Одиннадцатая волна ПРИМа: креативные индустрии в малом бизнесе

Часто ли предпринимателям приходится решать задачи, требующие творческого подхода, и с какими трудностями они при этом сталкиваются?

qr-code
Одиннадцатая волна ПРИМа: креативные индустрии в малом бизнесе

О креативных индустриях знает или что-то слышала только треть предпринимателей (30%), но креативные задачи приходится решать большинству (71%). Привлекает внештатных специалистов для их решения 41% опрошенных, не привлекают – 30%.

Креативные индустрии – это индустрии, деятельность которых основана на творчестве и интеллектуальной собственности. Сюда относятся медиа, развлечения, информационные технологии, дизайн и искусство, а также другие сферы, где создание и распространение творческих идей является ключевым.  

(Формулировка из анкеты) 

В рамках 11-й волны исследования «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) – совместного проекта ФОМа, Сбера и Минэкономразвития России – мы спросили у предпринимателей о креативных индустриях* и творческих задачах в их бизнесе. 

Только 30% предпринимателей знают или что-то слышали о креативных индустриях, 69% сказали, что услышали о них впервые в ходе опроса. 

 

Чаще респонденты, которые знают или что-то слышали об этом понятии, считают, что оно связано с творчеством и нестандартными подходами к ведению дела (38%). Кроме того, предприниматели соотносят его с рекламой, маркетингом и привлечением клиентов (17%), а также с использованием новых технологий, искусственного интеллекта (13%). 

Четверть респондентов (25%) сказала, что их бизнес можно отнести к креативным индустриям. Интересно, что женщины-предприниматели отвечали так чаще, чем мужчины (38% против 22% соответственно). 

 

При этом решать креативные задачи в рамках работы так или иначе приходилось 71% респондентов.  

 

Чаще всего эти задачи были связаны с имиджем организации, например: создание маркетинговых фото- и видеоматериалов (42%), оформление интерьера офиса или торговой точки (33%), ведение социальных сетей (32%) и визуальное оформление сайта компании (31%). Более молодые респонденты (до 39 лет) чаще выполняли подобные задачи, чем респонденты старшего возраста (56 лет и старше).  

Среди предпринимателей есть те, кто делал это самостоятельно, с помощью штатных сотрудников (30%), и те, кто привлекал внешних специалистов (41%). 

 

Те, кто решал креативные задачи самостоятельно, не прибегая к найму специалистов извне, чаще всего поступали так из-за дороговизны подобных услуг (64% среди тех, кто не нанимает специалистов). Кроме того, 43% тех, кто не прибегает к помощи сторонних специалистов, считают, что самостоятельное решение творческих задач занимает меньше времени, а 32% полагают, что специалисты креативных индустрий не смогут понять специфику их бизнеса. Еще 32% утверждают, что в их бизнесе не возникает задач, требующих привлечения внештатных специалистов, то есть они справляются со всеми задачами самостоятельно, с помощью штатных сотрудников. 

Почти половина (47%) предпринимателей не сталкивалась с какими-либо трудностями при решении творческих задач с помощью внутренних ресурсов. Испытывали трудности 19%. В основном это были низкие профессионализм и творческий потенциал сотрудников, отсутствие инициативы (8%), высокая стоимость необходимых кадров (4%) и отсутствие личных компетенций (3%).

 

В свою очередь, подавляющее большинство предпринимателей, привлекавших внештатных специалистов, увидели положительные результаты их работы (98% среди тех, кто нанимал сторонних специалистов, или 40% среди всех опрошенных). Чаще всего это были привлечение новых клиентов (61% среди тех, кто нанимал внешних специалистов) и улучшение имиджа и узнаваемости товара или услуги (57% среди привлекавших аутсорсеров). Также предприниматели отмечали повышение эффективности маркетинговых кампаний (44%), повышение качества товара или услуги (37%) и внедрение инновационных решений или технологий (27%). Чуть реже они говорили об улучшении атмосферы в коллективе (22%), выходе на новые рынки (22%), повышении креативности сотрудников (18%) и привлечении инвестиций или получении грантов (6%). 

 

* Какие положительные результаты приносит вашему бизнесу использование внештатных специалистов из креативных индустрий?

При этом среди предпринимателей, привлекающих внештатных специалистов, есть те, кто сталкивался с различного рода трудностями (43% среди нанимавших сторонних специалистов, или 19% среди всех опрошенных). В первую очередь – с низким качеством оказания услуг, отсутствием какого-либо результата, некомпетентностью нанятых специалистов (16% среди нанимавших сторонних специалистов). Также предприниматели, работающие с аутсорсерами, жаловались на безответственность и несоблюдение сроков (11%), непонимание специфики сферы деятельности, поставленных задач (8%) и высокие расценки на услуги (7%). Некоторые из таких предпринимателей также упоминали сложность поиска квалифицированных сотрудников (4%), мошенничество и обман (3%), а также психологические сложности, трудности общения (3%).  

Таким образом, предприниматели не очень хорошо понимают, что такое креативные индустрии, однако большинство из них так или иначе решали какие-либо креативные задачи за последний год. Большинство предпринимателей склонны решать творческие задачи с помощью внешних специалистов, однако часть предпринимателей считает, что самостоятельно решать такие задачи дешевле и быстрее. При этом проблемы в процессе решения креативных задач возникают и у тех, и у других. Можно сделать вывод, что креативные индустрии – сфера с большим потенциалом, где точками роста являются как информированность об этой сфере предпринимателей, так и непосредственно качество предоставляемых услуг. 

____________________

Источник данных  

ПРИМ. 11-я волна. Опрос владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство основным видом деятельности. 

Срок проведения 11-й волны: 27 мая – 5 июня 2025 года, выборка – 614 человек. 

Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления. 

Мария Цимбал
© 2025 ФОМ