Участники мероприятия обсудили возможности использования данных долгосрочного исследования предпринимательства, а также создание Хаба, где они будут размещены
В конце июня состоялся трехдневный мараФОМ «Проект СМБиз и возможности использования базы данных Лонгитюда для исследований в области предпринимательства». Участники мероприятия, студенты и сотрудники НИУ ВШЭ, узнали о возможностях использования базы данных Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ для проведения фундаментальных и прикладных исследований, а также для подготовки публикаций, продвигающих Лонгитюд в академической среде и среди общественности.
Открывая мероприятие, президент ФОМа Александр Ослон кратко рассказал о Проекте СМБиз, Панели Малого Бизнеса и Лонгитюде Малого бизнеса ФОМ (совместном с НИУ ВШЭ исследовании, направленном на изучение долгосрочных изменений в российском малом бизнесе и рассчитанном на 10 лет). Он также проанонсировал создание Хаба, в котором будут содержаться данные Лонгитюда – информация для ученых, студентов, экспертов. На основе этих данных могут готовиться научные публикации или аналитика для корпоративных, государственных или иных целей.
«Смысл Хаба – поддерживать и развивать Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ. Впереди – еще восемь лет исследований, первые два года этот проект существует благодаря энтузиазму ФОМа. Лонгитюд – самая дорогая, но и самая вкусная конфета – нет никакого желания останавливаться. Важно поддержать Лонгитюд, в том числе потому, что наука будет развиваться, поскольку данные окажутся в руках ученых, которые смогут использовать их для своих исследований».
Александр Ослон, президент ФОМа
В Хабе, который будет располагаться на сайте Проекта СМБиз, будут размещены первичные данные по всем волнам Лонгитюда, а также таблицы и документы. Доступ к данным за 2021–2023 годы будет бесплатным, а начиная с 2024 года – платным. Хаб планируется запустить до конца этого года.
В свою очередь, управляющий директор Департамента опросов населения Алексей Чуриков подробнее рассказал о том, как формируется и используется единственная в России репрезентативная Панель Малого Бизнеса, а также о ее особенностях и достоинствах. Доклад ведущего специалиста по панельным исследованиям и коммуникациям Анастасии Егоровой был посвящен особенностям Лонгитюда Малого Бизнеса. Она остановилась на специфике и структуре этого исследования, а также на построении коммуникации между лонг-интервьюерами и лонг-респондентами. А начальник Лаборатории анализа данных инФОМа Ефим Галицкий рассказал о прогностических возможностях Лонгитюда, а также плюсах и минусах кросс-секционных и лонгитюдных исследований.
Доклад профессора НИУ ВШЭ Александра Чепуренко касался международного опыта долгосрочных исследований. Спикер привел в пример «Панельное исследование динамики предпринимательства», проводившееся с 1998-го по 2009 год и включавшее ежегодный опрос предпринимателей. Говоря о выводах, которые были сделаны после завершения исследования, Александр Чепуренко подчеркнул, что для поддержания лонгитюдов крайне важно проводить летние школы для интересантов или воркшопы, что, собственно, и делает ФОМ в партнерстве с НИУ ВШЭ.
Следующий этап мараФОМа был посвящен опыту академического анализа данных Лонгитюда. Ученицы Александра Чепуренко Анастасия Егорова, Татьяна Цыбикжапова и Дина Малекова представили свои научные работы – «Факторы жизнестойкости российских малых предпринимателей в условиях экзогенных шоков 2021–2022 годов», «Факторы инновационного поведения малых предпринимателей в период внешних шоков» и «Особенности стратегий предпринимателей третьего возраста в условиях внешних шоков».
А сам профессор «Вышки» сделал обзор российских и международных научных журналов и рассказал о возможностях и особенностях подготовки публикаций в них. Александр Чепуренко дал аудитории несколько практических советов, как выбрать первоклассные издания и адаптировать статьи под их требования.
В рамках третьего, заключительного, этапа мараФОМа аудитории был представлен прикладной анализ данных Лонгитюда. Так, ведущий специалист лаборатории анализа данных Екатерина Пушкина рассказала о том, какие бизнесы успешнее адаптировались к новой реальности. Как показывает исследование, это не зависящие от зарубежных поставок, ориентированные на потребителей с высокими доходами бизнесы, а также те, у которых появились новые виды деятельности.
А специалисты группы «Финансовое поведение» Юлия Дормидонтова и Анастасия Берсенева рассказали, как предприниматели воспринимали санкции и частичную мобилизацию, с какими проблемами они сталкивались и как их решали. По словам Юлии Дормидонтовой, ожидания предпринимателей относительно условий ведения бизнеса в этом году, в сравнении с ожиданиями в прошлом году, существенно не изменились, что говорит о высокой адаптивности российского малого бизнеса.
Аудитория очень живо воспринимала все доклады: звучало много вопросов, гипотез, предложений по улучшению исследований.
В заключение Александр Чепуренко отметил, что «Вышка» может помочь ФОМу в достраивании академической инфраструктуры проекта посредством публикации научных статей, основанных на данных Лонгитюда, в рейтинговых журналах, и обозначил порядок работ по их подготовке.