13 внуков, горнолыжный курорт и стейк из тунца: как предприниматели встречали 2025 год

Для корректного отображения графиков на телефоне поверните его горизонтально.
На пороге – Новый, 2026 год. И мы решили вспомнить, как наши участники исследования встречали 2025 год. В начале года, когда за плечами уже остались предновогодняя суета, выполнение договоренностей и обязательств, закрытие отчетных периодов и финальных задач, мы попросили рассказать участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, как они встречают Новый год и какие у них есть традиции.
Так, более половины (56%) участников Лонгитюда накануне Нового года подводили итоги прошедшего года и строили планы на будущий. Для большинства (68%) это теплый праздник с приятными хлопотами и соблюдением новогодних ритуалов. При этом новогодние традиции есть не только в семейном кругу, но и в рабочем. Например, новогодние премии. В преддверии 2025 года 33% предпринимателей порадовали своих сотрудников дополнительными выплатами.
В первую очередь мы спросили предпринимателей о подведении итогов ушедшего года и построении планов на следующий.
Несмотря на плотный рабочий график, для большинства предпринимателей (68%) Новый год был не просто очередным днем в календаре, а праздником, ассоциирующимся с приятными хлопотами.
Когда мы спросили у участников Лонгитюда, есть ли у них новогодние традиции, 57% ответили положительно. Примечательно, что женщины соблюдали их чаще, чем мужчины (66% против 54%). Предприниматели из небольших городов (с населением менее 50 тыс.), пгт и сел тоже чаще были склонны придерживаться праздничных традиций, чем респонденты в целом (65% против 57%).
Давайте «заглянем» на Новый год к предпринимателям и узнаем их праздничные традиции.
«Семья большая, у меня – 13 внуков, и мы собираемся вместе»
«Собираемся четыре поколения семьи и празднуем все вместе»
«Мы стараемся по возможности встретить его вместе. Мы живем в разных городах, стараемся съезжаться»
«Каждый Новый год на праздничном столе – жареный стейк из тунца»
«Оливье покушать на Новый год»
«Рождественский гусь»
«Готовим манты»
«Очень торжественно наряжаем елку, участвуют несколько поколений. Есть традиция: во всех местах, где путешествуем, покупаем в качестве сувениров елочные игрушки, поэтому у нас елка всегда во всех смыслах значимая»
«Покупаю живую елку, вешаем на крючок на потолке, дети приезжают, все собираются у нас, ходим в гости»
«Обязательно живая елка»
«Обязательно покупаем подарки всем членам семьи»
«Подарки детям под елкой»
«Накануне объезжаем всех родственников»
«Все собираемся в гости к детям, посидим до 10 часов вечера – и домой»
«Если я – на югах, выпить просекко и съесть икру»
«Ездим встречать Новый год в другой город»
«Стали ездить на горнолыжные курорты, встречать Новый год там»
Помимо того, предприниматели называли такие традиции, как: встреча Нового года только дома (4%), прогулки, катание на коньках (3%), поездки за город, на природу (3%), празднование Нового года с друзьями (3%), походы в театры, кино, на новогодние представления (2%), поздравления близких и друзей (2%), подведение итогов года, построение планов на будущее, загадывание желаний (2%), приглашение Деда Мороза (1%), посещение бани (1%), просмотр ТВ (1%).
«Последние 67 лет празднование НГ переходит в празднование дня рождения моего папы. Такая традиция, и хочешь не хочешь – от нее никуда не денешься»
«Никогда не встречать Новый год перед телевизором, а встречать на улице»
«Три года подряд ходим в «Мариинку» на «Щелкунчика» накануне Нового года»
«1-го числа организуем тюлений день: ложимся на диван и смотрим наши фильмы разные – веселые, домашние»
Интересно, что каждый второй опрошенный (50%) хотя бы раз примерял на себя роль Деда Мороза или Снегурочки.
В новогодних традициях ощущается важность семейных связей, ценность домашнего уклада и человеческое тепло – то самое, которое собирает людей за одним столом, помогает замедлиться, поздравить друг друга и с уверенностью шагнуть в новый год.
Новый год – это еще и повод укрепить отношения внутри компании и связи с партнерами.
Так, 68% предпринимателей поздравляли своих партнеров, поставщиков и заказчиков с Новым годом. Это говорит о том, что для них важно поддерживать отношения с деловыми партнерами и в рамках неформального общения.
Что касается празднования Нового года внутри рабочего коллектива, то в преддверии 2025 года предприниматели подошли к этому по-разному.
Таким образом, «побывав» на новогоднем празднике у разных участников Лонгитюда Малого Бизнеса, мы увидели, что для многих из них Новый год – это время семейного тепла, приятных хлопот и добрых традиций. Предприниматели стремятся не только создать праздничное настроение в своем доме, но и распространить его на партнеров и сотрудников. Новый год служит для них важной точкой эмоциональной перезагрузки, осмысления уходящего года и построения планов на будущий.
____________________
Источник данных
Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ.
Выборка 15-й волны – 711 респондентов. Сроки проведения: 20 января – 18 февраля 2025 года.