Как участники Лонгитюда оценивают прошедший год и чего ждут от 2025 года

Адаптация к текущей экономической ситуации и рост пессимизма

qr-code
Как участники Лонгитюда оценивают прошедший год и чего ждут от 2025 года

Для корректного отображения графиков на телефоне поверните его горизонтально.

Итоги 2024 года в очередной раз продемонстрировали способность участников Лонгитюда приспосабливаться к условиям турбулентности. При этом более трети предпринимателей ожидают, что в 2025 году условия для бизнеса будут менее благоприятными, чем в предыдущем.

Ключевые выводы 15-й волны исследования

Российский малый бизнес продолжает работать в условиях постоянных изменений. Понимание предпринимателями общих настроений, ожиданий и опасений в бизнес-среде критически важно для оценки собственной ситуации и принятия взвешенных решений. ФОМ в рамках Лонгитюда Малого Бизнеса регулярно изучает эти настроения и ожидания. 15-я волна опроса, прошедшая в начале 2025 года, позволяет подвести итоги 2024 года и узнать ожидания бизнеса от ближайшего будущего. После нескольких лет активной адаптации наиболее важный вопрос сегодня: как участники Лонгитюда видят свои перспективы в текущем году на фоне сохраняющейся неопределенности? 

Исследование показывает, что участники Лонгитюда адаптировались к условиям 2024 года и демонстрируют стабильность, однако в 2025 год они входят с заметно возросшим пессимизмом. Более трети предпринимателей ожидают, что в нынешнем году вести бизнес будет сложнее, чем в предыдущем. 

Оценка 2024 года: адаптация предпринимателей

Прошедший год подтвердил способность малого бизнеса приспосабливаться. Хотя оценки неоднородны, общая картина говорит скорее о стабилизации, чем о прорыве. 

  • Более успешным 2024 год по сравнению с 2023-м в I квартале 2025 года назвали 34% участников Лонгитюда (чаще так отвечали предприниматели 18–35 лет – 46%). Отметим, что этот показатель на 4 п. п. меньше, чем годом ранее. 
  • Таким же, как предыдущий, 2024 год считали 36% предпринимателей. Доля таких ответов растет третий год подряд (26% – в 2021 году, 29% – в 2022 году, 31% – в 2023 году), что может свидетельствовать об адаптации к текущей экономической ситуации. Среди тех, кто считал, что 2024 год был таким же, как и предыдущий, чаще встречались предприниматели, которые в конце 2024 года придерживались бизнес-стратегии сохранения (43%)*. 
  • Менее успешным, чем позапрошлый, прошлый год стал для 28% участников Лонгитюда (годом ранее этот вариант ответа выбрали столько же предпринимателей). Эта группа чаще характеризовала свою бизнес-стратегию как выживание (60%). 

 * Задавался вопрос «Какое из этих трех слов лучше всего характеризует вашу бизнес-стратегию в IV квартале: выживание, сохранение или рост?». 

 

* Указан год, в котором давалась оценка прошлого года относительно позапрошлого.

 

Прогнозы на 2025 год: усиление пессимизма

В отличие от оценок прошлого, взгляд в будущее менее оптимистичен. За последние четыре года доля ожидающих ухудшения условий заметно выросла. 

  • Менее благоприятным 2025 год видят 37% участников Лонгитюда (2024 год так оценивали 27%, а 2023 и 2022 годы – по 30%). Пессимизм особенно выражен среди предпринимателей со штатом от 16 человек (52%). 
  • Более благоприятным год ожидают увидеть лишь 16% (20% год назад). 
  • То, что 2025 год будет таким же, как 2024-й, полагает 31% (39% год назад). 

 

** Указан год, в котором давалась оценка текущего года относительно прошлого.

Основания для пессимизма и оптимизма

Предпринимателям были заданы открытые вопросы о том, на чем основаны их ожидания относительно текущего года. 

