Малый бизнес в топ-100 СМИ. Дайджест № 88

Популярные публикации, облако часто употребляемых слов и статистика источников за 1–14 октября 2025 года

qr-code
Малый бизнес в топ-100 СМИ. Дайджест № 88

Пять важных инфоповодов для малого бизнеса из топ-100 СМИ

  • СФ рекомендовал завершить налоговый эксперимент для самозанятых в 2026 году. Как следует из постановления верхней палаты российского парламента, Совет Федерации рекомендовал правительству РФ провести анализ результатов эксперимента по специальному налогу на профессиональный доход и изучить вариант его завершения не в 2028 году, как предусмотрено планами, а на два года раньше. На заседании 23 сентября министр экономического развития России Максим Решетников отметил, что позиция правительства заключается в сохранении существующего налогового режима для самозанятых до 2028 года. Вместе с тем он уточнил, что эксперимент постепенно близится к завершению. По словам Максима Решетникова, следует уже начинать дискуссии по новой системе, чтобы у граждан было время адаптироваться к ней. Напомним, с 2019 года ставка на профессиональный доход для самозанятых с годовым доходом, который не превышает 2,4 млн рублей, составляет 4% с доходов, получаемых от физлиц. Если поступления идут от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, то налог рассчитывается по ставке 6%.  
  • На сессии ПСБ в рамках форума «Финополис-2025» обсудили влияние ИИ на клиентский опыт в банковской сфере. Как отметил на сессии «Предсказания желаний: как ИИ и данные создают безупречный клиентский опыт в финансах» ее модератор, старший вице-президент, руководитель блока розничного бизнеса ПСБ Алексей Щавелев, сегодня для финансовых организаций качество клиентского опыта является приоритетом. По его словам, благодаря активной цифровизации меняются устоявшиеся модели ведения бизнеса: теперь банкам важно не только реагировать на запросы, но и предугадывать потребности клиентов, а в конкуренции за клиента все большую роль играют цифровые финансовые сервисы. Старший вице-президент, руководитель блока малого и среднего бизнеса ПСБ Ирина Жимерина пояснила, что сегодня конкуренция ведется не за счет размеров филиальной сети или стоимости финансового продукта, а в технологической плоскости. «Мировой рынок ИИ в банковской отрасли демонстрирует взрывной рост: с 25 млрд долларов в 2024 году до прогнозируемых 140 млрд долларов к 2030 году. Задача банков – эффективно перевести этот потенциал в практическую плоскость», – заявила Ирина Жимерина. По ее словам, ПСБ непрерывно развивает бизнес-процессы с использованием ИИ, применяя большие данные при формировании предодобренных кредитных решений и повышая скорость обслуживания клиентов. Так, внедрение в 2025 году RAG-технологии (технология, которая соединяет языковую модель с внешней базой знаний) в виртуальный помощник для клиентов ПСБ из числа МСП позволило увеличить скорость обработки запросов в 8 раз. Ирина Жимерина уверена, что в перспективе трех-четырех лет у каждого будет свой ИИ-агент, управляющий благосостоянием. 
  • ФАС выступила против ряда правил Wildberries и Ozon. «Члены Экспертного совета рассмотрели практики Wildberries и Ozon на соответствие принципам взаимодействия участников цифровых рынков и прокомментировали действия маркетплейсов как содержащие риски ущемления интересов продавцов и покупателей», – говорится на официальном сайте ФАС. Эксперты подчеркнули необходимость дополнительной проработки и корректировки введенных правил для смягчения возможных негативных последствий. Особое внимание ФАС уделила обращениям предпринимателей по поводу изменений в правилах обработки возвратов на Ozon. Согласно новым условиям, заказы, которые были отменены или возвращены покупателями без претензий к качеству, автоматически поступают на склады маркетплейса для последующей перепродажи. Это нововведение, по мнению ФАС, ограничивает права продавцов на распоряжение своим товаром. 
  • «Авито Путешествия» вышли на рынок делового туризма. Платформа «Авито Путешествия» объявила о запуске нового направления для корпоративных клиентов и выходе на рынок деловых поездок в партнерстве с агентством «Аэроклуб». За счет интеграции корпоративным клиентам «Аэроклуба» стали доступны порядка 30 тыс. объектов посуточной аренды в 386 городах России, что позволит компаниям организовывать длительные командировки с гибкими условиями проживания, а владельцам жилья – получать стабильный доход даже в низкий туристический сезон. Новый инструмент актуален как для небольших городов, где есть дефицит гостиничных номеров, так и для мегаполисов – в период пикового спроса, в частности, во время проведения масштабных деловых мероприятий. По словам директора «Авито Путешествий» Артема Кромочкина, рынок делового туризма в сегменте размещений достигнет отметки в 450 млрд рублей к 2030 году. «Формат квартир и апартаментов сегодня востребован не только у малого и среднего бизнеса, но и у крупных компаний. Расширение возможностей сервиса позволит нам укрепить позиции и удовлетворить растущий спрос на комфортное проживание в командировках», – отметил он. 
  • Антон Силуанов: Снижение порога по УСН в шесть раз не повлияет на 85% бизнеса. Снижение лимита по упрощенной системе налогообложения до 10 млн рублей, после превышения которого возникает обязанность платить НДС, не повлияет на 85% малого и среднего бизнеса в России. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. «У нас малый бизнес пойдет под снижение планки порога для уплаты НДС с 60 млн до 10 млн [рублей] – это 15% бизнеса. Много это или мало? Если посмотреть по меркам других стран – там все предприятия платят НДС. Поэтому говорить, что это удар по малому бизнесу, наверное, неправильно. Кроме того, малый бизнес получит возможность выстраивать цепочки с крупным бизнесом. Поэтому мы считаем, что это вполне взвешенное решение. 85% малого и среднего бизнеса будет работать, как и работало, остальные будут работать с учетом уплаты НДС», – сказал Антон Силуанов. 

