«Резкое погружение – это лучшее, что могла мне дать ФОМ-Практика»

Студентка «Шанинки» – о работе в проекте «Стать предпринимателем»

qr-code
«Резкое погружение – это лучшее, что могла мне дать ФОМ-Практика»

Фото: Екатерина Гущина

С сентября 2023 года по январь 2024 года я, как и некоторые другие студенты «Шанинки», проходила ФОМ-Практику. О том, как прошла моя практика в проекте «Стать предпринимателем», где я общалась с учениками лицея при РЭУ имени Плеханова в рамках исследования молодежного предпринимательства, я расскажу в этой статье.

Многие российские школьники мечтают о том, чтобы в будущем заняться предпринимательством. А некоторые из них постигают азы предпринимательской деятельности уже сегодня – именно такие ребята учатся в предпринимательских классах экономического лицея при РЭУ имени Плеханова. С ними сотрудники ФОМа провели осенью 2023 года цикл встреч в рамках проекта «Стать предпринимателем». Мне удалось принять участие в некоторых мероприятиях и присоединиться к исследованию молодежного предпринимательства в роли практикантки. 

Мастер-класс «ChatGPT на службе предпринимателя»

На первой встрече в лицее присутствовал специальный гость — специалист по IT-технологиям и бизнес-коучингу Михаил Медведев, который рассказал о пользе нейросетей для предпринимателей. Проведя лекционную часть, он ответил на вопросы лицеистов о своем опыте предпринимательства и дал советы по эффективному ведению бизнеса. Многие ребята остались побеседовать со спикером и после мероприятия. На основании этой встречи команда ФОМа провела среди лицеистов-участников небольшой опрос1. Ребят попросили заполнить анкету из семи вопросов о том, какое впечатление осталось у них от Мастер-класса, что их больше всего заинтересовало в рассказе спикера и каких еще наставников они хотели бы видеть на подобных встречах. Данные показали интерес и в целом к теме нейросетей, и к разным ее аспектам у большинства респондентов. В частности, 37,5% слушателей Мастер-класса заинтересовались возможностями широкого применения технологий, подобных ChatGPT, в предпринимательстве и других областях, а 58,3% нашли особенно полезным обзор существующих в России нейросетей и технологий искусственного интеллекта.   

Готовясь к следующему мероприятию, я занималась в первую очередь анализом имеющихся материалов и данных. Я работала с данными опроса и шести уже взятых интервью с учениками 8–11-го классов предпринимательского уклона2, целью которых было узнать больше об установках, мотивах, отношении к бизнесу и об опыте современных российских подростков, планирующих стать предпринимателями. Используя идеи, полученные мной в ходе анализа этих данных, я доработала существующий гайд, добавив в него вопросы с фокусом на то, как старшеклассники оценивают полезность образовательных материалов и мероприятий о предпринимательстве и экспертность наставников. Еще одно направление моей работы – это анализ материалов медиамониторингов и различных отдельных интернет-публикаций на тему молодежного предпринимательства. Это также помогло мне подготовиться к следующей встрече с лицеистами – теперь я лучше понимала контекст российского молодежного предпринимательства, а это именно та реальность, в которой существуют лицеисты.  

Бизнес-игра «На пути к Антихрупкости»

На второй встрече сотрудники ФОМа вместе с классным руководителем одного из предпринимательских классов лицея, предпринимателем Анной Петуховой, организовали деловую игру, посвященную книге «На пути к антихрупкости. Как компании переживают коронаВирус». Ученики 10-го класса предварительно разбились на две команды, их задачей было изучить понятие антихрупкости, а затем предложить свои варианты антихрупких изменений для конкретных бизнесов. После мероприятия я провела два очных и одно онлайн-интервью с подростками3, используя улучшенный мной гайд. По данным этих и предыдущих интервью, а также используя результаты опроса по итогам мероприятия с Михаилом Медведевым и материалы медиамониторингов, я выделила несколько блоков основных выводов и наблюдений. 

Выводы и наблюдения

Чем живут лицеисты

Предпринимательский класс лицея при РЭУ имени Плеханова – это уникальная среда для подростков. Такой класс не только предлагает особую программу, направленную на развитие навыков и компетенций в этой области, но и акцентирует внимание на формировании особого мышления и обстановке, способствующей этому. Подростки существуют среди тех, кто мыслит так же, как они, увлекается тем же, имеет те же амбиции и планы.  

«Мне очень нравится прежде всего мотивированное окружение. То есть я понимаю, что в моем классе у людей примерно такое же мышление», – отметил один из лицеистов. 

