгляд малого бизнеса на стратегии адаптации к санкциям: результаты опросного эксперимента» (Антон Казун, директор Института предприятий и рынков НИУ ВШЭ)
11. «Как предприниматели адаптируются к новой реальности?» (Юлия Дормидонтова, ведущий специалист группы «Финансовое поведение» инФОМа, Анастасия Берсенева, старший специалист группы «Финансовое поведение» инФОМа)
12. «Предприниматели России – исследовательский мониторинг: результаты» (Марина Горенская, руководитель направления по исследованиям корпоративных клиентов Сбера, Виктория Заболотнова, аналитик Сбера)
13. «Антихрупкость малого бизнеса» (Юлия Кот, руководитель отдела «Проекты» ФОМа)
14. Дискуссия
Часть I. Методика изучения малого бизнеса в новой реальности
О возможности создания репрезентативной Панели Малого Бизнеса. Опыт ФОМ (Тимур Османов, руководитель группы телефонных опросов инФОМа)
Доклад руководителя группы телеФОМ Тимура Османова был посвящен работе Панели Малого Бизнеса, а также особенностям построения коммуникации с участниками исследования.
Читать дальше
В своем выступлении Тимур Османов отметил ряд ключевых преимуществ Панели Малого Бизнеса (ПМБ) ФОМ по сравнению с базами данных других компаний и онлайн-панелями.
Первое преимущество ПМБ ФОМ – ее репрезентативность. Целевая аудитория Панели – люди, которые определили себя как предприниматели, а также подтвердили наличие статуса ООО или ИП в репрезентативном опросе населения. Второе преимущество Панели – наличие прямого контакта с предпринимателем, который не всегда можно получить, если исследование проводится с использованием баз данных компаний. В последнем случае на телефонные звонки зачастую отвечают секретари, которые могут и не допустить интервьюеров до общения с предпринимателями.
Тимур Османов также отметил, что ПМБ – это не только база респондентов, но и выстроенная система коммуникации с ними. Для обзвонов используется специальный телефонный номер, о котором участники исследования знают и на звонки с которого охотно отвечают. Кроме того, с участниками Панели контактируют специально обученные интервьюеры, которые знакомы со спецификой работы предпринимателей, а потому грамотно выстраивают взаимодействие с ними.
Полевая проверка эконометрически выявленных гипотез и закономерностей в сфере МСП (Степан Земцов, директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС)
Своим выступлением директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС Степан Земцов открыл серию докладов коллег по президентской академии, посвященных проведенному весной 2023 года полевому исследованию – экспедиции в ряд регионов для проведения глубинных интервью с «живыми» предпринимателями.
Читать дальше
Акцент на слове «живыми» здесь не случаен – обычно в качестве объекта исследования этой команды выступают строчки из баз данных ФНС и Росстата, и на основе анализа больших чисел строятся жесткие количественные модели. Степан Земцов дал общее описание исследования, сделал акцент на дифференциации различных подходов и в общих чертах обозначил содержательные находки. В основе опросного инструментария исследования – краткой анкеты и гайда глубинного интервью – легли разделение предпринимателей на вынужденных и добровольных, а также концепт экосистемы, понимаемой как плотность горизонтальных связей между предпринимателями на конкретной территории. Перед началом исследования команда РАНХиГС выделила посредством кластерного анализа три типа регионов, представляющих интерес: 1) сельскохозяйственные регионы с высокой долей обрабатывающей промышленности; 2) центры машиностроения; 3) туристические центры (которые, предположительно, выиграли от закрытия границ). В беседах с предпринимателями из этих регионов коллеги тестировали гипотезы, полученные статистическими методами. О содержательных итогах исследования Степан Земцов рассказал в формате «что вызвало удивление?». Пожалуй, главным открытием стало то, что предприниматели обладают активной гражданской позицией. Исследователям не удалось встретить ни одного респондента, который ничего не делает для местного сообщества.
О чем говорят «длинные» траектории и как Лонгитюд помогает заглянуть в будущее малого бизнеса (Ефим Галицкий, начальник Лаборатории анализа данных инФОМа)
Начальник Лаборатории анализа данных Ефим Галицкий рассказал о трех группах бизнесов с разной динамикой стратегий, которых придерживались предприниматели на протяжении семи волн исследования, а также о прогностических возможностях Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ.
