ПРИМ: как владельцы малого бизнеса проводят свободное время

Чтение, спорт и другие хобби предпринимателей

qr-code
ПРИМ: как владельцы малого бизнеса проводят свободное время

В I квартале 2024 года мы узнали о том, чем увлекаются предприниматели помимо бизнеса – наличие свободного времени подтвердили 90% опрошенных. Более половины в последние три месяца читали книги, а о наличии хобби сообщило подавляющее большинство.

В I квартале 2024 года, в рамках шестой волны ПРИМа («Предприниматели России: исследовательский мониторинг»), совместного исследования ФОМа, Сбера и Минэкономразвития России, ФОМ решил узнать, чем живут предприниматели помимо работы – как проводят свободное время, чем увлекаются и интересуются. Для этого в первую очередь предпринимателей спросили о наличии свободного времени, хватает ли им его. О полном отсутствии свободного времени заявили только 9% предпринимателей. О том, что свободного времени им недостаточно, сказали 43%, чуть больше – 47% – сообщили, что свободного времени им хватает.  

О наличии хобби или любимых занятий сказали 83% предпринимателей.  

 

Самым популярным увлечением оказался спорт (у 35% из подтвердивших наличие хобби), в особенности пользуются популярностью туризм, лыжи и сноуборд, хоккей, футбол и плавание.  

Несмотря на плотный рабочий график, многие предприниматели находят время для чтения. Читали книги в последние три месяца более половины из них (58%). Интенсивность чтения разная: от одной до двух книг прочли 26%, от трех до четырех – 13%, пять и более книг – 20%.   

 

Среди любимых жанров предпринимателей: исторические романы (36%), научно-популярная литература (34%), фантастика и фэнтези (32%), классика (31%), бизнес-литература (29%), книги по саморазвитию (28%), детективы (20%). Нет любимых жанров только у 1% предпринимателей, не любят читать лишь 2%. Мужчины чаще читают научно-популярную литературу и фантастику, фэнтези, а женщины – классику, книги по саморазвитию и детективы. 

 

_____

* Представлены пять самых популярных жанров.

Наиболее сильное впечатление на предпринимателей произвели произведения Михаила Булгакова (13%), Льва Толстого (11%), Федора Достоевского (8%).  

 

______

** Представлены пять самых популярных авторов.

Таким образом, результаты шестой волны ПРИМа позволили нам увидеть предпринимателей не только как представителей бизнеса с их профессиональными целями, проблемами и успехами, но и как очень разносторонних людей, больше узнать об их интересах и хобби. 

_______________

Источник данных  

ПРИМ. Опрос предпринимателей (владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство своим основным видом деятельности). Шестая волна. Сроки проведения опроса: 1–6 марта 2024 года, выборка – 605 человек. 

Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.  

Юлия Дормидонтова, Зоя Егоршева
© 2024 ФОМ