ПРИМ: искусственный интеллект в микро- и малом бизнесе

Как предприниматели используют ИИ и чего ожидают в связи с его развитием

qr-code
ПРИМ: искусственный интеллект в микро- и малом бизнесе

За последние 12 месяцев 72% предпринимателей использовали технологии искусственного интеллекта в быту, 45% – в бизнесе.

В июле 2023 года рамках совместного проекта ФОМа, Сбера и Минэкономразвития «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) было проведено исследование, как искусственный интеллект (ИИ) используется в микро- и малом бизнесе. 

В начале отметим, что термин «искусственный интеллект» знаком большинству предпринимателей: у 75% он вызывает разнообразные ассоциации, многие из которых имеют обобщенный характер. Чаще всего предприниматели называли программирование, компьютерные и информационные технологии (17%) и нейросети для генерации текстов, изображений или видео (17%). Далее по популярности – автоматизация, упрощение процессов, в том числе бизнес-процессов (13%). Кроме того, предприниматели достаточно часто говорили о роботах и машинном обучении (8%), автоответчиках, автообзвоне и чат-ботах (8%), голосовых помощниках (6%), системах слежения и распознавания лиц (5%), а также об обработке и анализе информации (5%). При этом 25% затруднились с ассоциациями, а 1% заявил, что ИИ просто не существует. По этому значительному разбросу ответов можно предположить отсутствие четкого представления о технологиях ИИ у многих предпринимателей.  

 

Лучше всего об искусственном интеллекте осведомлены молодые предприниматели – в возрасте от 18 до 39 лет. Среди них ассоциации назвали 83%. В группе возрастных предпринимателей (56 лет и старше) таких заметно меньше – чуть больше двух третей (68%). 

Использование ИИ пока больше распространено в быту, чем в бизнесе: в последние 12 месяцев 72% предпринимателей использовали его в личных целях, 45% – в профессиональной деятельности. Основные технологии ИИ, которые использовали предприниматели, – это распознавание речи и перевод ее в текст (16%), автоматизация взаимодействия с клиентами (13%), нейросети для генерации изображений, видео (13%), распознавание и анализ изображений (13%), настройка рекомендательных систем, рекламных рассылок (11%) и анализ данных и прогнозирование (11%). 

 

В целом предприниматели достаточно высоко оценили эффективность использования технологий ИИ: 78% тех, кто применял их в своем бизнесе, увидели для себя пользу (35% от всех опрошенных), а потому можно ожидать, что хотя бы часть из них продолжит интегрировать эти технологии в свою деятельность. 

 

Основные преимущества ИИ, по мнению предпринимателей, использовавших его в бизнесе, – освобождение времени для решения других задач (56% от тех, кто использовал ИИ в бизнесе, 25% от всех опрошенных), высокая скорость решения задач (50 и 23% соответственно), экономия на сотрудниках и аутсорсерах (35 и 16% соответственно).  

 

Основные недостатки ИИ, по мнению предпринимателей, – это неготовность их бизнеса к такой работе (35% от тех, кто использовал ИИ в бизнесе, 16% от всех опрошенных) и низкое качество результатов, ошибки (30 и 14% соответственно). Кроме того, часть предпринимателей сказала, что ИИ в бизнесе оказался не применим (23 и 10% соответственно). Последнее может быть связано как со спецификой бизнеса, так и с тем, что не все предприниматели пока понимают, каким образом они могут интегрировать ИИ в свою деятельность. К тому же данный список недостатков говорит о том, что, с одной стороны, многие технологии ИИ еще нуждаются в совершенствовании, с другой – что предпринимателям может требоваться помощь в том, чтобы развить свой бизнес до уровня, на котором ИИ окажется им полезен. 

 

В целом же предприниматели достаточно позитивно настроены по отношению к ИИ. Так, половина предпринимателей (50%) полагает, что расширение применения технологий ИИ принесет российской экономике больше пользы, чем вреда. Треть (30%) ожидает и того и другого в равной степени. И только 9% считают, что вреда окажется больше, чем пользы.  

 

Также лишь небольшая доля предпринимателей опасается того, что ИИ заменит собой сферу их бизнеса (3%). Почти две трети (61%) ожидают, что ИИ в нее интегрируется, но не заменит ее, а треть (34%) – что он никак на нее не повлияет. К интерпретации последнего, как и к ответам некоторых предпринимателей о том, что ИИ их бизнесу оказался не нужен, важно подходить с осторожностью. С одной стороны, нельзя отрицать тот факт, что не для всех сфер бизнеса внедрение ИИ – особенно на текущем этапе – полезно и оправданно. С другой – важно учитывать тот факт, что уверенность предпринимателей в том, что ИИ на их сферу никак не повлияет, может быть связана с недостатком информированности об этих технологиях.  

 

Несмотря на то что большой процент предпринимателей положительно относится к возможности внедрения ИИ в свою деятельность, на данный момент в открытии своего бизнеса в сфере технологий ИИ заинтересован очень небольшой процент. Только у 2% уже есть такой бизнес, 4% обдумывают возможность его открытия.  

 

Подводя итог, можно сказать, что технологии ИИ сейчас находятся на начальном этапе своей интеграции в мир микро- и малого бизнеса. Очевидно, что части предпринимателей не хватает информированности, а кому-то, возможно, и интереса к ИИ. В связи с тем, что его развитие идет крайне активно, важным сейчас является повышение знаний предпринимателей об этих технологиях, о том, как они могут применять их именно в своей сфере, возможно – обучение предпринимателей их использованию и внедрению в свой бизнес, знакомство с потенциальными проблемами и рисками применения ИИ, а также со способами с этими трудностями и рисками справиться. 

________________

Источник данных 

ПРИМ. Искусственный интеллект в микро- и малом бизнесе: практики и оценки перспектив. Опрос предпринимателей (владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство своим основным видом деятельности). Сроки проведения опроса: 25–27 июля 2023 года, выборка – 500 человек. Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 5,3%.  

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления. 

Юлия Дормидонтова
© 2024 ФОМ