Малый бизнес – социальная прослойка, которая производит инициативы, обеспечивает развитие, в ней рождается живое и новое.
Александр Ослон, президент ФОМ
«Социология Малого Бизнеса» (СМБиз) – проект, в котором ФОМ вместе с Партнерами и экспертами изучает проблемы российского малого бизнеса и помогает формулировать решения для развития этой отрасли экономики.
По данным Федеральной налоговой службы, по состоянию на август 2021 года в России было зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В них заняты в общей сложности 14,6 млн человек. С учетом членов их семей ситуация в сфере малого бизнеса напрямую затрагивает не менее 40 млн жителей нашей страны. Касается она и огромного числа тех людей, которые каждый день обращаются к малому бизнесу за товарами и услугами.
Малый бизнес оказался в числе главных социальных жертв COVID-19. Ограничительные меры, ухудшение материального положения, изменение образа жизни и потребительских практик населения повлекли радикальное снижение спроса на товары и услуги, заставив предпринимателей адаптироваться к новым правилам пандемической реальности.
Изучением и описанием состояния малого бизнеса в новой социальной реальности и занимается проект СМБиз.
Целью проекта является получение актуальной информации о положении российского малого бизнеса, реальных проблемах и потребностях предпринимателей. Эта информация необходима для эффективной работы институтов развития предпринимательства, самих предпринимателей, а также для формирования в обществе адекватных представлений о малом бизнесе и его значимости.
Панель Малого Бизнеса ФОМ – ключевой инструмент для организации исследований в рамках проекта СМБиз. Сейчас в нее входят около 4000 предпринимателей из всех регионов России. Все они поделились с нами информацией о своем бизнесе и согласились участвовать в регулярных опросах и других исследованиях: фокус-группах, глубоких интервью и экспертных сессиях. То есть почти в любое время мы можем обратиться к ним и узнать у них ответы на актуальные – для отрасли, для региона, для бизнеса в целом – вопросы. И это будет в десятки раз дешевле, чем каждый раз заново собирать такое число труднодостижимых респондентов для каждого нового исследования.
Панель Малого Бизнеса ФОМ является репрезентативной, ведь ее участников мы отбираем из репрезентативных опросов населения, которые непрерывно проводит ФОМ. Основные данные о составе и участниках Панели Малого Бизнеса можно узнать на регулярно обновляющемся Табло Панели.
На Панели Малого Бизнеса уже проведен и проводится в регулярном режиме целый ряд исследований . Об их результатах можно узнать в разделе «Исследования» сайта СМБиз.
1. Структура МБ – ежегодный анализ изменений основных данных участников ПМБ и их компаний.
2. Проблемы МБ – анализ проблем, с которыми сталкиваются компании малого бизнеса, и факторов, препятствующих их развитию.
3. МБ и общество – изучение отношения к предпринимателям в обществе и представлений предпринимателей об этом отношении.
4. МБ и государство – изучение отношения предпринимателей к государству, мерам поддержки МБ, контроля и проч.
5. МБ и Пандемия – изучение последствий пандемии для бизнеса и жизни предпринимателей.
6. Антихрупкость МБ – выявление и обобщение опыта усиления компаний в условиях кризиса.
7. Психология МБ – изучение идентичностей, мотивов, характеров предпринимателей, их групповых эмоций и образов будущего.
8. Беседы о МБ – обсуждение тематики МБ с экспертами.
Лонгитюд Малого Бизнеса – уникальный долговременный проект по исследованию предпринимательства в России, инициированный ФОМом совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в 2021 году. Планируемая продолжительность Лонгитюда составляет 10 лет, на старте проекта в нем участвуют 768 предпринимателей.
Проект направлен на изучение долгосрочных изменений в российском малом бизнесе, а также на отслеживание жизненных траекторий компаний – циклов их развития под влиянием как экономических и социально-политических событий, так и важных событий в жизни предпринимателей – владельцев компаний.
В разных регионах России малый бизнес имеет свои особенности: отличаются и ключевые отрасли, и способы ведения бизнеса, и отношения с органами власти. Для того чтобы описать и объяснить эти особенности, понять, как придать импульс развитию региональной бизнес-экосистемы, необходима работа местных экспертов-исследователей, хорошо понимающих общественно-политическую и культурную жизнь своего региона. Именно таких экспертов объединил наш Консорциум по изучению Малого Бизнеса. Сейчас в него входят представители 30 компаний, занимающихся социологическими и маркетинговыми исследованиями в разных регионах страны.
Консорциум исследовательских компаний позволяет нам проводить масштабные межрегиональные исследования, с одной стороны, собирая опыт разных регионов в единую картину, а с другой стороны, внимательно относясь к изучению региональных бизнес-культур и экосистем.
Первым результатом такой совместной масштабной работы стал Доклад-2020 «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии».
Мы приглашаем исследователей, экспертов и коллективы для совместного поиска ответов на самые важные вопросы о малом бизнесе с использованием исследовательской инфраструктуры ФОМа.
Формат совместной работы может быть разным: у вас может быть уже сложившаяся команда и привлеченный грант, а может – только интересный вопрос, искренний энтузиазм и понимание пользы своего исследования. И если этот интерес окажется созвучным тому, что мы делаем, а польза проекта будет очевидна, в ряде случаев ФОМ может взять на себя предоставление необходимых для работы ресурсов.
________________
Ежегодные доклады Консорциума, а также монографии по результатам исследований проекта СМБиз, выступления участников проекта на конференциях и других тематических мероприятиях будут публиковаться в разделе «Инфопродукты» сайта СМБиз.