Ребята обладают высокой мотивацией, для них предпринимательство – это, с одной стороны, свобода действия и мышления, возможность создавать что-то свое, принимать самостоятельные решения, самим определять свое дело и свое будущее. Это возможность не ограничиваться одной профессией. Одна из учениц сказала: «Предпринимательство, мне кажется, может сочетать в себе абсолютно разные сферы, разные предметы». Однако не меньшей мотивацией для многих является желание помогать и влиять на жизни других людей. В предпринимательстве они видят возможность менять мир – и менять его к лучшему. 

Как учатся будущие предприниматели

Несмотря на цифровизацию образования, интернет-источники и образовательные онлайн-ресурсы в сфере предпринимательства не пользуются особой популярностью у ребят из лицея. Они беспокоятся из-за риска натолкнуться на непроверенную или неполную информацию от самопровозглашенных профессионалов. Старшеклассники акцентируют важность доверия экспертности спикеров.  

Именно багаж профессионального и личного опыта является основанием доверять спикеру или преподавателю, а затем использовать на практике его советы и знания. Подростки ищут в учителях критическое мышление, опыт и глубокие знания, но не менее важными оказываются харизма, лидерские навыки и жизненная позиция. По мнению ребят, сочетание этих качеств в предпринимателе обеспечит успех его дела. 

Как считают старшеклассники, чтобы повысить свои шансы на успех и самому стать тем самым экспертом, необходимо высшее образование. Они стремятся к получению конкретных и прикладных навыков и убеждены, что высшее образование предоставит им не только теоретические знания, но и возможность погрузиться в реальные аспекты ведения бизнеса и получить специализированные знания в выбранной области. 

Чем хотят заниматься и уже занимаются подростки

Одна из самых привлекательных сфер – это IT-технологии и искусственный интеллект. Эту тенденцию можно заметить, вернувшись к данным опроса по итогам Мастер-класса о нейросетях. Это видно и в интервью с ребятами. Лицеисты взрослеют бок о бок с новыми технологиями и осознают потенциал внедрения их в бизнес. Однако создавать что-то с нуля в подростковом возрасте сложно. Учеба в школе и подготовка к экзаменам забирают большую часть сил и времени, да и откуда брать финансирование для своих проектов – не всегда понятно. Однако ребята говорят о том, что создавать реальный бизнес – это посильная для них задача. Для этого нужны четкое планирование и дисциплина, понимание собственного пути, усердие и трезвый взгляд на вещи. И немного удачи, то есть «оказаться в правильном месте, в правильное время, с нужными людьми». 

Недостатка в идеях нет. В ходе интервью я услышала несколько самых разных бизнес-идей, некоторые из которых уже находятся в процессе разработки. Например, один из учеников рассказал о своем проекте в фудтех-области, ориентированном на внедрение технологий в производство продовольственных товаров. Это относительно новая и многообещающая отрасль, которая пользуется особым вниманием со стороны молодых предпринимателей.  

Еще одним примером может стать проект ученицы 11-го класса лицея. Увидев возможность совместить свое хобби с работой над актуальной задачей, она захотела принять участие в развитии игровой индустрии в странах СНГ и создать собственную визуальную новеллу. По ее словам, это хороший пример того, как подростки-предприниматели могут создавать реальные продукты с малого, не нуждаясь в огромном финансировании и большой команде. В настоящий момент она работает уже над новой идеей: занимается разработкой проекта по созданию экологичных мягких игрушек с использованием вторичных материалов. Эта задумка ориентирована на экологическую повестку и социальную функцию предпринимательства и служит примером того, как проекты подростков объединяют в себе инновации и стремление к пользе для общества. 

О результатах практики

Начиная свою работу в команде «Стать предпринимателем», я практически ничего не знала о самом предпринимательстве. Старшеклассники лицея в наших интервью использовали термины и аббревиатуры, которые я слышала впервые и значения которых мне приходилось потом искать в интернете. И я считаю, что такое резкое погружение – это лучшее, что могла мне дать ФОМ-Практика. Серия лекций в рамках ФОМ-Мастерской дала мне представление о том, как устроен цикл социологического исследования и с какими особенностями сталкивается исследователь на разных этапах. Работа в разных форматах и с разными типами данных позволила мне увидеть, как – по кусочкам и усилиями многих участников команды – раскрывается перед социологом общая картина, как правильное использование инструментов помогает сделать эту картину четче и глубже, как формируются те знание и понимание, к которым стремятся исследователь и клиент. Участие в этом процессе и стало главным результатом моей работы с командой проекта «Стать предпринимателем».  

________________

1 В опросе приняли участие 24 ученика 10-го класса лицея при РЭУ имени Плеханова, прослушавших Мастер-класс Михаила Медведева. 

2 Интервью были взяты командой «Стать предпринимателем» в 2023 году.  

3 Иван и Андрей, ученики 10-го класса лицея, и Ольга, ученица 11-го класса. 

Алина Львова
© 2024 ФОМ