Читать дальше
В докладе анализируется динамика ответов участников Лонгитюда на вопрос о бизнес-стратегии (рост, сохранение или выживание) по данным ежеквартальных опросов за период со II квартала 2021 года по IV квартал 2022 года. Фактическое распределение ответов каждый раз сравнивается с прогнозным – тем, которое возникло бы, если бы не изменились наблюдавшиеся ранее вероятности перехода от одной бизнес-стратегии к другой. Во II квартале 2022 года фактическое распределение ответов оказалось несколько лучше прогнозного, поэтому можно было сделать вывод, что бизнес участников Лонгитюда вышел из пике, наметившегося после введения дополнительных антироссийских санкций.
Бизнесы были разделены на три группы: «удачливые» (26%), «устойчивые» (44%) и «неудачники» (30%). Положение первых кардинально улучшилось за период исследований, вторых – осталось почти без изменения. Положение третьих и в начале периода исследований было тяжелым, а к его концу предельно ухудшилось.
На предприятия «удачливых» пандемия заметно чаще, чем в среднем по выборке, влияла очень негативно, но после ее завершения условия для ведения бизнеса стали гораздо благоприятнее. Один из «удачливых» предпринимателей так описал изменения, произошедшие в его бизнесе в прошлом квартале: «Динамично развиваемся. Потихоньку все улучшается».
«Устойчивые» сравнительно часто отмечали, что пандемия им принесла не только вред, но и пользу. Для них характерна фраза: «По большому счету никаких изменений».
Что касается «неудачников», то их бизнесы сильно страдали от пандемии даже чуть чаще, чем бизнесы «удачливых», но, в отличие от последних, условия для ведения их бизнеса не улучшились. Характерное для них высказывание: «Рост налогов. Удушение предпринимательства со всех сторон. Доведение до банкротства».
Обзор социологических подходов для изучения факторов и барьеров развития предпринимательства на уровне муниципалитетов в России (Роза Семенова, научный сотрудник Центра экономической географии и регионалистики ИПЭИ РАНХиГС)
Свой доклад экономист, научный сотрудник Центра экономической географии и регионалистики ИПЭИ РАНХиГС Роза Семенова посветила классификации методов, находящихся в арсенале исследователей предпринимательства. Эта методологическая рефлексия возникла как реакция на расширение эконометрической линейки кабинетных методов исследований за счет методов полевой работы, основанных на непосредственном взаимодействии исследователя и объекта.
Читать дальше
Роза Семенова проблематизировала возможность интеграции разных типов методов в одном комплексном исследовании. Итогом этой систематизирующей работы стала авторская классификация различных научных методов, комбинация которых позволяет проводить комплексные междисциплинарные (социологические, экономические, эконом-социологические, статистические) исследования проблем малого и среднего предпринимательства на местном (муниципальном) уровне.
Актуальные проблемы малого бизнеса в текущих условиях и факторы устойчивости (на примере Ставропольского края и Пензенской области) (Вера Баринова, заведующая Лабораторией исследований проблем устойчивого развития РАНХиГС)
Завлабораторией исследований проблем устойчивого развития РАНХиГС Вера Баринова сосредоточилась на содержательных аспектах проведенного командой президентской академии полевого исследования, рассказ о котором начал Степан Земцов.
Читать дальше
Исследователи задались вопросами: есть ли специфические черты у регионов из разных кластеров, в чем они заключаются, какие барьеры и возможности актуальны для бизнеса в разных типах регионов? В докладе было представлено сравнение экосистем двух регионов – Пензенской области и Ставропольского края. Социологи зафиксировали следующие различия. Для Пензенской области характерно весьма тесное взаимодействие предпринимателей с вовлечением предпринимательских объединений и институтов развития. У местного бизнеса сформированы тесные внутрирегиональные и межрегиональные связи, присутствует кластеризация предприятий по отраслям и специализации: субъекты МСП группируются вокруг крупных предприятий. Для экосистемы Ставропольского края характерна другая картина. Здесь преобладают семейные предприятия, более развит теневой сектор МСП, предприниматели в большей мере полагаются на неформальные правила и нормы взаимодействия. В интервью отмечаются случаи недобросовестной конкуренции, выражение недоверия к предпринимателям со стороны административных органов. Предприниматели отмечали, что работать трудно. В целом подтвердилась заложенная в фундамент исследования гипотеза о роли экосистемы в успешности малого и среднего бизнеса: если экосистема хорошо сформирована, развита, предпринимательство укоренено, присутствуют тесные связи между субъектами бизнеса, то работать легче и общая среда более благоприятная.
