Кто стал участниками Панели и что можно изучать с ее помощью
По данным ФНС на май 2021 года, в России зарегистрировано 5,8 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. В этих компаниях и индивидуальных предприятиях (ИП) работают в общей сложности 15,5 млн человек. С учетом членов их семей ситуация в сфере малого бизнеса напрямую затрагивает 40–50 млн жителей нашей страны, то есть практически треть населения. Проблемы, с которыми малый бизнес столкнулся во время пандемии, отразились на жизни этого огромного числа людей.
В процессе изучения последствий пандемии для российского малого бизнеса в ФОМе оформилось отдельное направление – Социология малого бизнеса (Проект СМБиз). Основой его инфраструктуры стал особый исследовательский инструмент – Панель Малого бизнеса ФОМ.
Предприниматели – труднодоступная группа для исследований. В любых репрезентативных опросах со случайной выборкой группа предпринимателей составляет всего 4%. Поэтому, чтобы отобрать для исследования и опросить одну-две тысячи предпринимателей, требуется отсеять десятки тысяч респондентов. Идти таким путем очень затратно.
Панель Малого бизнеса ФОМ – это база предпринимателей, уже согласившихся принимать участие в опросах и готовых делать это с некоторой регулярностью. Таким образом, Панель открывает возможность для оперативных и сравнительно недорогих репрезентативных исследований целевой группы предпринимателей и представителей малого бизнеса.
Панель позволяет использовать разные методы исследований: опросы, интервью, фокус-группы и другие.
Регулярные и мониторинговые исследования. Отслеживание динамики настроений и мнений.
Тематические исследования. Отношение предпринимателей к конкретным событиям и решениям.
Изучение особенностей разных групп предпринимателей, отобранных по определенному признаку: отрасли, рынку, размерам бизнеса, региону, возрасту и др.
Формирование сообществ и рабочих групп. Участие предпринимателей-панелистов в мозговых штурмах, тестировании и доработке концепций и решений.
Лонгитюдные исследования. Многолетняя индивидуальная работа с конкретными участниками – отслеживание личных и предпринимательских траекторий.
Участников Панели мы отбираем из всероссийских репрезентативных опросов ФОМа, в основе которых всегда лежат методы случайного отбора респондентов. Это отличает нашу Панель от других подобных проектов, в которых пополнение базы происходит с помощью источников, не гарантирующих репрезентативность.
предприниматели из всех регионов России
31% ЦФО / 18% ПФО / 12% СЗФО / 12% СФО /11% ЮФО / 8% УФО / 4% ДФО / 3% СКФО
горожане и сельские жители: 26% – из мегаполисов / 41% – из городов среднего размера / 23% – из малых городов, пгт и сел
3000 предпринимателей участвуют в Панели на начало мая 2021 года. Каждый месяц Панель пополняется: к ней подключаются примерно 100 новых предпринимателей.
При включении в Панель предприниматели проходят установочный опрос для составления Паспорта панелиста, содержащего базовую информацию об участнике панели. В Паспорт входят сведения о сфере деятельности предприятия, основном потребительском сегменте, размере и динамике выручки, количестве наемных сотрудников и др. Результаты каждого последующего опроса можно сопоставлять с данными Паспорта и результатами предыдущих опросов. Так, с каждым новым опросом мы получаем все больше информации как о конкретном предпринимателе, так и об участниках Панели в целом.
1. Какие типы компаний присутствуют в панели?
Предприниматели, зарегистрировавшие свой бизнес в форме ИП (индивидуальные предприниматели), составляют 63% участников Панели, в форме юридического лица – 36%. Респонденты, определяющие себя как самозанятые, не приглашаются в Панель.
2. В каких отраслях ведут бизнес предприниматели?
Розничная торговля и оказание услуг населению – традиционные сферы для малого бизнеса, в большей степени они характерны для ИП. Бизнес юрлиц в два раза чаще связан со сферами строительства, оптовой торговли и промышленного производства. Заметная часть Панели представлена бизнесом из сферы профессиональных услуг (реклама, право, консалтинг).
3. На каких рынках специализируются предприниматели?
Специализация индивидуальных предпринимателей – сфера потребительских товаров и услуг, юридические лица чаще специализируются на работе на государственного заказчика.
4. Сколько сотрудников работает в компаниях предпринимателей?
Подавляющее большинство участников Панели – представители микропредприятий, в их компаниях работает меньше 15 сотрудников (критерий дохода также подтверждает статус большинства панелистов как представителей микробизнеса). Почти половина респондентов говорит о том, что работает без наемных сотрудников: среди ИП таких – 66%, а среди юрлиц – только 17%.
Стандартный профиль участника – Паспорт – включает в себя общую оценку предпринимателем влияния пандемии на его бизнес, информацию об изменениях разных показателей компании за кризисный год, а также детализированный реестр проблем, возникших у предпринимателя из-за кризиса.
1. Как предприниматели оценивают влияние пандемии?
Больше половины панелистов негативно оценивают последствия пандемии, и в этом вопросе нет никаких различий между юрлицами и ИП.
2. В какой стадии развития находятся компании предпринимателей после года пандемии?
Треть панелистов характеризуют текущее положение своих компаний как спад, еще треть говорят о стабильности.
3. Как изменилась выручка компаний за пандемический год?
У половины панелистов выручка в пандемический год снизилась. Но есть и те, кому удалось добиться роста по этому показателю, таких компаний – 17%.
4. С какими проблемами предприниматели столкнулись за время пандемии?
Наиболее крупные категории объединили проблемы, связанные со снижением доходов (59%), ограничением на ведение деятельности (28%) и ростом расходов (16%). Однако 21% предпринимателей говорят о пользе от пандемии. Один из главных полезных эффектов – внедрение в работу интернет-технологий (5%).
Проект «Социология малого бизнеса», частью которого является Панель, предполагает участие разных исследовательских групп, научных и бизнес-организаций. Исследователи и интересанты могут предлагать свои проекты, новые исследовательские вопросы и направления, в том числе для работы с Панелью.
Связаться с нами, рассказать о своих исследовательских идеях и предложить проект в области социологии малого бизнеса можно, написав на почту проекта: smbiz@fom.ru.