Профессиональные знания и опыт участников Лонгитюда в I квартале 2025 года
Предприниматели поделились оценкой своих компетенций, а также рассказали про обучение для повышения квалификации
Для корректного отображения графиков на телефоне поверните его горизонтально.
Большинство (78%) предпринимателей – участников Лонгитюда в I квартале 2025 года посчитали свои знания и опыт достаточными для ведения бизнеса, причем эта уверенность оказалась выше у старшего поколения (56 лет и старше). О нехватке знаний и опыта сообщили 20%, среди них большинство планируют пройти обучение, связанное с их бизнесом (чаще всего предприниматели говорили о самообразовании).
Самооценка участниками Лонгитюда своих знаний и опыта
Общая уверенность: в основном предприниматели оценили свой уровень знаний и опыта как достаточный для ведения профессиональной деятельности. Этот показатель незначительно вырос за последние три года (с 75% в I квартале 2023 года до 78% в I квартале 2025 года). В последней волне (15-я волна Лонгитюда, январь – февраль 2025 года) лишь 20% считали свои знания и опыт недостаточными.
Возрастные различия: уверенность в своих компетенциях оказалась заметно выше у предпринимателей старшей возрастной группы (56 лет и старше): 84% из них считают свои знания и опыт достаточными. Это может быть связано как с большим опытом в бизнесе, так и с общим жизненным опытом.
Потребности в знаниях и опыте
Ключевые области нехватки знаний и опыта: у тех 20% предпринимателей, кто считает свои компетенции недостаточными, в I квартале 2025 года наиболее остро ощущалась нехватка знаний и опыта в области правовых норм, оформления договоров, ведения отчетности (41%), методов управления бизнес-процессами (39%), методов продвижения товаров и услуг (38%).
Динамика потребностей: за три года значительно снизилась доля тех, кому не хватает знаний в управлении бизнес-процессами (с 47% в 2023 году до 39% в 2025 году) и продвижении товаров и услуг (с 49 до 38% соответственно).
* Вопрос задавался тем, кто считает, что знаний и опыта недостаточно, – отвечали 20% респондентов.
Обучение: планы и опыт
Реальный опыт обучения: за последние полгода обучение проходили 20% участников Лонгитюда, в то время как большинство (78%) не получали новых знаний для ведения бизнеса.
Намерения проходить обучение: среди тех, кто ощущает нехватку знаний, 66% предпринимателей планируют восполнить этот пробел.
Предпочитаемые способы обучения: наиболее популярным способом восполнения знаний в I квартале 2025 года стало самообразование – его выбрал 41% из тех, кому недостаточно знаний и опыта. Следующие по популярности – посещение профильных мероприятий (25%) и обращение за помощью к более опытным коллегам (23%).
Динамика способов обучения: здесь первое место также занимает самообразование. Его популярность за три года заметно выросла (с 34% в I квартале 2023 года до 41% в I квартале 2025 года), в то время как популярность дополнительного обучения/переподготовки снизилась (с 26 до 16% за тот же период).
Вы планируете восполнить недостаток знаний или опыта?**
данные в % от групп
** Полная формулировка вопроса: «В ближайшее время вы планируете или не планируете восполнить недостаток знаний или опыта? Если да, то каким образом?»
Вопрос задавался тем, кто считает, что знаний и опыта недостаточно, – отвечали 20% респондентов.
*** Вопрос задавался тем, кому знания и опыта недостаточно для той деятельности, которую они ведут, – отвечали 23% респондентов в 2023 году, 22% респондентов в 2024 году и 20% респондентов в 2025 году.
Связь обучения с другими факторами
Обучение и самооценка знаний и опыта: те, кто считает свои знания недостаточными, за период с августа 2024 года по январь 2025 года ожидаемо проходили обучение чаще (27%), чем те, кто уверен в своих знаниях. Можно предположить, что участники Лонгитюда, проходя обучение, лучше понимают нюансы ведения бизнеса и в связи с этим имеют дальнейшую потребность в повышении компетенций. Также это может быть связано как с потребностью в постоянном развитии себя и своего бизнеса в целом, так и с тем, что полученное обучение могло не принести ожидаемых результатов.
Направления обучения: наиболее популярными направлениями стали методы продвижения товаров и услуг (6%), а также методы управления бизнес-процессами и обучение или же повышение квалификации в сфере ведения бизнеса (по 5%). По сравнению с прошлым годом данные значения практически не изменились.
Обучение и бизнес-показатели: обучение чаще проходили те предприниматели, чей бизнес показывал положительную динамику в IV квартале 2024 года. Например, среди тех, у кого вырос доход, обучение прошли 32%, а среди тех, у кого вырос спрос, – 27% (против 20% в среднем по выборке). Также те, чьей бизнес-стратегией за IV квартал 2024 года был рост, и те, у кого вырос спрос на продукцию и услуги, чаще, чем в среднем по выборке, говорили о том, что чему-либо обучались (по 27%).
Среди тех, кто улучшил свои позиции в IV квартале 2024 года по отношению к III кварталу, обучение прошли 26%, что косвенно может подтверждать гипотезу о том, что обучение положительно влияет на рост показателей и по его итогам предприниматели корректируют работу некоторых аспектов бизнеса.
Обучение и технологии: участники Лонгитюда, использовавшие интернет-технологии в IV квартале 2024 года, также чаще проходили обучение. Обучались те, кто использовал онлайн-продажи (29%), интернет-решения для продвижения товаров и услуг (28%), средства для организации рабочих процессов (26%), а также электронный документооборот (23%). Возможно, некоторые предприниматели внедрили технологии в свой бизнес или смогли использовать технологические средства более результативно после прохождения обучения.
Иные отличительные признаки: те, кто ожидал ухудшения ситуации в I квартале 2025 года, обучались реже: 85% из них не проходили обучение. Для сферы услуг более характерно прохождение обучения, что может быть связано со спецификой отрасли (только 72% обучение не проходили).
Иные отличительные признаки
данные в % от всех опрошенных
Таким образом, участники Лонгитюда преимущественно высоко оценили свои знания и опыт. Такая оценка более характерна для предпринимателей старшего возраста. Те, кто ощущает недостаток знаний, чаще имеют опыт обучения, чем все предприниматели. В то же время большинство из них готовы обучаться в дальнейшем. Вероятно, они воспринимают обучение как инструмент развития и роста бизнеса и внедрения новых технологий. Общая динамика за три года замеров практически не изменилась, также почти сравнялись доли сфер, названных предпринимателями, в которых им недостаточно опыта и в которых они планируют пройти обучение. Возможно, это связано с опытом прохождения обучения в прошлом и ростом количества образовательных курсов, тренингов и иных способов обучения.
__________
Источник данных
Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ.
Выборка 15-й волны – 711 респондентов. Сроки проведения: 20 января – 18 февраля 2025 года.
Выборка 11-й волны – 733 респондента. Сроки проведения: 16 января – 14 февраля 2024 года.
Выборка седьмой волны – 759 респондентов. Сроки проведения: 17 января – 18 февраля 2023 года.
Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.