ПРИМ: как малый бизнес работает с зарубежными контрагентами

Актуальные особенности взаимодействия и ключевые барьеры

qr-code
ПРИМ: как малый бизнес работает с зарубежными контрагентами

Для многих предпринимателей работа с партнерами, поставщиками или покупателями из других стран является важным ресурсом, который открывает новые возможности и перспективы развития. Рассказываем, с кем работает малый бизнес за границей, с какими проблемами он столкнулся в начале 2024 года и что изменилось в работе с зарубежными контрагентами за год.

В рамках шестой волны ПРИМа («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») – совместного проекта ФОМа, Сбера и Минэкономразвития России, мы узнали у предпринимателей о том, как они ведут работу с другими странами и каковы особенности взаимодействия, а также спросили тех, кто не взаимодействует с зарубежными контрагентами, есть ли желание попробовать и что их останавливает, какие барьеры они отмечают.  

Шестая волна ежеквартального исследования была проведена в марте 2024 года в формате телефонного опроса. В исследовании приняли участие 605 владельцев ООО и ИП со всей России, считающих предпринимательство своим основным видом деятельности. 

С кем работают предприниматели

В I квартале 2024 года с зарубежными контрагентами сотрудничали чуть больше четверти предпринимателей. В сравнении с прошлым годом, доля таких предпринимателей возросла всего на 1 п. п. 

 

В основном в I квартале 2024 года предприниматели сотрудничали с контрагентами из Китая (19%), Белоруссии (7%), Казахстана (5%), Турции (4%).  

Предприниматели, взаимодействовавшие с Китаем, чаще других отмечали, что их бизнес находится на стадии расширения (32%). Они также чаще планировали как его расширение в ближайшие три-шесть месяцев (27%), так и расширение штата сотрудников в ближайшие три месяца (29%). Кроме того, по сравнению с I кварталом 2023 года, в I квартале 2024 года доля тех, кто взаимодействует с Китаем, незначительно увеличилась – на 4 п. п. 

На первом месте среди контрагентов, с которыми взаимодействовали предприниматели за границей, были поставщики (62%), на втором – посредники (38%) и на третьем – покупатели (20%).  

 

Среди предпринимателей, которые работают с контрагентами из других стран, 67% имеют относительно продолжительный опыт взаимодействия (два года и более), 18% – от года до двух лет. Новые связи с контрагентами за последний год наладили 14% предпринимателей.  

 

При этом в I квартале 2024 года 44% предпринимателей отметили, что работать с контрагентами из-за рубежа в последние полгода стало тяжелее, 38% изменений не заметили, а 6% сказали, что работать стало легче.  

Способы расчета с контрагентами за границей

Предприниматели назвали два основных способа расчета с контрагентами за границей – это наличный или безналичный расчет на территории России (42%) и переводы за границу через российские банки, не входящие в санкционный список (39%). В равных долях присутствуют те, кто производит расчеты через официальных и неофициальных посредников за рубежом (по 10%). 

Проблемы в работе с другими странами

В пятерку самых распространенных проблем, с которыми сталкивались предприниматели, работавшие с зарубежными контрагентами, вошли: 

  • проблемы с платежами (47%); 
  • логистические проблемы (47%); 
  • таможенные проблемы, например, с таможенным оформлением, пошлинами (32%); 
  • политическая или экономическая нестабильность в стране контрагента (11%); 
  • недостаток знаний о законодательстве в стране контрагента (8%). 

Вопрос о самых распространенных проблемах работы с зарубежными контрагентами также задали предпринимателям, которые не работают с другими странами, но хотели бы начать это делать. Стоит отметить, что масштаб некоторых проблем такие предприниматели оценивали как более существенный, чем те, кто уже сотрудничает с другими странами. Например, проблему различий в стандартах ведения бизнеса отметили 16% не работающих с иностранными контрагентами предпринимателей и всего 5% работающих. Также несколько преувеличен риск возникновения проблем, связанных с различиями культуры и традиций (отметили 11% не работающих с зарубежными странами и 4% работающих).  

 

Одновременно этот вопрос позволил выявить области получения знаний для желающих сотрудничать с зарубежными контрагентами: это изучение иностранного языка для преодоления языкового барьера и компенсация недостатка знаний о законодательстве в стране контрагента. Те, кто хотел бы сотрудничать с зарубежными контрагентами, отмечали эти проблемы значительно чаще, чем те, кто уже сотрудничает.  

Перспективы расширения сотрудничества предпринимателей с зарубежными контрагентами

О желании сотрудничать с контрагентами из других стран в I квартале 2024 года заявили 53% предпринимателей, что в сравнении с прошлым годом ниже на 9 п. п. Такое снижение произошло за счет уменьшения доли тех, кто не сотрудничает, но хотел бы сотрудничать. Возможно, это произошло потому, что те, кто попробовал, получили неудачный опыт или же у тех, кто был заинтересован в сотрудничестве, возникли сложности с тем, чтобы разобраться с правилами взаимодействия с другими станами.  

 

В целом число предпринимателей, которые пока не ведут международного сотрудничества, возросло по сравнению с I кварталом 2023 года. В свою очередь, число тех, кто уже сотрудничает и хочет расширения, осталось почти таким же, как и год назад. Это может быть связано, с одной стороны, с возникновением сложностей в выстраивании международного сотрудничества, а с другой – с наличием пробелов в знаниях о законодательстве других стран и языковым барьером. Среди сотрудничающих с зарубежными контрагентами предпринимателей подавляющее большинство составляют те, кто работает больше года (85%). 

Наиболее популярными странами, с которыми предприниматели хотели бы сотрудничать активнее или же начать сотрудничество, являются Китай (29%), Белоруссия (19%), Казахстан (13%), Турция (12%) и Индия (11%).  

 

Основываясь на результатах опроса, можно предположить, что для активизации международного сотрудничества владельцам малого и микробизнеса необходимы меры поддержки, в частности юридической, и услуги, направленные на разъяснение особенностей взаимодействия с конкретными странами, ведь запрос на сотрудничество присутствует у каждого третьего предпринимателя.  

_______________

Источник данных  

ПРИМ. Опрос предпринимателей (владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство своим основным видом деятельности). Вторая волна. Сроки проведения опроса: 9–13 марта 2023 года, выборка – 613 человек. Шестая волна. Сроки проведения опроса: 1–6 марта 2024, выборка – 605 человек. 

Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 п. п. из-за накопления погрешностей округления.  

Зоя Егоршева
© 2024 ФОМ