ПРИМ: предприниматели в III квартале 2023 года

Динамика финансового положения и стратегий развития

qr-code
ПРИМ: предприниматели в III квартале 2023 года

В III квартале 2023 года положение малого бизнеса оставалось стабильным: 58% предпринимателей считали свое финансовое состояние удовлетворительным. Каждый третий (30%) надеялся на улучшение положения своего бизнеса в ближайшие 12 месяцев, еще 32% – на то, что оно останется на текущем уровне.  

По данным совместного проекта ФОМа, Сбера и Минэкономразвития «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ), в III квартале 2023 года ситуация у предпринимателей практически не изменилась. Так, 58% считали финансовое положение своего предприятия удовлетворительным. При этом 40% говорили о том, что за квартал оно не изменилось, а 19% отмечали улучшение. Кроме того, 54% сообщили о стабильности выручки. Каждый третий (30%) ожидал улучшения положения своего бизнеса в ближайшие 12 месяцев, еще 32% надеялись, что оно останется на текущем уровне. 

*Позиция «затрудняюсь ответить» на графике не представлена, так как набрала менее 1% ответов.

 

*Позиция «затрудняюсь ответить» на графике не представлена, так как набрала 1% ответов и менее.

 

Предпочитаемые стратегии по изменению масштаба бизнеса, о которых мы спрашивали в последних двух волнах ПРИМа, оставались неизменными. Так, в III квартале две трети предпринимателей (63%) не планировали ни расширять, ни сокращать свой бизнес в ближайшие три-шесть месяцев, как и во II квартале. О расширении думали 27% – почти столько же, сколько и в прошлом квартале. Не изменились и планы в отношении кадров: 41% респондентов не собирался ни расширять, ни сокращать штат. Это незначительно больше, чем в прошлом квартале, когда такой же стратегии придерживались 37% опрошенных. Об увеличении штата в III квартале думали 14% предпринимателей.  

*Вопрос задавался тем, у кого есть наемные работники. Позиция «затрудняюсь ответить» на графике не представлена, так как набрала 1% ответов и менее.

 

Бизнесмены уделяют много внимания вопросу привлечения потребителей. Более 90% предпринимают те или иные меры по повышению или удержанию спроса. На первом и втором местах – повышение качества товаров или услуг (54%) и поиск новых партнеров (50%). На третьем – создание более выгодных условий для постоянных клиентов, а также размещение рекламы в социальных сетях, интернете в целом (по 47%).  

При этом снизилась доля предпринимателей, занимающихся бизнесом ради выживания, а доля тех, для кого главным мотивом является самореализация, – выросла.  

* Представлены четыре основные причины.

** В I и II кварталах 2023 года позиция звучала как «желание самореализоваться, изменить мир».

*** Позиция, закодированная из позиций «другое». Кодировались позиции, набравшие 1% ответов и более.

 

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что большинство предпринимателей в III квартале, как и в предыдущем, ощущали себя достаточно уверенно и продолжали адаптироваться к турбулентной реальности. 

________________

Источник данных 

ПРИМ. Опрос предпринимателей (владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство своим основным видом деятельности). Первая волна. Сроки проведения опроса: 29 сентября – 6 октября 2022 года, выборка – 600 человек. Вторая волна. Сроки проведения опроса: 9–13 марта 2023 года, выборка – 613 человек. Третья волна. Сроки проведения опроса: 29 мая – 1 июня 2023 года, выборка – 620 человек. Четвертая волна. Сроки проведения опроса: 11–14 сентября 2023 года, выборка – 614 человек. Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%.  

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления. 

Людмила Преснякова, Юлия Дормидонтова
© 2024 ФОМ