Малый бизнес в топ-100 СМИ. Дайджест № 86

Популярные публикации, облако часто употребляемых слов и статистика источников за 3–16 сентября 2025 года

qr-code
Малый бизнес в топ-100 СМИ. Дайджест № 86

Пять важных инфоповодов для малого бизнеса из топ-100 СМИ

  • Корпорация «МСП» снижает ставки по льготным программам для бизнеса. Корпорация «МСП» снижает процентную ставку по льготной программе кредитования малых технологических компаний до 10% годовых, а инвесткредиты для малого и среднего бизнеса приоритетных отраслей становятся доступны под 13,5%. Об этом сообщил генеральный директор корпорации Александр Исаевич после решения ЦБ РФ о снижении ключевой ставки с 18 до 17%. «Ключевая ставка напрямую влияет на доступность заемного финансирования для бизнеса. Снижение «ключа» позволяет продолжить снижать ставки по льготным программам для МСП, что дает возможность предпринимателям более активно включаться в реализацию долгосрочных проектов. Это особенно актуально для приоритетных отраслей с длительным производственным циклом или высокой ресурсо- и наукоемкостью. Новые условия по программам, реализуемым корпорацией вместе с профильными министерствами, коснутся не только новых заемщиков, ставки будут снижены и по ранее выданным кредитам», – заявил Александр Исаевич. 
  • Объем средств малого и среднего бизнеса в ВТБ с начала года вырос на 20%. Как сообщил на полях Восточного экономического форума член правления ВТБ Руслан Еременко, наиболее востребованы у предпринимателей срочные депозиты. «С начала 2025 года ВТБ увеличил портфель привлеченных средств клиентов среднего и малого бизнеса на 20%, до 5 трлн рублей. Предприниматели сохраняют стабильный спрос на депозитные продукты банка», – отметил он. На долю срочных депозитов приходится 70% портфеля, или 3,7 трлн рублей. Также с начала года увеличился кредитный портфель инфраструктурных проектов малого и среднего бизнеса. По словам Руслана Еременко, рост составил 7%, до 92 млрд рублей. В основном это проекты в сфере логистики, строительства, энергетики и цифровых решений, которые обеспечивают развитие региональной экономики. При этом на Дальнем Востоке кредитный портфель инфраструктурных проектов вырос с начала года на 30%. 
  • Малый и средний бизнес может удвоить спрос на ИБ-сервисы к 2030 году. Объем потребления сервисов информбезопасности (ИБ) в сегменте малого и среднего предпринимательства в России к 2030 году может вырасти более чем в 2 раза – с текущих 15 млрд рублей в год до 35–37 млрд рублей. К такому прогнозу склоняются специалисты ГК «Солар». По их данным, компании в сегменте МСП с годовой выручкой до 15 млн рублей готовы тратить на ИБ в среднем около 5 тыс. рублей в месяц. Организации с выручкой от 15 млн до 100 млн рублей могут потратить на ИБ порядка 25 тыс. рублей в месяц, а с выручкой свыше 100 млн рублей в год – около 200 тыс. рублей ежемесячно. При этом больше половины (56%) опрошенных ГК «Солар» представителей МСП не готовы инвестировать в индивидуальные продукты в области ИБ ввиду их высокой стоимости и предпочли бы готовые сервисы по подписке. Согласно исследованию компании 3Side, проведенному совместно с Агентством стратегических инициатив, компании сегмента МСП готовы тратить в год от 500 тыс. до 700 тыс. рублей на ИБ.  
  • Потребительский спрос упал до минимума в июле – августе. Внутренний спрос постепенно охлаждался с начала года и к июлю – августу опустился до минимального уровня с конца 2022 года. Об этом говорится в докладе ЦБ «Региональная экономика» со ссылкой на опрос предприятий. Оценки спроса на продукцию и услуги с сентября 2024 года находятся в отрицательной зоне. Представители бизнес-объединений подтвердили такую тенденцию. Показатель снижался во всех ключевых отраслях за исключением сельского хозяйства. Сильнее всего в январе – августе 2025 года год к году спрос снизился в обрабатывающей промышленности, оптовой торговле и строительстве. Например, производитель мебели из Бурятии сообщил о сокращении спроса в 2025 году на 40% год к году, а из Орловской области – на 20%. По данным регулятора, строительные компании большинства регионов отмечали низкий спрос на новое жилье из-за сокращения доступности ипотеки.  
  • Две трети российских компаний снижают регулярные премии своим сотрудникам. В большей части российских компаний снижают регулярные премии сотрудникам, причем происходит это не только за невыполнение показателей эффективности, но и просто по настроению руководства. К такому выводу пришли входящие в группу «Актион» фирмы «Актион бухгалтерия» и «Актион управление», которые провели опрос предпринимателей, управленцев и бухгалтеров малых и средних организаций. В нем приняли участие 495 респондентов, более 70% из которых работают в сферах торговли, питания и услуг, а также производственных и строительных секторах. В 55,6% компаний премиальные выплачивают ежемесячно. В 10,5% – раз в квартал, а в 12,7% – лишь по итогам года. При этом в каждой 20-й (5,5%) организации система стимулирования и вовсе отсутствует. Как правило, сотрудников «благодарят» за выполнение плана и показателей эффективности (78,4%), а также за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка (14,9%). Практически в четверти (26,5%) компаний премия составляет не более половины от суммы оклада, у примерно такого же числа организаций (26,1%) ее размер зависит от финансовых показателей предприятия. 16,4% опрошенных сообщили, что сумма премиальных выплат зависит от настроения генерального директора. При этом более чем в трети (38,6%) компаний их снижают вплоть до нуля, в 28,1% – не более чем на 20%, а в 33,3% оставляют без изменений.  

