Малый бизнес в топ-100 СМИ. Дайджест № 82

Популярные публикации, облако часто употребляемых слов и статистика источников за 9–22 июля 2025 года

qr-code
Малый бизнес в топ-100 СМИ. Дайджест № 82

Пять важных инфоповодов для малого бизнеса из топ-100 СМИ

  • Что власти доработают в законопроекте о платформенной экономике. Депутаты Госдумы единогласно поддержали законопроект о платформенной экономике, активно обсуждавшийся с осени прошлого года. Выработка решений по регулированию этого сектора вызвала дискуссии всех интересантов – самих цифровых платформ, малого бизнеса, который на них торгует, представителей офлайн-торговли. На регулирование платформ сформировался большой общественный запрос, подчеркнул глава Минэкономразвития Максим Решетников, представляя законопроект. Маркетплейсы сейчас не несут ответственности перед покупателем за качество товаров и услуг, поэтому понятный набор правил, предлагаемый законопроектами, позволит защитить интересы всех участников рынка и обеспечит его дальнейший рост, добавил министр. Во-первых, в законопроекте фиксируется ответственность платформ. Предлагается их обязать проверять информацию о партнерах через портал «Госуслуги», реестры индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и не допускать к публикации карточки товаров без данных, подтверждающих их безопасность, наличие маркировки, сертификации и декларации о соответствии. Кроме того, в документе обозначены требования по хранению и доставке товаров, соблюдению санитарных правил и других норм. Во-вторых, в законопроекте прописаны требования по защите интересов малого бизнеса, продавцов, производителей, которые работают через платформы. В этой части, например, предлагается ввести требование к операторам платформ оповещать об изменении договора не менее чем за 45 дней. Кроме того, штрафы, блокировки карточек товаров или личного кабинета партнера будут возможны только с обоснованным уведомлением, направленным за три дня. Применять скидки за счет продавца можно будет только с его согласия – он также может и отказаться в любой момент от участия в акциях, добавил министр. В-третьих, определяются особенности взаимодействия платформ с партнерами, которые оказывают услуги через них, – речь идет о самозанятых и индивидуальных предпринимателях. В частности, зафиксированы критерии, совокупность которых позволяет относить эти отношения к гражданско-правовым, а не трудовым. С учетом масштаба задач новое регулирование предлагается запустить с 1 марта 2027 года, отметил Решетников.  
  • МСП моногородов и ОЭЗ получат более 18 млрд рублей льготных кредитов. Корпорация «МСП» совместно с Минэкономразвития России запустят программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса в моногородах и ОЭЗ, которая позволит ему суммарно получить 18,3 млрд рублей поддержки в виде льготного финансирования и банковских гарантий. Как ранее сообщили в кабмине РФ, правительство направит около 4 млрд рублей на поддержку инвестпроектов предприятий, работающих в моногородах и особых экономических зонах. Распоряжение об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин. 
  • Закупки госкомпаний у МСБ превысили 3,8 трлн рублей в I полугодии 2025 года. По итогам I полугодия 2025 года объем закупок госзаказчиков у представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) в рамках 223-ФЗ составил более 3,8 трлн рублей, а количество договоров превысило 428 тыс. Поставщиками стали почти 150 тыс. субъектов МСП, что на 4,4% больше, чем годом ранее. «Участие малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний открывает ему доступ к стабильному рынку сбыта. Мы видим, как из года в год увеличивается количество МСП-поставщиков и расширяется номенклатура закупаемой продукции. Если раньше на долю малого бизнеса в основном приходились закупки канцелярии, мебели или бумаги, то сейчас это все чаще промышленная продукция», – сказал заместитель председателя правительства России Александр Новак. 
  • Предприниматели попросили Госдуму и ФАС не ограничивать скидки от маркетплейсов. Несколько ассоциаций предпринимателей в сфере электронной торговли обратились к Госдуме и в ФАС с просьбой не вводить в законопроект о платформенной экономике ограничение скидок, которые маркетплейсы предоставляют за свой счет. Обращение подписано президентом Ассоциации представителей электронной торговли Алексеем Москаленко, директором Союза электронной торговли Георгием Багиряном, первым вице-президентом Союза интернет-торговли Екатериной Авдеевой и председателем Ассоциации участников рынка электронной торговли Евгенией Черницкой (эти организации объединяют продавцов маркетплейсов и владельцев пунктов выдачи заказов – ПВЗ). Оно было, в частности, направлено в думские комитеты по промышленности и торговле, экономической политике, малому и среднему предпринимательству. В обращение вошли предложения участников рынка, собранные в ходе круглого стола, прошедшего 10 июля на площадке «Деловой России» по инициативе комитета по цифровым платформам этой организации. Там обсуждался законопроект о платформенной экономике, принятый Госдумой в первом чтении 9 июля. Во время первого чтения председатель думского комитета по промышленности Владимир Гутенев («Единая Россия») предложил ко второму чтению внести в законопроект максимальную величину скидки от маркетплейса в 10%. Он напомнил, что в поддержку ограничений на «инвестиции в скидки» выступал и «Яндекс». Как 4 июля сообщал РБК, крупнейшие ритейлеры и ряд интернет-компаний, включая X5, «Магнит», а также «Яндекс маркет» и Lamoda, направили в адрес властей письма с просьбой изменить финальную редакцию законопроекта и ограничить общий объем средств, который компания может инвестировать в скидки в течение года, – не более 10% общего оборота площадки за предыдущий год. Авторы письма ассоциаций селлеров и владельцев ПВЗ настаивают, что скидки, предоставляемые за счет маркетплейсов, способствуют сдерживанию инфляции, расширяют доступность товаров для населения и помогают малому и среднему бизнесу увеличивать продажи. По их мнению, ограничение скидок приведет к росту цен и поставит платформы в неравные условия по сравнению с традиционной розницей.  
  • РЭЦ объявил лауреатов премии «Экспортер года» в дальневосточном ФО. Единая окружная конкурсная комиссия всероссийской премии «Экспортер года», в состав которой вошли представители федеральных министерств, Российского экспортного центра, ВЭБ.РФ, АНО «Национальные приоритеты» и предпринимательских объединений, объявила победителей конкурса в Дальневосточном федеральном округе – всего 40 наград у 31 компании. Всероссийская премия «Экспортер года» проводится в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который реализуется при активной поддержке министерства промышленности и торговли, министерства экономического развития и министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Конкурс подчеркивает внимание государства к развитию экспортного потенциала страны. По итогам заседания Единой окружной конкурсной комиссии первое место в номинации «Экспортер года в сфере промышленности» среди малого и среднего предпринимательства заняло АО «Аметис», Амурская область. Экспортирует пищевые добавки и экстракты из древесины лиственницы даурской. Вторым стало ООО «Божена Вуд», Забайкальский край. Экспортирует погонажные изделия и пиломатериалы. Третьим – ООО «Февральслес», Амурская область. Экспортирует пиломатериал из ели аянской. Первое место в номинации «Экспортер года» в сфере базовой продукции агропромышленного комплекса в категории «Малый и средний бизнес» заняло ООО «Рыбхолкам», Камчатский край. Экспортирует мороженую рыбопродукцию. Второе место у ООО «Агро Экспорт ДВ», Приморский край. Экспортирует соевое и подсолнечное масло. Третье место у ООО «Красная Звезда», Амурская область. Экспортирует сою, кукурузу, соевое масло и шрот. Экспортером года в сфере услуг стало ООО «Райзъ», Приморский край. Экспортирует услуги логистики и таможенного оформления. Второе место у ООО «Сибирский кедр», Республика Бурятия. Экспортирует туристические услуги. Третье место у ООО «Эквивалент», Приморский край. Экспортирует логистические услуги. 