Предпринимательский алармизм: дискурс или ценные содержательные данные? (Роман Бумагин, руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа)
В своем докладе руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа Роман Бумагин поднял тему истинностного статуса высказываний респондентов-предпринимателей.
Читать дальше
Роман Бумагин начал с апелляции к неочевидному: казалось бы, исследователи и предприниматели говорят друг с другом на одном языке. Но если фразу «я по понедельникам летаю на Луну, а оттуда – на Марс, у меня там – торговые точки» интервьюер способен квалифицировать как ложную, то фразу «в этом году ПФР и ФСС слили в один социальный фонд, отчетность усложнилась, поэтому я вынужден закрыть свой бизнес» исследователи принимают за чистую монету и бережно складывают в копилку факторов закрытия бизнеса. А между тем в последней реплике содержится то, что лингвисты называют ложной пресуппозицией, и такие вещи желательно диагностировать еще на стадии интервью, чтобы можно было расспросить респондента поподробнее и выяснить, как же дела обстоят на самом деле. Решение Роман Бумагин, специалист по социологии языка, предлагает одновременно простое и сложное: интервьюер должен учить язык предпринимателей – социальный диалект (технолект), на котором они говорят. К моменту интервью он должен быть во всеоружии (то есть в мультиязычии).
Часть II. Стратегии адаптации малого бизнеса к работе в новой реальности: результаты исследований 2022–2023 годов
Сравнительный анализ предпринимательских экосистем на основе результатов глубинных интервью МСП Калужской и Тульской областей (Маргарита Иванова, научный сотрудник Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС)
Научный сотрудник Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС Маргарита Иванова своим выступлением завершила серию докладов по итогам межрегионального качественного исследования предпринимательских экосистем, проведенного командой РАНХиГС весной 2023 года.
Читать дальше
В фокусе внимания Маргариты Ивановой было состояние экосистем в двух соседних со столичной областях – Калужской и Тульской. Свой доклад она начала с экскурса в экономическую историю регионов, рассказала, какого рода малые и средние предприятия возникали здесь в дореволюционную эпоху. В силу инертности социальной структуры, сложившаяся некогда на этих территориях экономическая база продолжает оказывать влияние и на предпринимателей современности – тех, кто начал свой бизнес в рамках легализации частной инициативы последних десятилетий. Помимо исторического фактора в представленной докладчиком модели экосистем малого бизнеса учитывались положение изучаемых регионов в актуальных рейтингах состояния делового климата, а также актуальные экономические профили регионов (Тула – оборонная промышленность, Калуга – иностранные машиностроительные предприятия, пострадавшие от санкций) и зрелость региональных институтов поддержки бизнеса.
Ключевые выводы исследования: 1) неформальные объединения в значительной степени полезнее и эффективнее для решения конкретных вопросов бизнеса (при этом неформальные объединения, как правило, все равно создаются на базе формальных); 2) бизнес так или иначе помогает муниципалитетам, региону, общественности (при этом важно, чтобы местная власть сама обращалась за помощью к предпринимателям); 3) в ответ предприниматели также ждут помощи, особенно в условиях кризиса; 4) там, где уходят иностранные компании, выступавшие костяком региональной экосистемы (это видно на примере Калужской области), малому бизнесу приходится учиться выстраивать партнерство с российским крупным бизнесом. Что касается методических аспектов интеграции качественной методологии в количественное изучение МСП, то, по мнению докладчика, методология позволяет фиксировать эмоциональный окрас деятельности предпринимателей, погружаться в среду малого бизнеса, понимать локальную предпринимательскую экосистему и формулировать новые гипотезы для дальнейших количественных измерений.
Какие бизнесы успешнее адаптировались к новой реальности: итоги 2022 года (Екатерина Пушкина, ведущий специалист Лаборатории анализа данных инФОМа).