Полезные и важные материалы для малого и среднего бизнеса, получившие наибольшее освещение в топ-100 СМИ за рассматриваемый период 

  • Малым ли что: госкомпании впервые за семь лет сократили закупки у МСП. За январь – июль 2025 года госкомпании заключили контракты с малым бизнесом на 4,6 трлн рублей, что на 7,5% меньше по сравнению с 2024-м. До этого суммы только росли. Снижение связано с рекордно высокой ключевой ставкой – у крупного бизнеса выросли затраты на выплату кредитов, потому что 70% всех корпоративных ссуд берется под плавающую ставку. Кроме того, высокая ставка тормозит инвестиционную активность. Продолжится ли тенденция и каковы риски для сектора МСП, можно узнать здесь. 
  • С 1 октября российские предприниматели из сферы малого и среднего бизнеса и самозанятые граждане смогут взять кредитные каникулы сроком до шести месяцев. Соответствующий федеральный закон подписал президент России Владимир Путин 31 июля. Кому их не предоставят, как будут начисляться проценты и стоит ли ожидать дальнейших кредитных послаблений, читайте здесь. 

И напоследок – статистика  

Количество сообщений с упоминанием малого бизнеса, вышедших в топ-100 СМИ за рассматриваемый период, – 610.

Облако наиболее употребляемых слов: 

Динамика количества сообщений с упоминанием малого бизнеса в топ-100 СМИ

Период: с первого по настоящий выпуск Дайджеста (масштаб: неделя)

Регионы – лидеры по количеству статей с упоминанием малого бизнеса: Москва (518 статей), Республика Татарстан (27) и Санкт-Петербург (25). 

Больше всего соответствующих публикаций выпустили ТАСС (47 релевантных статей), РИА Новости (36), РБК (35), «Известия» (33), «Российская газета» (33), «Ведомости» (29), Lenta.Ru (19), «Газета.Ru» (19), «ФедералПресс» (19), «Комсомольская правда» (18).

______

Топ-100 СМИ составлен системой мониторинга «Медиалогия».

© 2025 ФОМ