ПРИМ: потребность предпринимателей в обучении

Каждый третий респондент за последние три года проходил какие-либо образовательные программы

qr-code
ПРИМ: потребность предпринимателей в обучении

Три четверти предпринимателей отметили у себя нехватку тех или иных знаний. В первую очередь – юридических.

То, насколько предпринимателям хватает знаний и навыков для ведения бизнеса, а также имеют ли они достаточно возможностей для прохождения при необходимости дополнительного обучения, существенно влияет на успешность их деятельности. Поэтому в I квартале 2023 года в рамках совместного проекта ФОМа, Сбера и Минэкономразвития ПРИМ («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») мы решили узнать у предпринимателей об их потребностях в обучении, а также об опыте прохождения каких-либо образовательных программ. 

О том, что им не хватает каких-либо знаний или умений для ведения предпринимательской деятельности, нам сообщили 74% респондентов. В первую очередь они отмечали у себя недостаток юридических знаний (32% от всех респондентов, 44% от тех, кому не хватало каких-либо знаний или навыков). Также они часто говорили о нехватке знаний в сфере бухгалтерского учета (27% от всех респондентов, 36% от тех, кому не хватало каких-либо знаний или навыков) и знаний о способах продвижения товаров, услуг (23 и 32% соответственно). Пройти обучение планировали почти 40% предпринимателей, которым не хватало умений или знаний. 

 

В последние три года каждый третий предприниматель проходил какие-либо учебные программы, посещал курсы. При этом большинство оценивают результаты обучения положительно: 41% проходивших обучение по его итогам смог лучше выстроить рабочие процессы и взаимодействие с заказчиками, у 25% увечились доходы и/или сократились расходы, у 23% повысилась узнаваемость продукции или услуг.  

В целом можно сделать вывод: достаточно большая доля предпринимателей испытывает потребность в том или ином повышении квалификации. При этом обучение проходила и/или планирует пройти значительно меньшая доля.  

Это может быть связано как с тем, что часть предпринимателей предпочитает восполнять пробелы в знаниях и умениях самостоятельно, так и с тем, что им не хватает времени или не подходит график доступных занятий. В этом случае при подготовке программ важно выстраивать их так, чтобы предприниматели могли интегрировать их в свой плотный рабочий график. 

Также немаловажной причиной того, почему предприниматели не посещают образовательные мероприятия, может быть отсутствие подходящих программ в принципе или в конкретном регионе. Так, согласно Индексу предпринимательской образовательной активности (Индекс ПОА), отражающему востребованность образовательных программ в сфере предпринимательства и вовлеченность в них населения России, нынешнее предложение обучающих программ для предпринимателей не в полной мере соответствует существующему спросу. Как отмечается в отчете об Индексе ПОА, в среднем в регионах РФ только 11,23% спроса на обучение в сфере предпринимательства удовлетворяется за счет обучающих программ. Некоторые программы представлены избыточно, некоторые, напротив, недостаточно. Таким образом, чтобы предприниматели получали доступ именно к тем программам, которые им нужны, эти факторы также важно учитывать при подготовке образовательных программ.  

_____

Источник данных 

ПРИМ. Опрос предпринимателей (владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство своим основным видом деятельности). Вторая волна. Сроки проведения опроса: 9–13 марта 2023 года, выборка – 613 человек. Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%.  

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления. 

Юлия Дормидонтова
© 2024 ФОМ