Бизнес-климат в стране: сравнение 2022 и 2023 годов

Результаты второй волны опроса населения в рамках проекта ПРИМ

qr-code
Бизнес-климат в стране: сравнение 2022 и 2023 годов

В сравнении с предыдущим годом население в возрасте 18–64 лет стало позитивнее оценивать бизнес-климат в стране: с 39 до 46% выросла доля тех, кто считает условия для начала бизнеса в России благоприятными. О планах начать свое дело в ближайшие три года, как и год назад, сообщили 30% опрошенных.

В IV квартале 2023 года прошла вторая волна опроса населения в возрасте от 18 до 64 лет включительно в рамках совместного проекта ФОМа, Сбера и Минэкономразвития России «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ). Как и в прошлом году, более 2000 респондентов ответили на вопросы о том, как они оценивают атмосферу для предпринимательской деятельности в России, а также о наличии у себя бизнеса и/или о планах открыть свое дело.

Вовлеченность в предпринимательскую деятельность

Как и год назад, 21% респондентов оказался в той или иной степени вовлечен в предпринимательскую деятельность (7% уже имели опыт предпринимательства ранее, для 14% этот опыт стал первым). 16% рассказали, что когда-то были предпринимателями, но закрыли свое дело. Из них более половины – достаточно давно – более шести лет назад, чуть больше трети – от года до пяти лет назад, и только 6% – в течение последних 12 месяцев. Основные причины закрытия – низкие доходы от бизнеса или даже его банкротство, а также личные обстоятельства, такие как рождение ребенка, состояние здоровья, смена деятельности или передача бизнеса детям.

______

* 16% респондентов.

Чуть больше трети (36%) из тех, кто на данный момент вовлечен в предпринимательскую деятельность, только начинают развитие своего бизнеса: от проявления интереса к его открытию до воплощения в реальность свих бизнес-идей. Примерно такая же доля (34%) уже владеет бизнесом и предпринимает первые шаги к открытию очередного дела или только хотела бы открыть еще одно. Около трети (30%) имеет свое дело и на данный момент не заинтересована в открытии еще одного.

Каждый третий (35%) из тех, у кого уже есть свой бизнес или кто его только открывает, регистрирует его в качестве индивидуального предпринимателя. Каждый пятый (19%) видит себя самозанятым. Еще 13% планируют зарегистрировать юридическое лицо. Кроме того, треть (32%) на момент опроса еще не оформила свое дело. Больше всего таких среди тех, кто предпринимает первые шаги для создания своего дела и, скорее всего, еще просто не успел дойти до этапа регистрации.

______

** Вопрос задавался тем, кто владеет бизнесом, а также тем, кто не владеет бизнесом, затруднился с ответом или отказался ответить, но при этом предпринимал шаги, чтобы запустить новый бизнес. Отвечали 20% респондентов.

Планы открыть свое дело

О том, что у них достаточной знаний и квалификации для начала своего дела, заявили только 34% респондентов трудоспособного возраста, а 42% считают, что им таких компетенций не хватает. Каждый третий россиянин (34%) опасается начинать свое дело из страха потерпеть неудачу. Год назад ситуация была примерно такой же.

Так что вполне ожидаемо, что о планах открыть свой бизнес в ближайшие три года, как и в 2022 году, нам сказали всего 30% опрошенных россиян. Особенно часто об этом говорили студенты (53%) и респонденты в возрасте от 18 до 35 лет (41%). Основные мотивы для открытия бизнеса среди тех, кто планирует это сделать в ближайшие три года, – необходимость зарабатывать (38%) и желание самореализоваться (35%). О необходимости зарабатывать чаще говорили люди в возрасте от 56 до 64 лет, жители пгт и сел, а также люди со средним образованием и ниже, о желании самореализоваться – молодежь (18–35 лет) и жители городов-миллионников.

