Пять важных инфоповодов для малого бизнеса из топ-100 СМИ
- Россиянам могут удвоить лимит сверхурочной работы для роста доходов. Минэкономразвития совместно с Минтрудом подготовили поправки в Трудовой кодекс РФ, которые позволят увеличить лимиты сверхурочной работы для желающих зарабатывать больше и защитят работодателя от ряда злоупотреблений. Эта инициатива – часть комплекса мер, направленных на повышение гибкости трудовых отношений для уменьшения дефицита кадров на рынке труда в стране. Также предлагается в отношении предприятий малого и среднего бизнеса разрешить увеличение общей численности работников, поступающих на работу к работодателям – субъектам МСП по срочным трудовым договорам, с 35 до 70 человек. Это изменение будет способствовать росту и укрупнению компаний, переходу их из категорий микро- в категорию малого бизнеса, из малого в средний бизнес с минимизацией рисков резкого перехода на более жесткие системы налогообложения.
- Президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий поэтапное снижение порога годовой выручки, при котором у предпринимателей, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения, возникает обязанность уплачивать НДС. Закон вносит комплексные изменения в Налоговый кодекс, предусматривает поэтапное снижение этого порога: с 2026 года – с 60 млн до 20 млн рублей, с 2027 года – до 15 млн, с 2028 года – до 10 млн рублей. Порог выручки снижается, чтобы не допустить распространения схем дробления бизнеса. Кроме того, закон с 2026 года отменяет освобождение от НДС операций и услуг, связанных с обслуживанием банковских карт, а также с передачей и обработкой данных между участниками расчетов (процессинг, эквайринг).
- Предприниматели испугались за свои доходы из-за спора маркетплейсов с банками. Основательница Wildberries Татьяна Ким обратилась к руководству Центробанка и федеральному правительству с просьбой начать конструктивный диалог с крупнейшими банками (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Т-Банк и Совкомбанк), которые потребовали запретить онлайн-площадкам субсидировать промоакции для покупателей и снижать цены при оплате товаров картами дочерних банков. Ее поддержали продавцы, отправившие в ЦБ письмо похожего содержания. Они опасаются, что в битве онлайн-площадок с банками пострадает прежде всего их бизнес. Немногим ранее глава Сбера Герман Греф заявил, что онлайн-платформы недоплатили 1,5 трлн рублей налогов из-за системы скидок. Позже в Сбере, правда, уточнили, что их глава имел в виду налоговый арбитраж на маркетплейсах для их продавцов, из-за чего сумма упущенных бюджетом налогов в 2025 году составит 1,1 трлн рублей, в 2026 году – 1,5 трлн рублей. Большинство продавцов на таких площадках – представители малого и среднего бизнеса, использующие специальный режим налогообложения. Исходя из этого, как пишет Татьяна Ким, «малые и средние предприниматели, легально применяющие специальный налоговый режим, стали вдруг в представлениях Сбера преступниками». Авторы письма в ЦБ также отмечают, что предприниматели часто сталкиваются со сложностями в получении финансирования от крупных банков, нередки случаи отказов именно продавцам на маркетплейсах из-за их профиля, «молодости бизнеса» и отсутствия целевых программ. В то же время дочерние банки маркетплейсов становятся для многих продавцов единственным способом получить деньги на развитие.
- Число предпринимателей на портале поставщиков превысило 390 тыс. человек. Об этом сообщила заммэра Москвы, глава городского департамента экономической политики и развития Мария Багреева. Она подчеркнула, что с начала года к началу декабря число поставщиков, зарегистрированных на портале, увеличилось на 40 тыс. Более 90% из них являются представителями малого и среднего бизнеса. Активнее всего к платформе в этом году присоединялись предприниматели из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга (более четверти новых пользователей). Поставщики из этих регионов, подключившиеся к порталу с начала года, заключили 2,1 тыс. контрактов на сумму свыше 4,7 млрд рублей.
- Роскомнадзор раскрыл объем «запрещенной» рекламы в Instagram 1. Несмотря на ограничения, ряд компаний из потребительского сектора продолжили размещения на этой площадке. В сентябре – октябре 2025 года компании передали в Единый реестр интернет-рекламы информацию о размещениях в Instagram на 15,7 млн рублей. Зафиксированный показатель в 64 раза ниже, чем за аналогичный период прошлого года, когда он составил 1 млрд рублей. Свои бюджеты из Instagram полностью сняли крупные компании, но на этой площадке закупают серую рекламу некоторые представители малого и среднего бизнеса. Однако теперь рекламодатели, в особенности производители косметики и продуктов питания, маскируют ее под нативный, рекомендательный продакт-плейсмент.
Полезные и важные материалы для малого и среднего бизнеса, получившие наибольшее освещение в топ-100 СМИ за рассматриваемый период
- Убытки российских компаний по итогам трех кварталов 2025 года выросли на четверть. Российские компании получили сальдированную прибыль (прибыль минус убыток) в размере 19,2 трлн рублей. Это на 7,7% меньше показателя за аналогичный период 2024 года. Прибыль получили 44 400 организаций, ее совокупный объем составил 25,7 трлн рублей (–1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Подробнее – здесь.
- Почему решения с ИИ в безопасности дорожают на 30%. Эксперты полагают, что в ИБ-решения на искусственном интеллекте стоит в первую очередь вкладываться малому и среднему бизнесу. Больше информации – здесь.
И напоследок – статистика
Количество сообщений с упоминанием малого бизнеса, вышедших в топ-100 СМИ за рассматриваемый период, – 653.
Облако наиболее употребляемых слов:
Динамика количества сообщений с упоминанием малого бизнеса в топ-100 СМИ
Период: с первого по настоящий выпуск Дайджеста (масштаб: неделя)
Регионы – лидеры по количеству статей с упоминанием малого бизнеса: Москва (529 статей), Санкт-Петербург (44), Республика Татарстан (25).
Больше всего соответствующих публикаций выпустили ТАСС (45 релевантных статей), «Ведомости» (37), РИА Новости (35), «Газета.Ru» (25), Life.ru (24), «Известия» (24), РБК (24), Lenta.ru (19), Ura.ru (19), «ФедералПресс» (19).
______
Топ-100 СМИ составлен системой мониторинга «Медиалогия».
1 Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ. Ее деятельность в стране запрещена.