По итогам 17 опросов участников Лонгитюда Малого Бизнеса мы выяснили, что отличает наиболее преуспевающих из них

Успешность бизнеса каждого участника Лонгитюда оценивалась путем усреднения его индивидуального Индекса состояния бизнеса за весь период участия в исследовании.
В начале 2021 года мы договорились с примерно 700 предпринимателями, что они будут в течение 10 лет ежеквартально отвечать на вопросы о себе и своем бизнесе. С тех пор прошло более четырех лет, было проведено 17 ежеквартальных опросов. Многие участники не пропустили ни одного из них, некоторые были вынуждены пропустить какие-то опросы, а некоторые выбыли из состава участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, так как перестали вести бизнес.
Опросы проходят в начале каждого квартала. Респонденты, в частности, рассказывают, какой из трех бизнес-стратегий (выживания, сохранения или роста) они придерживались в прошлом квартале. По этим данным мы рассчитываем для каждого респондента его индивидуальный Индекс состояния бизнеса (ИСБ) за прошлый квартал: плюс 100 баллов, если это была стратегия роста, 0 баллов – если стратегия сохранения, минус 100 баллов – если стратегия выживания. (Если в ходе опроса выясняется, что предприниматель перестал вести свой бизнес (закрыл, продал или подарил), его ИСБ тоже принимается равным минус 100 баллам.)
Чтобы оценить успешность бизнеса каждого респондента, мы усреднили его ИСБ по всем кварталам, о которых он рассказал. Это позволило нам разделить всех участников Лонгитюда на три группы с разным средним ИСБ. Назовем их условно так:
Посмотрим теперь на объединенных данных 17 опросов, что отличает успешных предпринимателей от всех участников Лонгитюда.
Гендерные особенности успешных предпринимателей и общие характеристики их предприятий
График 1 демонстрирует, что среди владельцев успешного бизнеса заметно выше, чем в среднем, доля мужчин (81% против 74%). Хотя среди успешных, как и среди всех участников Лонгитюда, преобладают индивидуальные предприниматели, среди них заметно чаще, чем в среднем, встречаются ООО (42% против 35%).
График 2 демонстрирует, что успешные предприниматели чаще, чем в среднем, используют различные современные технологии ведения бизнеса: онлайн-продажи (36% против 28%), интернет-продвижение (51% против 43%), интернет-средства для организации рабочих процессов и координации удаленной работы (54% против 43%), электронный документооборот (71% против 65%).
Участники Лонгитюда в целом чаще пессимистичны, чем оптимистичны. У успешных же бизнесменов в среднем преобладают позитивные настроения и ожидания. Они чаще говорят, что вступили в новый квартал скорее с уверенностью, оптимизмом (68% против 44%), что новый квартал станет более благоприятным для их бизнеса, чем предыдущий (43% против 28%), чаще исключают вероятность закрытия своего бизнеса (76% против 58%).
На вопрос «В прошлом квартале по сравнению с предыдущим кварталом расходы на оплату труда работников в вашем бизнесе увеличились, сократились или не изменились?» владельцы успешного бизнеса чаще отвечают, что расходы увеличились (42% против 33% среди всех предпринимателей). При этом почти каждый пятый из них отмечает, что и число наемных работников в его бизнесе стало больше (18% против 10%).
Успешные предприниматели чаще, чем в среднем, говорят, что в завершившемся квартале доход от их бизнеса стал выше, чем в предыдущем (37% против 23% среди всех предпринимателей), вырос спрос на продукцию (35% против 22%), скорее улучшились условия ведения бизнеса (13% против 8%). Важно отметить, что более чем у каждого пятого владельца успешного бизнеса в завершившемся квартале появились новые направления бизнес-деятельности (21% против 15% среди всех предпринимателей).
Подводя итоги, можно составить портрет успешного предпринимателя – участника Лонгитюда. Это преимущественно мужчины, владельцы ООО, предприниматели, ориентированные на рост и развитие. Они сравнительно более активно используют современные технологии и цифровые инструменты, и, возможно, именно это помогает им оставаться конкурентоспособными. Их настроение преимущественно позитивное, они уверенно смотрят в будущее, увеличивают численность персонала и расходы на оплату его труда, расширяют направления деятельности. Такие предприниматели отличаются проактивностью, стратегическим мышлением и желанием постоянно улучшать свои бизнес-процессы. Их позитивный настрой и отношение к ведению бизнеса, вероятно, и способствуют их успеху.