В докладе Екатерины Пушкиной на основе данных Лонгитюда Малого Бизнеса была проанализирована взаимосвязь различных характеристик предприятий и их состояния в 2022 году.
Читать дальше
Как рассказала Екатерина Пушкина, для оценки положения дел на предприятии на основе ответов предпринимателей на вопрос о бизнес-стратегиях был создан индикатор состояния бизнеса (ИСБ), который может принимать значения от минус 100 до 100 баллов. Среднее значение ИСБ в 2022 году оказалось отрицательным: минус 18,4 балла, то есть состояние бизнеса участников исследования было не самым лучшим.
Регрессионный анализ позволил выделить характеристики предприятий, значимо связанные с их состоянием в 2022 году. Более высокие значения ИСБ при прочих равных условиях наблюдались в случае ориентации предприятия на физических лиц с доходами выше среднего, использования труда наемных работников, появления новых видов деятельности и независимости от поставок из стран, которые ввели санкции. Напротив, негативно на положении дел в бизнесе сказывались ориентация на физических лиц с доходами ниже среднего и привлечение предприятием заемных средств.
Взгляд малого бизнеса на стратегии адаптации к санкциям: результаты опросного эксперимента (Антон Казун, директор института предприятий и рынков НИУ ВШЭ)
Директор института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Антон Казун представил на конференции результаты опросного эксперимента, интересного как со стороны методологии изучения малого бизнеса, так и с содержательной стороны.
Читать дальше
В рамках специального опроса предпринимателей, проведенного на репрезентативной Панели Малого Бизнеса ФОМ (объем выборки – 1200 респондентов), команда исследователей из НИУ ВШЭ использовала технику split ballot и предложила четырем образованным случайным образом подгруппам респондентов оценить гипотетическую проблемную бизнес-ситуацию и сказать, насколько удачным является предлагаемое для нее решение. Предпринимателям предлагалось представить, что у них есть некий хороший знакомый, который тоже занимается частным бизнесом – торгует бытовой техникой. До 2022 года его бизнес был вполне успешным – он арендовал два магазина. Сейчас он столкнулся с серьезными сложностями, связанными с отсутствием поставок из Европы. Перечень решений – каждой подгруппе предлагалось на оценку только одно – выглядел следующим образом: 1) знакомый переориентировался на торговлю китайскими брендами; 2) знакомый резко сократил издержки, в частности отказался от одной из торговых точек и сократил персонал; 3) знакомый решил продать свой бизнес; 4) знакомый отказался предпринимать какие-либо радикальные действия, надеясь, что ситуация скоро наладится. Аналитики предполагали, что такой дизайн исследования позволяет задавать предпринимателям сенситивные вопросы, не опасаясь получить социально одобряемый ответ. Эта методическая гипотеза подтвердилась, о чем, в частности, позволяет судить высокая доля ответов в пользу радикальных решений – о сокращении издержек и продаже бизнеса (85 и 60% соответственно), в то время как стратегия бездействия набрала лишь 26% в свою поддержку.
Что касается содержательных итогов исследования, то здесь докладчик акцентировал внимание слушателей на том, как на предпочитаемую стратегию влияет образ будущего у респондента. Образ будущего фиксировался с помощью косвенного вопроса о странах, с которыми предприниматель готов сотрудничать, когда ситуация стабилизируется. Ответы респондентов позволили исследователям создать переменную «ориентация на Восток или на Запад» и включить ее в регрессионную модель. Оказалось, предприятия, ориентированные на сотрудничество с партнерами из Азии, резко осуждают стратегию «продать бизнес» и сильнее поддерживают вариант «ничего не делать». Предприятия, ориентированные на возобновление сотрудничества с партнерами из Европы, чаще поддерживают вариант «продать бизнес» и совсем плохо относятся к варианту «ничего не делать».
Как предприниматели адаптируются к новой реальности? (Юлия Дормидонтова, ведущий специалист группы «Финансовое поведение» инФОМа, Берсенева Анастасия, старший специалист группы «Финансовое поведение» инФОМа)
В рамках своего доклада специалисты группы «Финансовое поведение» Юлия Дормидонтова и Анастасия Берсенева рассказали о том, как участники Лонгитюда отреагировали на вызовы 2022 года и как адаптировались к условиям турбоРеальности.