Чаще всего (32%) будущие предприниматели собираются регистрировать свой бизнес как индивидуальное предпринимательство. Однако довольно заметная часть (23%), рассуждая о будущем бизнесе, планирует работать на себя в статусе самозанятого. Еще 5% сказали, что собираются оформить свой бизнес как юридическое лицо. Чуть больше трети (36%) пока не представляют, как именно будет оформлен их бизнес, что логично: горизонт планирования в вопросе достаточно большой (три года), а потому у многих людей может еще не быть ясных представлений о своем будущем бизнесе.

______

*** Вопрос задавался тем, кто планирует в течение следующих трех лет организовать новый бизнес, индивидуальное предпринимательство или начать работать на себя. Отвечали 30% респондентов.

Отвечая на вопрос о том, какая помощь была бы им наиболее полезна при открытии нового бизнеса, большинство (59%) на первое место поставили стартовый капитал. Чаще, чем в среднем по выборке, он нужен мужчинам (63%). На втором месте – обучение и консультирование (30%). Чаще этот пункт называли женщины (38%) и те, для кого главный мотив для открытия бизнеса – самореализация (36%). На третьем – организационная и юридическая поддержка (28%). Чаще об этом говорили жители городов-миллионников.

Оценка предпринимательской атмосферы

В целом, по сравнению с прошлым годом, россияне в возрасте от 18 до 64 лет включительно стали позитивнее оценивать бизнес-климат. Так, с 39 до 46% выросла доля тех, кто считает условия для начала бизнеса в стране благоприятными. Кроме того, респонденты стали реже говорить, что условия для ведения бизнеса ухудшились (45% в 2022 году, 38% в 2023). Как и год назад, улучшений в ближайшие годы ожидает примерно половина опрошенных.

Кроме того, за год несколько выросла доля россиян, которые считают, что в нашей стране несложно начинать свой бизнес (с 39 до 43%), а также доля тех, кто ожидает, что в ближайшие шесть месяцев в их регионе будут хорошие условия для начала бизнеса (с 22 до 25%).

Жизненные ценности предпринимателей и населения в целом

Также в рамках опроса у россиян спросили о том, что для них является самым важным в жизни, чему они уделяют больше всего внимания в последнее время. Тремя главными ценностями россиян оказались семья и дети (65%), здоровье (43%) и финансовое благополучие (34%). Молодежь (18–35 лет) чаще говорила о важности самореализации, карьеры, общения с друзьями и свободного времени. Респонденты в возрасте 36–45 лет чаще выделяли семью и финансовое благополучие. Респонденты старшего возраста (56 лет и старше) – здоровье.

Кроме того, важно отметить, что вовлеченные в бизнес тоже на первое место поставили семью (64%). Однако они чаще, чем опрошенные в целом, говорили о важности финансового благополучия (41%) и самореализации (40%). Это говорит о том, что в предпринимательство часто идут люди, действительно мотивированные на активную деятельность и достижение результата.

______

**** Позиция, закодированная из позиции «другое».

В целом можно сделать вывод, что за прошедший год население стало более позитивно оценивать условия для занятия предпринимательской деятельностью. Вместе с тем важно отметить, что доли тех, кто готов ступить на путь предпринимательства, и тех, кто уже вовлечен в него, практически не изменились. Вероятно, это связано с тем, что доля сомневающихся в своих возможностях и доля опасающихся неудач в это сфере тоже не изменились. Поэтому для развития предпринимательской деятельности в стране может быть оправданно создание условий для обучения предпринимательскому делу как тех, кто уже делает первые шаги в этом направлении, так и тех, кто хотел бы заняться бизнесом, но не чувствует себя достаточно подготовленным. Также важно обеспечивать финансовую, информационную, организационную и юридическую поддержку начинающим бизнесменам, так как у тех, кто только запускает свой бизнес, есть на нее спрос.

_______________

Источник данных

Репрезентативный телефонный опрос населения от 18 до 64 лет включительно. География: Российская Федерация. Сроки проведения первой волны опроса: 7–15 декабря 2022 года. Выборка - 2217 человек. Сроки проведения второй волны опроса: 27 октября – 3 ноября 2023 года. Выборка – 2183 человека. Статистическая погрешность не превышает 2,4%.

Юлия Дормидонтова
© 2024 ФОМ