ПРИМ: предприниматели во II квартале 2024 года

Результаты седьмой волны исследования

qr-code
ПРИМ: предприниматели во II квартале 2024 года

Во II квартале 2024 года большинство предпринимателей считали свое финансовое положение хорошим, а треть планировала расширение штата. Рассказываем, с каким настроем предприниматели смотрят в будущее и какие меры поддержки считают наиболее полезными для своего бизнеса.

Финансовое положение и ожидания предпринимателей

Согласно результатам седьмой волны ПРИМа («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») – совместного проекта ФОМа, Сбера и Минэкономразвития России, финансовое положение предпринимателей во II квартале 2024 года оставалось стабильным. Более половины опрошенных (58%) оценивали свое положение как удовлетворительное. 

 

* Позиция «затрудняюсь ответить» на графике не представлена, так как набрала менее 1% ответов

По сравнению с I кварталом увеличилась доля предпринимателей, которые сообщали о росте выручки за последние три месяца (22% во II квартале против 14% в I квартале). В то же время на 9 п. п. уменьшилось число предпринимателей, выручка которых за аналогичный период снизилась (25% во II квартале против 34% в I квартале). 

 

С апреля по июнь 2024 года штат наемных работников у большинства предпринимателей (72%) оставался неизменным. Расширили его 14% предпринимателей и столько же сократили число работников. По-прежнему у 32% предпринимателей в планах – увеличение числа работников в ближайшие три месяца (с июля по сентябрь), однако в сравнении с I кварталом планировать такое расширение они стали осторожнее. 

 

Говоря о предстоящих шести месяцах (с июля по декабрь), 49% предпринимателей отметили, что смотрят в будущее скорее с уверенностью и оптимизмом – в основном это предприниматели в возрасте 35–45 лет (57%), мужчины (54%) и те, чьим основным заказчиком является государство (57%). Вероятно, предприниматели этой возрастной категории и с такой спецификой бизнеса чувствуют себя более устойчивыми. При этом предприниматели в возрасте от 46 до 55 лет (53%), женщины (62%) и ведущие бизнес в городах с населением 500 тыс. человек и более (54%) сказали, что чувствуют себя более тревожно. Предположительно, повышение уровня тревожных настроений и снижение оптимизма связано с предстоящей налоговой реформой, так как в настоящее время не все предприниматели понимают, каким образом изменения отразятся на их бизнесе. 

 

От ситуации в экономике страны в ближайшие шесть месяцев (с июля по декабрь 2024 года) предприниматели стали чаще ожидать стабильности – тех, кто считает, что изменений в экономике не будет, стало больше на 6 п. п. (37%) по сравнению с I кварталом. Возможно, ожидание стабильности способствовало тому, что предприниматели стали чаще строить планы на полгода и более – доля таких предпринимателей возросла до 62%, что на 6 п. п. больше, чем в I квартале. 

 

Востребованные меры поддержки для микро- и малого бизнеса

О том, что государство предоставляет бизнесу различные меры поддержки, что-либо известно 58% предпринимателей. Среди тех, кто что-либо знает о господдержке, обращались за ее получением 47% предпринимателей, еще 8% планировали обратиться. Большинство из тех, кто обращался за господдержкой, делали это более года назад (61%). 

 

В числе наиболее популярных мер среди обращавшихся за господдержкой – субсидирование, финансовая помощь (33%), а также господдержка в получении кредита, льготное кредитование (30%). Далее с большим отрывом – получение грантов (12%).  

Некоторые предприниматели сообщили, что обращались к государству за помощью во время пандемии (10%) и за налоговыми льготами (5%). Юридические лица обращались за господдержкой чаще, чем индивидуальные предприниматели (56 и 42% соответственно).  

В целом наиболее полезными мерами господдержки малого бизнеса предприниматели считают специальные налоговые режимы (54%), льготное кредитование (40%), налоговые льготы (26%), возможность участия в госзаказе, госзакупках (14%). 

 

Наряду с поддержкой государства предприниматели используют поддержку для малого и микробизнеса со стороны банков, а также финансовых и иных компаний.  

Среди таких мер наиболее полезными предприниматели считают кредитные каникулы или отсрочки платежей (27%), льготную маркетинговую поддержку (26%), помощь в выходе на новые рынки (22%), IT-решения для бизнеса (22%), юридическую поддержку (21%), помощь в поиске сотрудников (21%), обучение бизнес-планированию и ведению бизнеса (19%). В целом полезными такие меры поддержки признают 74% предпринимателей.  

 

Результаты седьмой волны исследования свидетельствуют, что финансовое положение предпринимателей остается стабильным, наблюдается тенденция увеличения доли тех, кто строит долгосрочные планы. Владельцы бизнеса достаточно активно пользуются мерами государственной поддержки, особенно субсидированием и финансовой поддержкой, проявляют значительный интерес к мерам поддержки со стороны банков и финансовых компаний. Косвенно это говорит о том, что предприниматели стремятся к развитию или сохранению своего бизнеса, несмотря на трудности, с которыми они сталкиваются. 

__________

Источник данных  

ПРИМ. Опрос предпринимателей (владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство своим основным видом деятельности). Первая волна. Сроки проведения опроса: 29 сентября – 6 октября 2022 года, выборка – 600 человек. Вторая волна. Сроки проведения опроса: 9–13 марта 2023 года, выборка – 613 человек. Третья волна. Сроки проведения опроса: 29 мая – 1 июня 2023 года, выборка – 620 человек. Четвертая волна. Сроки проведения опроса: 11–14 сентября 2023 года, выборка – 614 человек. Пятая волна. Сроки проведения опроса: 22–27 ноября 2023 года, выборка – 616 человек. Шестая волна. Сроки проведения опроса: 1–6 марта 2024 года, выборка – 605 человек. Седьмая волна. Сроки проведения опроса: 4–9 июня 2024 года, выборка – 606 человек. 

Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.  

Юлия Дормидонтова, Зоя Егоршева
© 2024 ФОМ