На секции «Проблема устойчивости малого бизнеса в мире турбоРеальности», в рамках которой социологи представили результаты исследований предпринимательства, особое внимание было уделено Проекту СМБиз
В первый день XIII Грушинской конференции, которая проходила 25–27 мая в Москве, Институт Фонда Общественное Мнение провел масштабную секцию «Проблема устойчивости малого бизнеса в мире турбоРеальности», в рамках которой исследователи обсуждали методики и подходы к изучению малого бизнеса, а также актуальные тренды в этом сегменте. Программными директорами секции выступили руководитель коммуникационного развития партнерской сети Роман Бумагин и руководитель группы «Финансовое поведение» инФОМа Людмила Преснякова.
Социологи ФОМа представили шесть докладов на основе количественных и качественных исследований малого бизнеса. Особое внимание было уделено Проекту СМБиз. Так, руководитель группы «Организация телефонных опросов и обеспечение выборок» Тимур Османов рассказал о принципах формирования и преимуществах репрезентативной Панели Малого Бизнеса. Он подчеркнул, что Панель – это не только база из 7760 респондентов, но и выстроенная система коммуникации с ними, поскольку предпринимателям с определенного номера, который они знают, звонят специально обученные интервьюеры, знакомые с бизнес-тематикой.
Аудитории был представлен и Лонгитюд Малого Бизнеса – долгосрочное исследование с участием одних и тех же респондентов-предпринимателей, направленное на изучение изменений в российском малом бизнесе и выполняемое в партнерстве с НИУ ВШЭ. Начальник Лаборатории анализа данных инФОМа Ефим Галицкий рассказал о трех группах бизнесов с разной динамикой стратегий (выживания, сохранения или роста), которых придерживались предприниматели на протяжении семи волн исследования, а также о прогностических возможностях Лонгитюда. Он отметил, что, сравнивая прогноз на очередной квартал с фактическим распределением ответов на вопрос о бизнес-стратегиях, можно сделать выводы относительно сохранения или слома наблюдавшихся в последнее время тенденций.
Тематику бизнес-стратегий предпринимателей развила ведущий специалист лаборатории анализа данных инФОМа Екатерина Пушкина. Она рассказала, как рассчитывается индекс состояния бизнеса и как его значение зависит от сферы деятельности предпринимателей, типа их потребителей, использования современных технологий и других факторов. Екатерина Пушкина отметила, что в новой реальности лучше чувствовали себя те бизнесы, у которых появились новые виды деятельности, и хуже – те, которые не смогли перейти на доступные аналоги в условиях прекращения поставок, а также те, которые привлекали заемные средства. При этом ни сфера деятельности, ни правовой статус, ни использование современных технологий не обуславливали существенных различий в положении бизнесов.
Основываясь на данных Лонгитюда, специалисты группы «Финансовое поведение» инФОМа Юлия Дормидонтова и Анастасия Берсенева рассказали, как предприниматели воспринимали и переживали санкции и частичную мобилизацию, а также о том, как они адаптировались к очередному кризису. По словам Анастасии Берсеневой, на бизнес большинства малых предпринимателей повлияли как антироссийские санкции, так и частичная мобилизация. При этом большая часть пострадавших респондентов заявила о том, что введение санкций сильнее повлияло на их бизнес.
Об истоках предпринимательского алармизма поразмышлял Роман Бумагин. Он отметил, что алармизм может быть как референциальным (в этом случае нарративы предпринимателей, полученные в качественных исследованиях и при ответах на открытые вопросы количественных исследований, должны восприниматься как индикатор реального положения дел), так и контекстуальным (то есть обусловленным ролью предпринимателя в коммуникации с исследователем, где последний воспринимается как ревизор). Роман Бумагин подчеркнул, что для того, чтобы эта коммуникация была плодотворной, исследователь должен знать бизнес-тематику и говорить с предпринимателями на одном языке, дабы быть в состоянии оценить содержательность (либо ритуальность) их высказываний о возникающих в бизнесе трудностях.
А руководитель отдела «Проекты» ФОМа Юлия Кот поделилась со слушателями лучшими практиками адаптации российских компаний к постоянно меняющимся условиям. Она отдельно остановилась на свойствах бизнесов, которые помогают им стать антихрупкими и пережить кризисы. К таковым, по мнению исследователей, относятся инновативность, ресурсность, оптимистичное отношение к изменениям, забота о сотрудниках, готовность к коллаборациям и др.
Результаты своих исследований малого бизнеса также представили социологи из РАНХиГС и НИУ ВШЭ.
«На этой секции собрались настоящие профессионалы – пока еще небольшой круг людей, занимающийся изучением малого бизнеса. Многие из них – ученики Александра Юльевича Чепуренко, профессора НИУ ВШЭ, который был в центре экспертной дискуссии. Мы насладились плодами их работы, подзарядились идеями, которые обязательно реализуются как в новых проектах, так и в продолжении существующих».
Роман Бумагин, руководитель коммуникационного развития партнерской сети инФОМа
Не обошли вниманием и проект ПРИМ. Об этом совместном исследовании ФОМа, Сбера и Минэкономразвития рассказали руководитель направления по исследованию корпоративных клиентов Сбера Марина Горенская и аналитик Сбера Виктория Заболотнова. Речь шла о структуре, преимуществах и ключевых темах проекта, были представлены и некоторые результаты двух волн исследования по трем группам респондентов: предпринимателям, самозанятым и населению в возрасте 18–65 лет.
«Мы очень рады, что нефинансовая, социологическая, проблематика интересует такой значимый институт, как Сбер, и что нам совместно удалось реализовать такой важный проект, как исследовательский мониторинг российского предпринимательства»
Людмила Преснякова, руководитель группы «Финансовое поведение» инФОМа
Участники конференции активно участвовали в дискуссии: задавали много уточняющих вопросов, обсуждали доклады, делали любопытные ремарки. Как отметила Анастасия Берсенева, атмосфера на секции была очень теплой, поэтому участвовать в ней было настоящим удовольствием, а вопросы аудитории, которые порой содержали полноценные гипотезы, дали пищу для размышлений и дальнейшей работы с данными исследований малого бизнеса.
1/6