Пять важных инфоповодов для малого бизнеса из топ-100 СМИ
- Отмена скидок. Почему банки усилили давление на маркетплейсы? Крупнейшие российские банки (Сбер, ВТБ, Альфа-банк, Т-Банк и Совкомбанк) обратились в правительство, ЦБ и администрацию президента с предложением запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате покупок картами аффилированных структур. Банки настаивают на введении единой цены вне зависимости от способа оплаты. Эксперты, депутаты и представители онлайн-ретейла предупреждают: такая мера приведет к росту цен на 15–35%, ударит по семейным бюджетам и ускорит инфляцию. Так, научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что отмена скидок практически гарантированно приведет к росту цен, вплоть до 35%. Обеспокоенность выразили и в Госдуме. В частности, глава комитета по социальной политике Ярослав Нилов направил запросы в Минпромторг и Минэкономразвития, указав, что возможная отмена скидок является социально чувствительной темой, особенно в преддверии новогоднего сезона. Представители маркетплейсов, включая Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет», называют предложения банков попыткой ограничить цифровые платформы и предупреждают, что запрет скидок ударит по 85 млн покупателей и сотням тысяч предпринимателей. По данным компаний, каждая российская семья экономит на площадках до 55 тыс. рублей в год и отмена дисконтов может привести к удорожанию товаров. Резко против предложения банков выступили и граждане. По данным ВЦИОМа, почти две трети россиян считают инициативу крупнейших банков запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате картами банков площадок несправедливой.
- Госдума приняла закон о снижении порога годовой выручки для малого бизнеса. Принятый Госдумой закон, который вносит комплексные изменения в Налоговый кодекс, предусматривает поэтапное снижение этого порога: с 2026 года – с 60 млн до 20 млн рублей, с 2027 года – до 15 млн, с 2028 года – до 10 млн рублей. Порог выручки снижается, чтобы не допустить распространения схем дробления бизнеса. Притом Госдума рекомендовала правительству РФ совместно с думским комитетом по бюджету и налогам вести мониторинг правоприменения положений принятого закона в части изменения параметров налогообложения малого и среднего бизнеса. Делать это предлагается «в целях анализа их эффективности с точки зрения обеспечения добросовестной конкуренции и борьбы с дроблением бизнеса», а также оценки их влияния на хозяйственную деятельность компаний МСП и на доходы бюджетов разных уровней.
- Треть компаний малого и среднего бизнеса в Москве возглавляют женщины. «Каждая пятая руководит промышленными предприятиями в городе», – написал мэр Москвы Сергей Собянин в своем канале в мессенджере Max. Поздравив всех с Международным днем женского предпринимательства, Сергей Собянин указал на активную поддержку женских бизнес-инициатив через ГБУ «Малый бизнес Москвы». «Только в прошлом году на долю женщин пришлось 57% обращений за обучающими программами и 45% – за консультациями», – отметил мэр. В 2024 году численность женщин – индивидуальных предпринимателей выросла в России до 1,8 млн, то есть до 41,4%. Москвичек среди них – 194 тыс., или 43,3%.
- Назван регион – лидер по вовлеченности в малый бизнес. Для выявления региональных различий эксперты РИА Новости провели исследование и составили рейтинг регионов по степени вовлеченности населения в малый бизнес. В качестве показателя, по которому проводилось ранжирование регионов, использовалась рассчитанная доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятых в экономике в 2024 году. Лидеры рейтинга – Республика Калмыкия, Санкт-Петербург и Новосибирская область. В каждом из этих регионов на предприятиях МСБ работают более 52% от общей численности занятых в экономике региона. В сумме в этих регионах в малом и среднем бизнесе работают 2,7 млн человек, что составляет 9,3% от общероссийского уровня занятости в этой сфере. У 20 регионов доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике находится в диапазоне от 40 до 50%. Последние места рейтинга занимают Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Ингушетия, где на долю работников МСБ приходится менее 22% от всех занятых в экономике региона. Еще в 14 регионах доля занятых в малом и среднем бизнесе не превышает 30%.
- Правительство увеличило поддержку индустриальных центров в новых регионах. На совещании с вице-премьерами 24 ноября премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что правительство РФ увеличило размер финансовой поддержки для новых и приграничных регионов России, касающейся создания индустриальных центров. Премьер-министр также отметил, что в рамках программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» уже профинансировано свыше 60 промышленных и технологических бизнес-парков. Это позволило разместить в них порядка тысячи организаций малого и среднего бизнеса, наладить выпуск высококачественной продукции с минимальными затратами. «Чтобы повысить эффективность этой меры, внесли изменения в правила распределения субсидий, увеличив до 12 в год число индустриальных центров, которые регионы с низкой бюджетной обеспеченностью могут построить с ее использованием. Для Донецкой, Луганской Народных Республик, для Запорожской, Херсонской, Белгородской, Брянской и Курской областей повысили максимальный размер финансовой поддержки до 600 млн рублей за проект», – сказал Михаил Мишустин.
Полезные и важные материалы для малого и среднего бизнеса, получившие наибольшее освещение в топ-100 СМИ за рассматриваемый период
- Даниил Егоров: Важна взаимность – когда и налоговая открыта, и плательщик честен. Руководитель ФНС – об эволюции подходов к администрированию налогов, использовании ИИ и доверии налогоплательщиков. Читать интервью.
- Аудитория российских сервисов для видеоконференций в сентябре кратно выросла. Это, в частности, связано с блокировкой голосовых вызовов в Telegram и WhatsApp. Месячная аудитория сервиса видео-конференц-связи «Яндекс Телемост» среди россиян старше 12 лет выросла в октябре в 2,6 раза по сравнению с тем же месяцем прошлого года и достигла 5,15 млн человек. Это следует из данных исследовательской компании Mediascope. В оценке учитывалась аудитория как десктопной, так и мобильной версии этого сервиса. Подробнее – здесь.
И напоследок – статистика
Количество сообщений с упоминанием малого бизнеса, вышедших в топ-100 СМИ за рассматриваемый период, – 697.
Облако наиболее употребляемых слов:
Динамика количества сообщений с упоминанием малого бизнеса в топ-100 СМИ
Период: с первого по настоящий выпуск Дайджеста (масштаб: неделя)
Регионы – лидеры по количеству статей с упоминанием малого бизнеса: Москва (570 статей), Республика Татарстан (39) и Свердловская область (31).
Больше всего соответствующих публикаций выпустили ТАСС (53 релевантные статьи), РИА Новости (43), «Ведомости» (37), Ura.ru (28), Lenta.ru (25), «Известия» (25), РБК (23), «Правда.ру» (21), «Бизнес Online» (2), «Газета.Ru» (20).
______
Топ-100 СМИ составлен системой мониторинга «Медиалогия».