Читать дальше
Так, Юлия Дормидонтова отметила, что, согласно результатам третьей волны Лонгитюда, 62% его участников во II квартале 2022 года зависели от поставок из стран, которые ввели санкции. Однако только 20% не имели возможности перейти на какие-либо аналоги, остальные смогли это сделать полностью или частично. При этом закономерно, что большинство (75%) участников Лонгитюда ощутили на себе влияние санкций. Среди ключевых последствий предприниматели называли уменьшение количества заказов (43%), проблемы с поставками (38%) и рост издержек бизнеса (36%). Вследствие этих и иных трудностей лишь 36% участников Лонгитюда во II квартале 2022 заявили, что могли вести бизнес так же, как раньше. Остальным пришлось адаптироваться: менять цены (46%), искать новых клиентов (33%) и поставщиков (28%).
Несмотря на все вышеперечисленное, в III квартале 2022 года только 16% опрошенных заявили, что используют параллельный импорт (4% среди тех, кто не зависел от поставок из стран, которые ввели санкции, и 23% среди тех, кто зависел). Как предположила Юлия Дормидонтова, к моменту опроса механизм функционирования параллельного импорта еще не был отлажен, а потому далеко не все предприниматели смогли использовать этот способ решения проблем с поставками.
Частичная мобилизация отразилась на 44% участников Лонгитюда. Чаще всего бизнесмены, которых затронула мобилизация, сталкивались с такими проблемами, как уменьшение числа заказчиков и партнеров, снижение спроса и прибыли (48%). Больше трети (38%) респондентов, говорили о кадровых проблемах, таких как мобилизация сотрудников, их отъезд из России и нехватка кадров в целом, 20% сообщали о тревожности людей и неуверенности в завтрашнем дне. Сильнее всего мобилизация затронула сферы торговли (51%), а также строительства и производства (49%), где большой процент работников – мужчины. Меньше всего мобилизация затронула сферу различных услуг, к которым исследователи отнесли образование, здравоохранение и бытовые услуги, поскольку в этих отраслях, как отметила Анастасия Берсенева, высока доля женщин-предпринимателей.
Отвечая на вопрос о том, что сильнее отразилось на их бизнесе – санкции или частичная мобилизация, участники Лонгитюда чаще говорили, что санкции повлияли на их бизнес сильнее, чем частичная мобилизация. Это, по мнению Анастасии Берсеневой, было ожидаемо, так как из-за санкций бизнесмены столкнулись с потерей спроса, проблемами с поставками и необходимостью поиска новых партнеров. Вероятно, отладить все эти процессы оказалось сложнее, чем найти новых сотрудников на место мобилизованных или уехавших из страны.
Несмотря на трудности, с которыми столкнулись предприниматели, доля тех, кто оценивал прошедший год как успешный, снизилась по сравнению с аналогичными оценками в предыдущем году, не так сильно, как можно было бы ожидать: с 40 до 31%. А доля тех, кто ожидает ухудшений в текущем году, осталась на уровне 30%. По словам Юлии Дормидонтовой, это позволяет предполагать, что предприниматели в целом смогли в той или иной степени адаптироваться к изменениям прошедшего года.
Предприниматели России – исследовательский мониторинг: результаты (Марина Горенская, руководитель направления по исследованиям корпоративных клиентов Сбера, Виктория Заболотнова, аналитик Сбера)
В совместном докладе руководитель направления по исследованиям корпоративных клиентов Сбера Марина Горенская и аналитик Сбера Виктория Заболотнова рассказали о том, как возникла идея ПРИМа, о том, как он реализуется, а также представили некоторые результаты исследования.
Читать дальше
ПРИМ возник как продолжение международного проекта GEM, который с 2022 года приостановлен в России. Потребность в исследовании предпринимательства сохранялась, поэтому появилась идея запустить отечественный проект, который бы сохранял и расширял лучшие практики GEM. Чтобы сделать новый проект полезным не только для Сбера, но и для государства, к партнерству было привлечено Минэкономразвития. По словам докладчиков, инФОМ был выбран в качестве подрядчика благодаря, во-первых, наличию единственной в России репрезентативной Панели Малого Бизнеса, а во-вторых, высокой экспертизе в исследованиях предпринимательства.