Полезные и важные материалы для малого и среднего бизнеса, получившие наибольшее освещение в топ-100 СМИ за рассматриваемый период 

  • Властям предлагают зафиксировать цены на продукты первой необходимости на три-четыре месяца. Долгосрочные соглашения между производителями, торговыми сетями и государством помогут сдержать рост стоимости этих товаров, говорится в докладе Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Сейчас годовая инфляция составляет 9,3%. Под заморозку цен, согласно предложению аналитиков, должны попасть мясо, сахар, овощи и фрукты. Среди других мер – закупки в дружественных странах, прямые поставки от фермеров и снижение пошлин на товары, которых не хватает. Читать подробнее. 
  • Налоговые доначисления бизнесу и гражданам в 2025 году выросли на треть: по итогам проверок за январь – март им предъявили 140 млрд рублей. В сумму входят недоимки, штрафы и пени. Существенно выросли и претензии к самозанятым, а также к гражданам, сдающим жилье или продающим активы. Бюджету не хватает денег, логично, что контроль ужесточили. Доначисления также выросли из-за изменения порядка расчета пеней. Ситуация ухудшается за счет высокой ставки (она влияет на размер штрафов). Подробнее – здесь. 
  • Зарплатные ожидания россиян растут в полтора раза быстрее, чем реальные зарплаты. По крайней мере, к такому выводу пришли эксперты Финансового университета при правительстве РФ: опрос демонстрирует разрыв между желаемым и действительным, рисуя картину амбициозных, но пока несбыточных финансовых ожиданий. Согласно опросу, средние зарплатные ожидания граждан составляют 146 тыс. рублей в месяц. Причем желания россиян за год выросли на 16%. Детали исследования. 

И напоследок – статистика  

Количество сообщений с упоминанием малого бизнеса, вышедших в топ-100 СМИ за рассматриваемый период, – 557.  

Облако наиболее употребляемых слов: 

Динамика количества сообщений с упоминанием малого бизнеса в топ-100 СМИ

Период: с первого по настоящий выпуск Дайджеста (масштаб: неделя)

Регионы – лидеры по количеству статей с упоминанием малого бизнеса: Москва (451 статья), Республика Татарстан (27) и Санкт-Петербург (22).   

Больше всего соответствующих публикаций выпустили ТАСС (53 релевантные статьи), «Российская газета» (44), РИА Новости (36), «Ведомости» (19), «Смотрим» (18), РБК (15), «Агентство городских новостей Москва» (14), Ura.ru (14), Forbes (13), Газета.ru (13).  

______

Топ-100 СМИ составлен системой мониторинга «Медиалогия».

© 2025 ФОМ