Пять важных инфоповодов для малого бизнеса из топ-100 СМИ
- Господдержка МСП и самозанятых упала почти на 40%. Объем государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России за первое полугодие 2025 года сократился на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 164,9 млрд рублей. Такие данные приводятся в исследовании Высшей школы экономики. Снижение связано с сокращением объемов льготного кредитования, оптимизацией бюджетных расходов и переходом от массовых мер поддержки к точечным – для предприятий из приоритетных отраслей. Число получателей помощи уменьшилось на 22%. «В этом году сократили объемы популярных программ кредитования с господдержкой. Если раньше на нее претендовал широкий круг МСП, то сейчас – только предприниматели из приоритетных отраслей – производственной сферы, логистики, ИТ, туристической отрасли», – пояснил декан факультета Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ имени Г. В. Плеханова Дмитрий Завьялов.
- Почти 265 млрд рублей составил доход МТК с помощью господдержки. Суммарный доход малых технологических компаний (МТК), получивших господдержку в виде льготного кредитования по программе Минэкономразвития России и корпорации «МСП», по итогам 2024 года достиг почти 265 млрд рублей, они развиваются быстрее малого и среднего бизнеса. Таким образом, средний объем дохода на одного получателя поддержки вырос с 337 млн рублей в 2021 году (до запуска программы) до 926,2 млн в 2024 году (+174,8%). В целом по сегменту МТК рост по этому показателю составил 77,4% (с 107,7 млн рублей в 2021 году до 191 млн в 2024 году).
- Число МСП – производителей школьного оборудования выросло в России на 59%. В России около 4,6 тыс. представителей малого и среднего бизнеса занимаются производством школьных товаров, за последние годы число предприятий, выпускающих оборудование для учащихся, увеличилось на 59%. «Малый и средний бизнес, производящий товары для школьников, достаточно стабилен как по общей численности таких предпринимателей в стране, так и по продолжительности работы на рынке. Средний возраст в этой сфере составляет 10 лет, тогда как в целом по сектору МСП – 7,5 года. Это прежде всего связано с устойчивым спросом на выпускаемую продукцию. При этом в последние годы мы видим трансформацию внутри сегмента производителей школьных товаров: на 59% выросло число предприятий, выпускающих различные приборы и аппаратуру для обучения – от глобусов и наборов для опытов до цифровых лабораторий», – отметил генеральный директор корпорации «МСП» Александр Исаевич.
- Предприниматели назвали обществознание и физкультуру самыми полезными уроками. Почти треть (28%) предпринимателей из сектора малого и среднего бизнеса считают обществознание самым полезным предметом в школе. По их словам, знания, полученные на уроках, помогают разбираться в правовых, налоговых и этических вопросах, возникающих в повседневной работе. Такие выводы следуют из итогов онлайн-опроса сервиса бухгалтерии для бизнеса «Мое дело» (есть у «Ведомостей»), проводившегося в августе среди 1250 респондентов по всей России. На втором месте среди самых полезных предметов, по мнению 20% опрошенных, находится математика. Респонденты отметили, что изучение формул и раздела логики заложило основу для проведения финансовых расчетов, планирования и оценки рисков. На третье место по полезности (13%) предприниматели поставили физкультуру. Именно с этим предметом они сравнили ведение бизнеса в целом – «нескончаемый бег» и необходимость «быть в форме на всей дистанции». Говоря о навыках, полученных в школьные годы, респонденты чаще всего вспоминали самоорганизацию – ее выбрали 30% опрошенных. В пятерку самых упоминаемых также вошли навык самостоятельно разбираться в сложных вопросах (23%), умение находить общий язык с разными людьми (15%) и быстро искать нужную информацию (12%). Отметим, что респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
- Власти обсуждают отмену льготы по страховым взносам для малого и среднего бизнеса. Власти прорабатывают отмену льготных тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Исключение могут составить производственные компании из приоритетных отраслей – для них льгота может сохраниться. Обсуждаются различные модификации усечения льготы, дискуссия пока продолжается. Рассмотреть законопроект могут уже на осенней сессии Госдумы. Сейчас ставка страховых взносов для крупного бизнеса составляет 30%, а для малого и среднего с выручкой до 2 млрд рублей и числом сотрудников до 250 человек действует пониженный тариф – 15%. При этом льгота распространяется только на часть зарплаты, превышающую 1,5 минимального размера оплаты труда (МРОТ; в 2025 году установлен на уровне 22 440 рублей). Часть зарплаты ниже 1,5 МРОТ облагается по стандартной ставке 30%. До 2025 года льготный порог составлял 1 МРОТ. Пониженные тарифы страховых взносов были введены как мера поддержки бизнеса во время пандемии в 2020 года.
Полезные и важные материалы для малого и среднего бизнеса, получившие наибольшее освещение в топ-100 СМИ за рассматриваемый период
- Когда в России начнет работать цифровой рубль и можно ли от него отказаться – простыми словами. Речь идет не об очередном способе оплаты в смартфоне, а о введении третьей формы национальной валюты – цифрового рубля. Его внедрение, растянутое на несколько лет, напоминает не технический апгрейд, а скорее тихую революцию, которая перераспределит влияние между государством, банками и обществом. Что такое цифровой рубль и зачем он нужен, читайте здесь.
- Успех в онлайн-продажах зависит не от размера компании, а от ее умения работать в узких нишах. Российский рынок онлайн-продаж замедляется, но малый бизнес находит точки роста. Успех теперь зависит не от размера компании, а от ее гибкости и умения работать в узких нишах. К такому выводу пришли эксперты ЮKassa (сервис для приема онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney), которые проанализировали транзакции онлайн-площадок разного размера: небольших, средних и крупных. Узнать подробнее.
И напоследок – статистика
Количество сообщений с упоминанием малого бизнеса, вышедших в топ-100 СМИ за рассматриваемый период, – 499.
Облако наиболее употребляемых слов:
Динамика количества сообщений с упоминанием малого бизнеса в топ-100 СМИ
Период: с первого по настоящий выпуск Дайджеста (масштаб: неделя)
Регионы – лидеры по количеству статей с упоминанием малого бизнеса: Москва (397 статей), Республика Татарстан (28) и Санкт-Петербург (24).
Больше всего соответствующих публикаций выпустили «Российская газета» (25 релевантных статей), «Ведомости» (23), ТАСС (23), РИА Новости (20), Forbes (19), «Бизнес Online» (17), URA.ru (16), «Известия» (16), «ФедералПресс» (16), «Смотрим» (15).
______
Топ-100 СМИ составлен системой мониторинга «Медиалогия».