Полезные и важные материалы для малого и среднего бизнеса, получившие наибольшее освещение в топ-100 СМИ за рассматриваемый период 

  • Каждый второй россиянин не знает, что такое дипфейк. «Оказалось, что понятие «дипфейк» знакомо лишь 52% респондентов, в то время как 48% о нем не слышали. При этом почти треть сотрудников крупных компаний уже сталкивалась с мошенническими атаками с использованием этой технологии», – говорится в исследовании компании «МТС Линк», в котором приняла участие тысяча россиян из городов-миллионников. Дипфейки – это видео, аудио и изображения, созданные с помощью нейросетей и практически неотличимые от реальных. Наиболее распространенные виды дипфейков – гиперреалистичная замена лиц в видео, аудиодипфейки и фотореалистичные портреты, используемые в рекламе и соцсетях. Отмечается, что в основном аудитория взаимодействовала с дипфейками в виде развлекательного контента в интернете (64%) или рекламе (27%). Однако есть и те, кто сталкивался с разными видами социальной инженерии. Так, в 19% случаев мошенники имитируют друзей и родственников, в 18% – руководителей и коллег респондентов. При этом чаще всего с попытками кражи данных с использованием образа коллег сталкиваются представители среднего бизнеса. Тогда как в малом и крупном бизнесе такие атаки встречаются немного реже, а в микробизнесе не встречаются вообще. Больше информации – здесь. 
  • Законы и нововведения, вступившие в силу с 1 октября 2025 года. Среди них – поправки к Налоговому кодексу РФ. В рамках нововведений нулевая ставка налога на добавленную стоимость для гостиниц продлевается до конца 2030 года. Предполагается, что инициатива позволит владельцам отелей оптимизировать стоимость своих услуг и направить больше денег на совершенствование своего сервиса или строительство новых мощностей. Об этом ранее заявлял премьер-министр Михаил Мишустин. Одновременно увеличивается с 2 млрд до 3 млрд рублей максимальный порог доходов организаций общепита, при котором они будут освобождаться от уплаты НДС. Речь идет, например, о кафе, барах и ресторанах. «Такие решения позволят укрепить развитие туристической отрасли. Придадут ее динамике дополнительный импульс, что положительно отразится и на смежных сегментах, где много представителей малого и среднего бизнеса. А вы знаете, что в сфере туризма мультипликатор, который влияет на смежные отрасли, самый большой», – отметил Михаил Мишустин. О других нововведениях можно узнать здесь. 

И напоследок – статистика

Количество сообщений с упоминанием малого бизнеса, вышедших в топ-100 СМИ за рассматриваемый период, – 576.

Облако наиболее употребляемых слов: 

Динамика количества сообщений с упоминанием малого бизнеса в топ-100 СМИ

Период: с первого по настоящий выпуск Дайджеста (масштаб: неделя)

Регион – лидер по количеству статей с упоминанием малого бизнеса – Москва (420 статей).  

Больше всего соответствующих публикаций выпустили ТАСС (35 релевантных статей), «Известия» (35), РИА Новости (25), «Газета.Ru» (23), «Бизнес Online» (21), «Правда.RU» (20), РБК (19), NEWs (17), URA.ru (17), Business FM (15).

______

Топ-100 СМИ составлен системой мониторинга «Медиалогия».

© 2025 ФОМ