Основные причины пессимизма (ожидания ухудшения): 

  • усложнение условий ведения бизнеса, изменение законов (так ответили 9% участников Лонгитюда); 
  • инфляция, рост цен на сырье и топливо (8%); 
  • высокая ключевая ставка, дорогие кредиты (8%); 
  • нестабильность экономики, ухудшение экономической ситуации (7%); 
  • рост налоговой нагрузки (7%). 

 

*** Вопрос задавался тем, кто считает, что в 2025 году условия для бизнеса будут менее благоприятными, чем в предыдущем году, – отвечали 37% респондентов.

Основные причины оптимизма (ожидания улучшения): 

  • расширение бизнеса, появление новых направлений, контрактов, улучшение оборудования (5%); 
  • общая надежда на лучшее (4%); 
  • ожидание завершения СВО и улучшения международных отношений (3%). 

 

**** Вопрос задавался тем, кто считает, что в 2025 году условия для бизнеса будут более благоприятными, чем в предыдущем году, – отвечали 16% респондентов.

Связь оценок и прогнозов: успех порождает оптимизм

Наблюдается четкая связь между тем, как предприниматель оценил прошедший год, и тем, что он ждет от будущего. 

  • Те, кто назвал 2024 год более успешным, чем 2023-й, значительно чаще ожидают, что 2025 будет более благоприятным (27% против 16% в среднем по выборке). 
  • Те, кто оценил 2024 год как менее успешный, гораздо чаще прогнозируют ухудшение ситуации в 2025 году (57% против 37% в среднем). 

 

Планирование и подведение итогов

В условиях неопределенности меняются и подходы к планированию. 

  • Большинство (56%) участников Лонгитюда и подводят итоги прошедшего года, и строят планы на следующий (в контексте жизни в целом, а не только в контексте бизнеса). При этом доля таких предпринимателей за год снизилась на 6 п. п. Чаще так делают те, кто оценил 2024 год как более успешный (67%), а также те, кто ожидает, что текущий год будет более успешным, чем предыдущий (73%). 
  • За год выросла доля тех, кто только подводит итоги, но не строит планы (18%, рост на 4 п. п.). 
  • Также выросла доля тех, кто не делает ни того, ни другого (16%, рост на 3 п. п.). 
  • Большинство (59%) участников Лонгитюда (снижение на 3 п. п. относительно 2024 года) считает свой подход (подводить итоги и строить планы, только подводить итоги или только строить планы) эффективным для успешного ведения бизнеса. 
  • При этом среди тех, кто и подводит итоги, и строит планы, свой подход называют наиболее эффективным 85%, тогда как среди тех, кто только подводит итоги или только планирует, этот показатель значительно ниже – 39 и 64% соответственно. 

 

*****Вопрос задавался тем, кто сказал, что подводит итоги уходящего года; строит планы на будущий год; подводите итоги уходящего года и строит планы на будущий год, - отвечали 81% респондентов.

 

******Вопрос задавался тем, кто сообщил, что подводит итоги уходящего года, строит планы на следующий год, – отвечал 81% респондентов.

Таким образом, участники Лонгитюда продемонстрировали устойчивость в 2024 году, но многие из них входят в 2025-й с грузом пессимистичных ожиданий, в основном связанных с макроэкономическими и регуляторными факторами. На этом фоне сокращается доля предпринимателей, системно подходящих к планированию, хотя именно такая практика ассоциируется с большей эффективностью ведения бизнеса. В текущих условиях стратегический анализ прошлого и четкое планирование будущего, несмотря на все сложности, остаются важными инструментами для навигации в изменчивой бизнес-среде. 

__________

Источник данных: Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ.  

Выборка 15-й волны – 711 респондентов. Сроки проведения: 20 января – 18 февраля 2025 года.  

Выборка 11-й волны – 733 респондента. Сроки проведения: 16 января – 14 февраля 2024 года.  

Выборка седьмой волны – 759 респондентов. Сроки проведения седьмой волны: 17 января – 18 февраля 2023 года.  

Выборка третьей волны – 711 респондентов. Сроки проведения третьей волны: 19 января – 18 февраля 2022 года. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.  

Анастасия Поникаровская
© 2025 ФОМ