В центре проекта – личность предпринимателя, его субъективный мир, его оценки, настроения, ожидания. Кроме предпринимателей, в проекте изучаются самозанятые, а также население в возрасте от 18 до 65 лет. Опросы предпринимателей проходят ежеквартально, населения – раз в год.
Рассказывая о первых результатах ПРИМа, Марина Горенская отметила, что предприниматели хорошо выдержали удар санкционного года даже на фоне частичной мобилизации: большинство оценивали свое финансовое положение как удовлетворительное или хорошее и чуть меньше трети – как плохое. Основные проблемы предпринимателей – рост цен у поставщиков, падение спроса, проблемы с поставками как из-за рубежа, так и на территории России, сокращение объемов производства, задержки платежей от контрагентов. Чтобы адаптироваться, предприниматели не только перешли на поставки из Китая, но и нашли альтернативных поставщиков в России, а также в странах СНГ или Турции.
Кроме того, Марина Горенская отметила, что большинство (74%) предпринимателей считают свои знания для ведения бизнеса недостаточными: им не хватает знаний о ведении бухгалтерии, метриках управления компанией и персоналом, способах продвижения товаров и услуг, а также финансовой грамотности и умения выстраивать коммуникации.
В свою очередь, Виктория Заболотнова акцентировала внимание на результатах исследования самозанятых и населения. Она отметила разнородность этой группы, а также то, что самозанятые не склонны оформлять отношения с клиентами официально. Докладчик также отметила, что весной 2023 года у самозанятых, как и у предпринимателей, ситуация улучшилась: они стали реже сталкиваться с трудностями, например с сокращением числа клиентов, проблемами по оплате выполненной работы, расторжением заключенных договоров.
В исследовании самозанятых также был блок про знания и повышение квалификации. По результатам опроса, половина самозанятых (53%) отметила нехватку знаний для ведения деятельности. При этом среди самозанятых, которым не хватает знаний, 42% планируют пройти обучающие курсы. Еще 17% уже проходили какое-либо обучение, и большинство из них заметило улучшения в своей деятельности.
Результаты опроса населения показали, что около трети россиян в возрасте от 18 до 65 лет имеют опыт в предпринимательской деятельности. При этом 21% так или иначе вовлечен в бизнес сейчас (имеет свое дело, либо пытается его открыть, либо интересуется его открытием), еще 15% владели бизнесом в прошлом, а каждый третий россиянин планирует открыть свое дело в ближайшие три года. В целом на перспективу изменения условий в России для ведения бизнеса в ближайшие годы респонденты смотрят достаточно оптимистично: 50% ожидают улучшения. Россияне оценивают имидж и репутацию предпринимательства довольно высоко: 44% согласны с тем, что начать свой бизнес – хорошее решение. Также почти половина респондентов полагает, что успешные предприниматели пользуются в обществе уважением. При этом менее оптимистичные оценки дают предприниматели, которые вышли из бизнеса.
Антихрупкость малого бизнеса (Юлия Кот, руководитель отдела «Проекты» ФОМа)
В докладе «Антихрупкость малого бизнеса» руководитель отдела «Проекты» Юлия Кот рассказала о том, какие свойства и управленческие подходы помогают предпринимателям не отчаиваться в условиях сменяющихся кризисов и продолжать работать, развивать свое дело.
Читать дальше
Основываясь на материалах многочисленных бесед с руководителями малого бизнеса из разных сфер, исследователи сделали вывод, что антихрупкий подход к управлению – это образ жизни компаний, основанный на принципе постоянного самосовершенствования и развития. Он позволяет предпринимателям не только преодолевать трудности, но и извлекать из кризисных ситуаций уроки. Как отмечали руководители компаний, для того чтобы не сломаться под давлением неопределенности, важно даже в кризисе видеть новые возможности, искать новые сегменты рынка, адаптировать товары и услуги под меняющиеся потребительские предпочтения. Еще один важный момент – отношения в коллективе. Стремление к культуре сотрудничества, внедрение гибких команд и инвестиции в обучение сотрудников – это инструменты, которые помогут сделать организацию более устойчивой.
В докладе рассмотрены особенности проявления компаниями антихрупкости в период пандемии, а также в условиях СВО и действия антироссийских санкций.